Мастер-класс и методический семинар – в чем отличие?

(Методические рекомендации по организации мастер-класса и методического семинара)

Алена БАЛОБАНОВА,

старший методист управления образования Елабужского района

Профессионализм современного педагога определяется не только его профессиональной пригодностью и профессиональным самоопределением, но и саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе таких качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин стремления участия педагогов в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года».

Важными этапами конкурса являются проведение мастер-класса и семинара, по организации которых возникает много вопросов.

Для того, чтобы подготовить профессиональный мастер-класс, необходимо знать основные требования к его проведению, структуру классического мастер-класса, его отличия от методического семинара.

Данные рекомендации позволят педагогу поэтапно выстроить свою работу по составлению и организации мастер-класса и методического семинара.

Мастер-класс – это двусторонняя, интерактивная форма обучения, в процессе проведения которого идет передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности. Принцип мастер-класса: «Я вам покажу, научу, как я делаю».

Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

При подготовке мастер-класса важно правильно определить собственную позицию модератора – это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

При проведении мастер-класса необходимо изначально четко продумать цели и задачи (прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех), желаемый результат.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса

  1. Постановка педагогической проблемы – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
  2. Практическая демонстрация приемов. Материал должен выходить за узкие рамки своего предмета. Приемы и методы, демонстрируемые в рамках мастер-класса, участники должны иметь возможность переложить на свою деятельность.

Весь мастер-класс, все приемы, методы и технологии должны быть направлены на решение проблемы. Каждый комментарий к транслируемому приему подчеркивает  способность к ее решению. Все задания модератора и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Главная задача — не превращать мастер-класс только в игру, где используется одна форма работы.

Организация работы участников – индивидуальная и групповая форма. Важнейший элемент технологии мастер-класса – работа фокус-группы. Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Мастером даются четкие инструкции, среди участников распределяются роли. Когда работает фокус-группа, мастер переключается на зал, задания должны перекликаться.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задания, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

  1. Рефлексия последний и обязательный этап – результат, отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса.

В итоге мастер-класса или демонстрируемого приема участники и слушатели должны увидеть результат деятельности, а не только его процесс.

Типичные ошибки мастер-класса:

ü    отсутствие проблемы;

ü    отсутствие комментария к демонстрируемому приему;

ü    нарушение временных рамок;

ü    идентификация участников с детьми;

ü    увлечение методикой частного предмета;

ü    теоретизированность;

ü    отсутствие анализа работ, выполненных участниками.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса мастер рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Методический семинар – это устное представление своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных организаций разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.

Семинар можно представить целостно, как систему, или отдельными частями (компонентами).

Примерный алгоритм проведения методического семинара

  1. Четко сформулировать тему методического семинара, цель. Тема должна быть конкретная, выстроена по следующему принципу:

– на каких личностных новообразованиях акцент (развитие, формирование, воспитание и т.д.);

– какими способами (указываются методы, технологии, средства);

– каким этапам привязан (на каких ступенях, в каких школах, классах и т.д.).

2. Обозначить актуальность, значимость, важность темы (дать обоснование темы, проблемы, противоречия, затруднения, цели, задачи, новизну).

3. Отразить теоретическую базу опыта при решении данной проблемы (на какие научные или практические изыскания опирается учитель, научные концепции или теории каких авторов использует в работе). Указывать только тех авторов, которые являются основоположниками той или иной технологии.

4. Раскрыть технологию реализации решения педагогической проблемы, условия реализации, риски и ограничения внедрения педагогического опыта.

5. Показать инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействий учителя и учащегося и т.д.

Важно: подчеркнуть суть авторских находок, адаптацию и усовершенствование.

6. Провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний учащихся, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету. Результат должен соответствовать теме, поставленным целям и задачам.

Как и мастер-класс, семинары проводятся с целью повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по проблемным вопросам. В любом случае, как семинар, так и мастер-класс — это отличная возможность узнать что-то новое, поделиться опытом и, конечно, развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога.