Мандала в работе с детьми

Мандала в работе с детьми

Диляра ЗАРИФУЛЛИНА

воспитатель

детского сада № 14 «Родничок»

г.Азнакаево РТ

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.

Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

Мандала – символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас.

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

Работа с мандалами помогает:

– гармонизировать внутреннее состояние;

– создавать и реализовывать свои намерения и цели;

– раскрывать свои творческие способности;

– наполнять себя позитивными энергиями;

Существуют  правила работы  педагога  с ребенком  при  использовании мандалы:

1.Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
2.Давать  возможность  детям  выбирать  понравившуюся  мандалу,  материал   и   цвет  самостоятельно.
3.Стараться  не  разговаривать  друг  с  другом,  лишь  в  исключительных  случаях  можно  шепотом  что-то  сказать  и  ответить.
4. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
5. Практикуется использование музыкального сопровождения.
6. После работы ребенку предлагается дать название мандале которую он изобразил,  предложить сочинить историю, сказку, рассказ, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы). Это помогает точно передавать свои мысли.
7.Мандала считается законченной тогда, когда в нее нечего будет добавить.

А чем же полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?
1.Развивается мелкая моторика.

2.Тренируется усидчивость и аккуратность

3.Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
4. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния и  снятия напряжения.

Мандала терапия: показания
Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
– нервное напряжение;
– заниженная самооценка;
– агрессивность поведения;
–  семейные конфликты;

–  сложная адаптация к новым условиям;
–  расстройства мелкой моторики;

–  страхи;

– нетерпеливость и гиперактивность детей.
 1–2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками

А с 3 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Позднее дети и подростки  с удовольствием рисуют цветными
ручками  и простым карандашом.

Чем отличаются мандалы для детей от взрослых вариантов?

В мандалах для детей используются более простые и понятные для детского восприятия узоры: фигуры животных, птиц, сказочных героев. Можно считать такие варианты детских мандал своеобразной подготовкой к более сложным, замысловатым и абстрактным взрослым вариантам.

А как же родители могут использовать метод мандалатерапии  со своими детьми?

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.

Следующий этап работы – это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спросите его о том, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа.

На что следует обратить внимание на рисунке:

– центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора.

– незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам.

– внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

– линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

– пустоты, большие не закрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

– симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

– ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!