Логоритмика в работе с детьми раннего возраста с алалией

 № 199

Лилия ИВАНОВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №311 г. Казани

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

Цель логоритмики: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи логоритмики:

  • развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
  • формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
  • устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
  • развивать речевое и слуховое внимание;
  • учить переключать внимание, включая смену движений;
  • продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
  • развивать физиологическое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
  • развивать мелкую моторику, точность движений;
  • развивать мимику лица;
  • формировать правильную артикуляцию звука.

В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:

  1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.
  2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

При планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР выделяются следующие направления работы:

  • Формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Салютики».)
  • Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально–дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса. (Игры «Веселые звуки», «Самолетики», «Вороны».)
  • Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Снежинки».)
  • Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика.)

Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики. (Игра «Моя семья».)

При разработке любой логоритмической деятельности необходимо учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики нужно выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель могут использованы во всей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Упражнение «Ноги и ножки»

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топа-тора-топа-топ,

Топа-тора-топа-топ.

 

Ходят в медленном темпе, опуская ногу на всю стопу.

Бегут на носках с остановкой на последнее слово.

 

«Шагают наши ножки»

По узенькой дорожке

шагают наши ножки,

шагают наши ножки,

И в ямку … бух!

Ходят по кругу, друг за другом, высоко поднимая ноги. Делают поскоки с ноги на ногу в медленном темпе. Усаживаются на стул на последнем слове.

 

Упражнение «Лужок»

Ножки, ножки

Бежали по дорожке.

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибежали на лужок,

Прибежали на лужок,

Сели дружно все в кружок.

Бегут на носочках друг за другом.

 

 

Прыгают с ноги на ногу с продвижением вперед.

 

 

Садятся на пол, вытянув ножки.

 

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

 

Лодочка

Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимают прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение лежа на животе.

Снеговик

Исходное положение стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его из разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять с ног»

 

Кулачки

Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого кисти расслабляются и встряхиваются.

 

Дерево

Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». От сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна оставаться напряженной и неподвижной.

 

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

   

Руки к солнцу поднимаю,

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну, а руки выпускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Это очень хорошо,

Что сегодня дождик шел.

 

Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос.

Через стороны опускают руки

и тихо произносят на выдохе

«Ф-Ф-Ф»

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно

Листьев нет – лишь ветки видно.

Дети делают глубокий вдох,

надувают щеки и силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Подняв руки, качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.

 

 

«Волки»

Дети, стоя чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у-у-у-у-у».

Логопед.

Посмотрите, а  вот и мишка.

Медведь в берлоге крепко спит,

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

У него зимой одна забота:

Крепко спать и весны ждать.

Но мы попросим мишку с нами поиграть.

«Нюхаем воздух»

Цель: укрепление мышц диафрагмы и развитие дифференцированного вдоха через нос и выдоха через рот.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При повороте головы влево-вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух») и произвольный выдох. Вначале выполнять на 4 счета в два подхода, затем количество раз увеличивается. Темп 60-72 вдоха в минуту. Пауза между дозами вдохов 2-3 сек.

 

«Дровосек»

Цель: постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в «замок» подняты над головой – вдох. Быстрый наклон туловища вперед, руки уронить вниз, как «топор», с произнесением на выдохе «ух».

«Послушный мяч»

Цель: тренировка синхронной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Каждый из детей подбрасывает вверх мячик и ловит его обеими руками. Поймав мяч, одновременно произносит слог «оп»; «хоп». Взрослый хвалит тех детей, кто не выпустить мяча из рук.

 

«Надуй воздушный шарик»

Цель: закрепление умения  направлять воздушную струю посередине языка.

Взрослый предлагает надуть воображаемый шарик и придумать, кому он его подарит. Взрослый показывает, как медленно надувается воздушный шар, имитируя движения руками и произнося звук «ш» на выдохе под счет до 4-х. Обратить внимание детей на правильное положение языка и губ во время произнесения шипящего звука.

 

  1. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

 

«Найди свой домик»

Дети разбиваются на пары. Становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя руками «крышу» дома. Хором за взрослым проговаривают слова: «Раз, два, три — на улицу беги!» Под музыку легко бегают по залу в одном направлении. На слова взрослого: «Раз, два, не зевай, быстро домик занимай!» Дети наперегонки ищут свою пару и поднимают руки вверх. Чья пара быстрее построит «крышу» домика, та и побеждает.

