Математические олимпийские игры

(Классный час для учащихся 4 класса)

Людмила АЛЕКСЕЕВА,

учитель начальных классов средней школы №68 г. Казани

Цель урока: расширение круга знаний учащихся, а так же раскрытие межпредметной связи математики и физической культуры.

Задачи:

образовательные:

– расширить круг знаний учащихся;

– раскрыть межпредметную связь математики и физической культуры;

развивающие:

нацелить на сотрудничество и творчество;

повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;

научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;

воспитательные:

воспитать у учащихся инициативность, смекалку;

– развить доброжелательное отношение друг к другу;

– воспитать чувство патриотизма.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент (5 мин.)

Учитель. Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся  нашей встрече.

Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». (Слайд 1)

Приветствие методом «Мэнэдж Мэт».

– А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по левому плечу дайте пять друг другу; партнеры по правому плечу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга и пожелаем всем успеха.

II. Мотивационный этап

(Музыка на фоне, напоминающая олимпийские игры; на доске соответсвующие картины.) (Слайл 2)

Учитель.

Сегодня ночью лыжи мне приснились,

Я там на них каталась не спеша!

Наверно это к счастью, сон такой увидеть,

Катаюсь я на лыжах, а словно из сказочного сна.

–А каким общим словом можно объединить и музыку, которую вы слышали, и картинки, и мой сон? (Олимпиада)

– Сегодня и мы поучаствуем в Олимпийских играх, но не в спортивных, а  математических. (Слайд 3)

– Что вы знаете об Олимпийских играх ?

– Назовите  родину Олимпийских игр? (Олимпийские игры – крупнейшие  международные спортивные соревнования, которые проводятся каждые 4 года. Родиной  является Древняя  Греция.)

Это название пришло из глубины веков. У древних греков было много богов, и по преданию жили они на горе Олимп. Самым главным среди богов был бог огня – Зевс. В его честь проводились спортивные игры у подножия горы Олимп. Именно поэтому игры стали называть Олимпийскими. ( Слайд 4)

– Где в 2022 году проходили игры?

Правильно, ребята! В городе Пекин проходили (Слайд 5) 24-е Зимние  Олимпийские игры. Это большое событие для стран, потому что в них участвовали самые  лучшие спортсмены мира, чтобы посоревноваться друг с другом в разных видах спорта.   Игры проходили с 4 по 20 февраля 2022 года.

– А  мы сегодня  проведем свои олимпийские состязания.

III. Основной этап

Учитель. Посмотрите на доску, что вы видите? (Геометрические фигуры) (Слайд 6)

– Предлагаю вам выбрать любую фигуру, а затем разделиться на три команды: треугольники, круги и квадраты. (Учащиеся делятся на группы по фигурам.)

– Математические Олимпийские игры объявляются открытыми!

– Итак, в Олимпийских играх участвуют три команды. Ваша задача: набрать как можно больше очков, чтобы стать Олимпийскими чемпионами! (У учителя 5 колец, на которых написаны названия зимних видов спорта.)

– На доске кольца с разными зимними видами спорта, которые нужно пройти.

1-е соревнование

Учитель. Итак, название нашего первого соревнования вы скажете, после того, как выполните задание. Оно поможет нам выявить капитанов команд. (Слайд 7)

– Посмотрите на доску и скажите что вы видите. (Разнообразные геометрические фигуры.)

 

 

 

Каждому ученику необходимо будет найти максимальное количество своих фигур на скорость. Тот кто первый находит количество фигур встает с места и если правильно, то становится капитаном команды. Если у остальных не такой ответ, делайте хлопок.

– Проверьте себя. (Слайд 8)

– Каждая команда получает одно очко. (Выявление лидеров команд.)

Ребята, а в названии какого вида Олимпийских игр присутствует название фигура? (Фигурное катание) (Слайд 9)

Фигурное катание – конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины.

– А вот и первое ваше пройденное состязание. (Учитель раздает кольца. Каждая команда получает по одному очку.)

2-е соревнование (2-е кольцо)

Как вы считаете, к какому виду спорта это относится:

– стиль брасс;

– на спине;

– подводное;

– синхронное? (Плавание)

Учитель. Правильно! Следующий вид спортивных состязаний – это спортивное плавание. (Слайд 10) А то, что я сейчас перечислила, виды плавания.

– Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время.

