Лэпбук по экологии

№ 188

Раушания ХАММАТОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №6 «Радуга» г. Кукмор

Экологическое воспитание дошкольников в условиях современного мира является одним из важнейших задач дошкольного образования.

Целью экологического образования становится формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования экологических представлений. Экологические знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов будут усвоены гораздо быстрее.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку  или другую прочную картонную основу, на которую наклеены кармашки, маленькие книжки (миникнижки – простые и фигурные, в виде гармошек, стрелочек и т. д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лэпбук соответствует требованиям ФГОС ДО. Дети имеют свободный доступ к нему. Пособие выполнено с учётом возрастных особенностей детей и соответствует требованиями СанПин. Лэпбук можно дополнить материалом в соответствии с интересами и возрастными особенностями детей.

Лэпбук – это методическое пособие, которое представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников.   Она предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он позволяет нам использовать различные формы и методы работы.

 

Дети с удовольствием рассматривают лэпбук, играют, рисуют и самое главное — закрепляют знания по экологии, приходят к выводу, что природа, люди, животные, растения, птицы – мы едины и взаимосвязаны между собой. Один не может существовать без другого.

 

Цель лэпбука: формирование системы знаний детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения в лесу.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать культуру поведения в лесу, внимание, интерес и любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам.

Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову; развивать познавательный интерес детей.

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе; познакомить с правилами поведения в природе; формировать интерес к проблеме охраны природы.

Лэпбук по экологии  включает в себя дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, иллюстрации направленные на формирование экологических представлений у дошкольников.

В данное методическое пособие включены:

  1. Дидактическая игра «Домашние животные»
  2. Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
  3. Загадки «Домашние животные»
  4. Дидактическая игра «Дикие животные»
  5. Дидактическая игра «Найди тень»
  6. Дидактическая игра «Найди соответствующее дерево»
  7. Дидактическая игра «Правила поведения на природе»
  8. Дидактическая игра «Собери пазл «Насекомые»
  9. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»
  10. Дидактическая игра «Осень. Признаки осени»
  11. Дидактическая игра «Зима. Признаки зимы»
  12. Дидактическая игра «Весна. Признаки весны»
  13. Дидактическая игра «Лето. Признаки лета»
  14. Дидактическая игра «Кто что ест?»
  15. Книжка – малышка «Пальчиковые игры на тему «Дикие животные»
  16. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»
  17. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»
  18. Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши»
  19. Дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши»
  20. Книжка – малышка «Пальчиковые игры на тему «Домашние животные»
  21. Дидактическая игра «Кто как кричит?»
  22. Книжка – малышка «Красная книга Республики Татарстан. Птицы»
  23. Книжка – малышка «Красная книга Республики Татарстан. Растения»
  24. Книжка – малышка «Красная книга Республики Татарстан. Животные»
  25. Книжка – малышка «Считалки»

Дидактическая игра «Домашние животные»

 

 

Цель: закрепить знание домашних животных.

Материалы: картинка двора, картинки на липучках с изображением домашних животных.

 

Ход игры: ребенку предлагается назвать домашнее животное и поместить в пустых прямоугольниках на картинки с изображением двора.

 

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

 

Цель: закрепить знания о животных, птицах, насекомых, рыбах, формировать знания, где они живут.

Материалы: картинка с изображением домиков, где живут животные, птицы, насекомые, рыбы, картинки с изображением

 

животных, птиц, насекомых, рыб на  липучках.

Ход игры: ребенку предлагается назвать, кто изображен на картинке, и найти его домик, назвать его.

Загадки «Домашние животные»

 Цель: развивать логическое мышление и внимание у детей.

Материалы: книжка – малышка «Загадки про домашних животных».

Ход: воспитатель читает загадку, ребенок договаривает и открывает окошечко, проверяет свой ответ.

 

В деревушке у опушки

Бабушка живет в избушке.