«Кот охотится за мышами»

Взрослый объясняет детям, что, пока гремит погремушка, дети-«мышки» могут спокойно двигаться по дому. Как только ударит бубен, надо тут же присесть — «спрятаться», так как на охоту вышел «кот». Кто вовремя не присядет и не замрет, того «кот» поймает — т.е. ребенок выбывает из игры.

 

  1. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1 – 10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
  2. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук

Дети ритмично щелкают пальцами рук.

Ритмично притопывают.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Ритмично потирают ладонями о колени.

Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают в ладоши.

 

 

Машина

Би-би-би –

Гудит машина.

Тук-тук-тук –

Мотор стучит.

– Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу –

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та –

Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают руками.

Ритмично потопывают ногами.

Потирают ладони.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

 

 

  1. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
 

«Перекати мяч»

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками (с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги  перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку.

Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи.

 

«Вокруг и внутри»

Для каждого ребенка нужен обруч. Обручи разложены на полу на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Дети под музыку марша ходят каждый вокруг своего обруча. На акцент дети впрыгивают (двумя ногами) каждый в свой обруч и продолжают ходьбу на месте внутри обруча до тех пор, пока не услышат следующий акцент в музыке, на который они выпрыгивают из обруча и вновь продолжают ходьбу вокруг него.

 

  1. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание.
«Со мною играй, за мной повторяй!»

Дети стоят за стульчиками свободно. Взрослый стоит в центре круга и произносит слова стихотворения, сопровождая их действиями:

«Мы играем на гармошке – ля, ля (2 раза),

Громко хлопаем в ладошки – хлоп, хлоп!

Головой слегка качаем – кач, кач!

Ручки кверху поднимаем – тач, тач! (руки не опускать)

Мы в ладошки — хлоп, хлоп,

А ногами — топ, топ!

Вниз ладошки опускаем – отдыхаем, отдыхаем».

 

«Маме надо отдыхать»

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением: «Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу

«Маму я не разбужу»

Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» — это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут».

Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами. С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.

  1. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
«Дождик»

Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва ……

Как, кап, кап, кап.

(медленные хлопки).

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять …

Как, кап, кап, кап.

(хлопки учащаются).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

 

«Карусель»

Дети создают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется. Игра не только забавляет детей, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания. Произнося слова, на каждый слог делают шаги на месте (правой и левой ногой), постепенно ускоряя и замедляя.

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те,

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра!

 

  1. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
«Качели»

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком

 

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

«Белка»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

 

  1. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
«Арбуз»

Логопед. Посмотрите, сколько арбузов (мячей) выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие.

Он большой, как мяч футбольный

Если спелый, все довольны!

Так приятен он на вкус!

Сладкий сахарный арбуз!

Дети собирают мячи, берут один из них и, встав в круг, передают мяч друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается – ребенок, в руках которого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз сладкий или кислый. Все делают то же самое. Упражнение повторяется несколько раз.

 

«Пчелка и медведь»

Логопед читает рассказ, а дети имитируют в нем движения. «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата сильно стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова открыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата на стали ее пргонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх и вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и полетела спать.»

«Грибок»

Дети двигаются по музыку, ищут и собирают грибы. Вдруг испугались какого-то шороха, потом залюбовались красивым пейзажем, обрадовались большому грибу, огорчились червивому (дети имитируют движения, названные педагогом, мимикой передают различные состояния).

 

  1. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  2. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
Игры для детей от 1 до 2 лет. 

 «Где звучит?»

Взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? Динь-дон. Вот он где звенит. «А где сейчас? Ну-ка, посмотри. Вот он где».

«Покажи (скажи), кто это?»

Покажите в семейном альбоме фотографии: «это мама, это папа». После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи дедушку».

«Угадай по звуку»

Ребёнок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создаёт звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу), ребёнок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).

«Разведчики»

Перенеси из одного угла в другой все звонкие предметы очень тихо.

 «Угадай, чей голосок »

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолёт, кошку, собаку). Ребёнок угадывает.

 

 

Игры для детей 3-4 лет.

«Угадай, кто идет»

Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен» (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик.

«Петрушка ошибается»

В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить его произносить слова.  Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки. Вместо «стол» говорит «стул», вместо «лампа» — «шкаф». Дети исправляют Петрушку.

«Какие бывают слова»

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова, звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).

 

 

Список литературы

  1. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. – М., 2004.
  2. Картюшина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2005.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
  4. Репина З.А. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 2002.
  5. Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения. – М., 2006.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.