– Перед каждой командой лежит лист с заданием. Это неравенство. Нужно по очереди выполнить неравенство и поставить знак фломастером на листе А4 под своим номером, крайний ученик вешает лист на доску.

 1  2  3  4  5  6
= > > < < =

НЕРАВЕНСТВА

7х7+ 11  и  34+16

9х2+9  и  10х2

(28+12)х2  и  10-16:4

1.                 6х2+10  и   12х2

72:9+8   и   56:8 +7

(96-16):2 и 20+20

 

(Учитель вывешивает правильный лист.)

– Что вы заметили ? (Симметрию.)

– Нужно ли соблюдать в плавании симметрию? (Да, в брассе) (слайд 11 )

 — Правильно, молодцы! А вы Знаете, что на Олимпийских играх в Атланте, наша сборная по плаванию выиграла 4 золотые медали. (За быстроту – очко, за правильность – очко)

3-е соревнование (3-е кольцо) – гребля (Слайд 12)

Физминутка

Академическая гребля – вид гребного спорта, гонки на академических судах. Спортсмены сидят в лодках спиной к направлению движения и гребут вёслами.

В этой игре необходимы слаженные движения, четкость и точность выполняемых движений, которые и нам сейчас предстоит выполнить по командам синхронно, ведя счет.

• Прыгнуть столько, сколько получится в ответе: 49:7=7 (1-я команда)

• Присесть столько, столько получится в ответе: 36:9 =4 (2-я команда)

• Хлопнуть над головой в ладоши столько, сколько получится в ответе: 35:5 =7 (3-я команда)

(За точность одно очко.)

4-е соревнование (4-е кольцо)

– Четвертый вид зимнего спорта –это хоккей. (Слайд 13)

– Ребята, что вы можете рассказать об этом виде спорта?

– Правильно, хоккей – это командная игра на льду на коньках в шайбу, загоняемую в ворота ударами клюшки.

В данном состязании каждая команда постарается забить шайбу в ворота соперников.

Для этого вы должны были подготовить по 2 задачи на смекалку для каждой команды.

1. На полке 5 пар сапог. Сколько сапог на правую ногу? (5 сапог)

2. Сколько раз при написании чисел от 1 до 20 встречается цифра 1? (12 раз)

3. Сколько надо взять квадратиков, чтобы обклеить кубик, наклеивая по 1 квадратику на каждую сторону? (6)

4. Два отца и два сына поймали 3 зайцев. С охоты каждый вернулся с зайцем. Как это могло быть? (Их было трое: дед , отец, сын.)

5. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)

6. На отрезке поставили 3 точки. Сколько отрезков получилось? (4)

 

Учитель. Есть еще следж хоккей – новый для России вид Паралимпийского спорта, появившийся у нас в 2008 г. (Слайд 14) Это скоростная, требующая большого физического напряжения, игра для мужчин с нарушенной двигательной функцией нижней части тела. (За правильный ответ 1 очко.)

5-е соревнование (5-е кольцо)

Учитель. Следующее соревнование будет творческое или «художественное».

– Какой вид соревнования связан с художеством? (Художественная гимнастика.)

Худо́жественная гимна́стикавид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений и элементов без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). (Слайд 15)

– Посмотрите на кольца. Что они вам  напоминают? (Эмблему.) (Слайд 16)

– Где мы ее можем увидеть?

– Из каких фигур она состоит?

– Для олимпийских игр была создана олимпийская эмблема. 5 колец переплетённых на белом поле. Это – символ 5 частей света, объединённых в Олимпийском движении. Какого они цвета? (Голубой, чёрный, красный, жёлтый, зелёный.)

– Ваша задача заключается в том, что вам нужно создать на скорость олимпийскую эмблему на чем-либо. (Учитель показывает пример продукта. За скорость очко, за аккуратность очко.)

IV. Итог урока

Учитель. Ну что ж, завершились наши математические соревнования, и настала пора подвести итоги ваших достижений в командном зачёте и выводы. (Слайд 17)

Сегодня каждая команда  получит медаль «Математической олимпиады».

Олимпийская медаль – знак отличия за личное или командное спортивные достижения в соревнованиях на Олимпийских играх. Это самая важная и значимая медаль в спорте.

Награждение

Учитель. Закончу наше занятие высказыванием «Без математики даже спорт не обходится! Это очень интересная наука, которая находит применение даже в олимпийских видах спорта». (Слайд 18)