Вместе с нею там живет

Полосатый Васька -….Кот

 

Кот мяукает, мурлычет,

Всем он очень симпатичен,

Но поймать его за хвост

Очень хочет старый …Пес

 

Службу пес несет исправно,

Во дворе он самый главный.

Пес следит из новой будки,

Как в пруду ныряют …Утки

 

Утки маленьких утят,

Научить всему хотят.

К кряканью давно привык

Толстый и сердитый …Бык

 

Рогом бык плетень бодает,

Тот от этого страдает.

Возмущаться начал вслух,

Вниз слетев с плетня, …Петух

 

К петуху бегут гурьбою

И кудахчут меж собою

Неразлучные подружки

Пестренькие …Курочки

 

У несушек круглый год

Много во дворе хлопот,

Но милей всего бабусе

Два ее веселых …Гуся

 

Веселятся и гогочут —

Может гуси сена просят?

Сена хочет кто – то с гривой –

Быстрый, сильный…Конь  игривый.

 

 

Дидактическая игра «Дикие животные»

 

 

Цель: закрепить знания о диких животных, среде их обитания.

 

Материалы: картинка леса, животные на липучках.

Ход игры: воспитатель спрашивает у ребенка, где живут дикие животные, почему их назвали дикими. Ребенку предлагается назвать дикое животное и найти ему место в лесу.

 

 

Дидактическая игра  «Найди тень»

 

 

Цель: развивать умение у  детей находить заданные силуэты фруктов и ягод.

Материалы: картинки с изображением фруктов и ягод, салфеточка, тени предметов, фломастер.

 

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки фруктов и ягод, называть  их. С помощью фломастера соединяют изображение  фруктов и овощей с их тенью.

Дидактическая игра «Найди соответствующее дерево»

 

 

Цель: формировать знания о деревьях и кустарниках, об их плодах.

Материалы: картинка с изображением деревьев и кустарников, картинки с плодами на липучках.

 

 

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать плод, назвать его,  найти соответствующее дерево, на котором он растет, и поместить его на липучку.

Дидактическая игра «Правила поведения на природе»

Цель: Формировать доброе отношение к миру природы, отзывчивость на общение с живыми существами, закрепить основные правила поведения в природе «Что нельзя делать на природе и что можно делать?», развивать мелкую моторику, память, речь, активизировать словарный запас. Уметь правильно выбрать из нужных знаков с ситуациями поведения и обосновать положительные знаки, которые помогают природе.

Материалы: картинка леса, значки на липучках с правилами поведения на природе.

Ход игры: детям предлагается брать по одной знаку с правилом, сформулировать правило поведения в лесу по изображению и разместить ее в нужном месте.

Дидактическая игра «Собери пазл «Насекомые»

 

Цель: развиваем мелкую моторику рук, развивать умение соединять части предметов в одно целое, закреплять название насекомых.

 

Материалы: картинки  с изображением насекомых,

 

разрезанные картинки на липучках.

 

Ход игры: дети называют насекомое, которое бы хотели собрать, начинают к сбору пазла. В конце воспитатель просит ребенка назвать, из каких частей состоит насекомое.

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»

 

 

 

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Материалы: картинки с предметами, фломастер.

 

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний – зачеркнув его фломастером, сопровождая свое действие речью.

ДидактическИЕ игрЫ «Осень. Признаки осени», «Зима. Признаки зимы», «Весна. Признаки весны», «Лето. Признаки лета»

Цель: Формировать представления детей о труде взрослых и детских забавах, праздниках, соответствующих времени года; Развивать зрительную память, логическое мышление; Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов. Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последовательности, о изменениях в живой и неживой природе.

Материалы: карточка с изображением времени года, маленькие карточки с признаками времени года на липучках.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку назвать времена года в правильной последовательности. Затем ребенок выбирает карточки на липучках с признаками времени года, которые относятся к данному времени, размещает их на липучках. По мере размещения карточек, ребенок составляет связный рассказ о данном времени года, какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Дидактическая игра «Кто что ест?»

 

 

Цель: воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным; развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук; закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.

 

Материалы: игровой барабан, карточки животных на липучках.

 

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку ознакомиться с карточками

 

животных и кругом. Воспитатель поощряет речь ребенка.   «Кто это ?» Затем идет обобщение: «это животные, а в круге – их корм, еда, которую они любят есть»

Воспитатель предлагает  покормить животных. Для этого карточку  животного ребенку надо  прикрепить к любимому корму.

Книжка-малышка «Пальчиковые игры на тему «Дикие животные»

Цель: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, пополнять словарный запас детей,  расширять знания детей о диких животных, формировать умение детей управлять своими движениями.

Кто в лесочке живет?

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.

Переплести пальчики, имитируя лес. Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная  с мизинца. Сжимать и разжимать кулачки.

Лесное население

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!

Ладонями рук дети изображают открытую книгу. Закрывают «книгу». Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.

Мишки.

Мама мишек будит рано.

Не встают они с дивана.

– Эй, Большак, вставай скорей!

Ждут друзья уж у дверей!

– Ну, а ты, лентяй Указка!

У тебя засохла краска!

Вы должны с Середняком

Побелить амбар и дом.

– Безымянный, мой бедняжка!

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

Полежи ещё два дня.

Ты, Мизинчи-малышок,

Роста у тебя – вершок!

Но зато проказ и драк

Сосчитать нельзя никак!

Пальцами обеих рук изобразить мишек. Удивленно пожать плечами. Встряхиваем большие пальцы  рук. Указать руками на дверь. Встряхнуть указательные пальцы

Изобразить руками ведро. Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой,  снизу – вверх. Погладить безымянный палец пальцами другой руки. Прижать безымянный палец к ладони и погладить его. Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста. Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.

Серый волк.

Волк серый, зубастый,

По полю рыщет,

Добычу себе ищет.

Как найдет,

Волчатам отдает.

Сгибают и разгибают согнутые пальцы. «Ходят» пальцами по столу. Зажимают пальцы в  кулаки.

Зайчата.

Вот встречаются зайчата:

«Как согреться нам, ребята?»

Чтобы побыстрей согреться,

Надо спинками тереться.

Указательный и средний пальцы – ушки, остальные в кулак. Тереть тыльные стороны ладоней друг о друга

Животные зимой

Спят зимой барсук и ежик,

И медведь зимой спит тоже.

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних теплых дней.

Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно сидеть.

 Руки сжаты в кулаки. Разгибают и сгибают пальцы. Растирают пальцы и кисти рук.

Белочки

Раз, два, три, четыре, пять,

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась,

Четыре белочки осталось.

А теперь скорей смотри –

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна –

Осталась белочка одна.

Пока мы с тобой считали,

Белочки от нас сбежали.

Выставить пять пальцев. Спрятать руку за спину. Выставить четыре пальца. Спрятать руку за спину. Выставить три пальца. Спрятать руку за спину. Выставить два пальца. Спрятать руку за спину. Выставить один палец. Спрятать руку за спину.

Колючий шарик

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось…это еж!

Дети крутят между ладонями массажные мячи. Смотрят на мяч, держа его в ладонях. Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу.

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»

 

Цель: упражнять детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам, упражнять в правильном подборе слов, развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

Материалы: карточки с изображением разных картинок.

Ход игры: воспитатель перемешивает карточки. Дети выбирают себе карточки. Внимательно рассматривают. По одному начинают составлять связный рассказ по картинкам, располагая их последовательно.

Дидактическая игра  «Составь рассказ по картинке»

Цель: упражнять детей составлять маленький рассказ по картинкам о животных, среде их обитания, чем они питаются, упражнять в правильном подборе слов, развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления, воспитывать любовь и бережное отношение к животным, дать понятие, что животные и природа неразрывно связаны между собой.

Материалы: карточки с изображением разных картинок животных.

Ход игры: воспитатель перемешивает карточки. Дети выбирают себе карточки. Внимательно рассматривают. По одному начинают составлять связный рассказ о животном, среде его обитания, о том, что любят кушать то или иное животное. Чем оно полезно природе.

Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши»

Цель: развивать умение у детей различать взрослого домашнего животного и  его детёныша, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.

Материалы: карточки с картинками домашних животных, карточки с детенышами на липучках.

Ход игры: воспитатель раздает карточки с изображением домашних животных. Дети рассматривают, называют животного. Дети подбирают к нему его детеныша из карточек на липучках. Потом помещают его на карточку возле взрослого животного. Называют детеныша.

Дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши»

 

Цель: развивать умение у детей различать взрослого дикого животного и  его детёныша, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.

Материалы: карточки с картинками домашних животных, карточки с детенышами на липучках.

 

Ход игры: воспитатель раздает карточки с изображением домашних животных. Дети рассматривают, называют животного. Дети подбирают к нему его детеныша из карточек на липучках. Потом помещают его на карточку возле взрослого животного. Называют детеныша.

Книжка-малышка «Пальчиковые игры на тему «Домашние животные»

 

Цель: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, пополнять словарный запас детей,  расширять знания детей о диких животных, формировать умение детей управлять своими движениями.

Домашние животные

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (Поочередно загибаем пальчики на левой руке.)

Самых близких, самых верных –

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

Маша каши наварила

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, Загибают по одному пальчику на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

Лошадка

По дороге белой гладкой (все пальчики скачут по столу)

Скачут пальцы как лошадки

Цок-цок, цок-цок,

Скачет резвый табунок!

Кошка.

Как у нашей кошки

Беленькие ножки,

Мяконькие лапки,

Ноготки — царапки. Ступаем «ножками» — пальчиками мягко, по-кошачьи.

Поцарапаем немножко

Не ребята мы, а кошки

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Бычок

Шел бычок (показать рожки — для этого прижать к голове кулачки с выставленными из них указательными пальцами).

Вдоль забора

Увидал мочало (расслабить ладони так, чтобы они бессильно повисли),

Начни сказочку сначала. (развести руки в стороны)

Козел.

«Вот какой козел рогатый!»

Рожки делают ребята.

«Вот какие рожки

У козла Тимошки!»

Встрече Тимофей не рад –

Грозно смотрит на ребят.

«Уходите, вас не знаю:

Забодаю, забодаю!» (Пальчиками изображаются козлиные рожки.)

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем

внутрь).

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

 

Цель: развивать память и речь детей, пополнять словарный запас.

Материалы: карточки с изображением животного.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать животного и то, как он кричит.

 

 

Книжка – малышка «Красная книга Республики Татарстан. Птицы. Растения. Животные»

Цель: Познакомить детей с Красной книгой Татарстана, охраняемыми птицами, растениями и животными. Закрепить правила поведения в природе. Дать понятие детям  о бесценности природы и подвести их  к выводу о необходимости ее оберегать.

Книжка-малышка «Считалки»

Цель: развивать речь ребенка, пополнять словарный запас.

 

Белый месяц.

Раз, и два, и три, и десять,

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

Теремок.

За морями, за горами,

За высокими лесами

На полянке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

Котята

Родились у нас котята

Раз – два – три – четыре – пять.

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать.

Раз — котёнок самый белый,

Два — котёнок самый смелый,

Три — котёнок самый умный,

А Четыре – самый шумный.

Пять похож на Три и Два

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать!

Таря – Маря.

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела —нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим!

Воробей.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

 

Лиса.

 

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела —

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные ссылки и источники, используемые при подготовке лэпбука:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/29/palchikovye-igry-po-teme-domashnie-zhivotnye
  2. https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-tatarstana/
  3. https://vk.com/neskuchaica
  4. https://vk.com/deti_tvorchestvo
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/03/22/kartoteka-palchikovykh-igr-na-temu-dikie-zhivotnye-i-ikh-detenyshi