Логопедическое лексико-грамматическое занятие по теме «Насекомые»

№ 157

(Занятие в подготовительной группе)

Эльвира ПУГИНА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №54 г. Казани

Цели:

коррекционно-образовательные:

– закрепить знания полученные в период обучения на теме «Насекомые»;

– согласовывать числительные с прилагательными и существительными;

– совершенствование навыка слогового анализа слов;

– совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительных в родительном падеже;

– совершенствование умения выделять звук на фоне слова;

коррекционно-развивающие:

– развитие речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления; тонкой, общей моторики координации речи с движениями, ловкости;

– стимулировать мыслительную и речевую активность;

воспитательные: воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Ход занятия

Логопед. Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости, им очень интересно посмотреть чем мы будем сегодня с вами заниматься. Пожелаем им доброго утра!

Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей, – это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки.

(Ребята встают в круг, взявшись за руки, говорят.)

Дети.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Логопед. Сегодня наши ребятишки приготовили загадки, давайте их послушаем и постараемся отгадать. Давайте послушаем какую загадку приготовила Ксения.

1-й ребенок.

В полосатом платьице

На лугу летает.

Мохнатыми лапками

Пыльцу собирает. (Пчела)

Логопед. Алсу, твоя загадка?

2-й ребенок.

Зелёная пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день-деньской. (Кузнечик)

Логопед. А теперь попробуем отгадать загадку у Камиллы.

3-й ребенок.

Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками. (Божья коровка)

4-й ребенок.

Полосатая она,

Только это не пчела.

Мед не собирает.

Внимание! Кусает! (Оса)

5-й ребенок.

Надо мною он кружит

И пищит, пищит, пищит. (Комар)

6-й ребенок.

Этот малыш, сильнее слона

Веточки носит он без труда. (Муравей)

7-й ребенок.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик Вика.

Логопед. Вы наверное уже догадались о ком мы с вами будем говорить сегодня?

Дети. О насекомых. (Слайд 8)

Логопед. А теперь скажите, где можно встретить в природе насекомых?

Дети. В лесу, на полянке.

Логопед. А я для вас приготовила сюрприз. Пожалуйста присаживайтесь за столы. Перед вами лежат небольшие полянки, где насекомые. А сейчас мы с вами ее оживим. А для этого вам нужно будет правильно подуть на них. Закрыли ротики, вдохнули носиками и выдохнули воздух в трубочку. (Музыка.)

Логопед. Понравились вам ваши полянки? А теперь отложим их на край стола и послушайте, что я вам расскажу.

Сегодня, когда я шла на работу, рядом с нашим детским садом на траве я нашла вот эту банку, а рядом с банкой лежал вот этот конверт.

Как вы думаете, как все насекомые могли попасть в банку? (Ответы детей.) Давайте все-таки откроем конверт, может там будет подсказка.  Ребята, оказывается это Незнайка из любопытства собрал всех насекомых на поляне в эту банку. А банка оказывается волшебная! Не так то просто освободить из нее насекомых. Прежде чем освободить каждого насекомого, нужно выполнить задание. Ну что же, поможем Незнайке? Итак, приступаем. Если выполним первое задание, посмотрите, ребята, какое насекомое мы сможем освободить? Кузнечика.

1-е задание. Четвертый лишний.

Паук, жук, пчела, муха.

Бабочка, стрекоза, муравей, оса.

Божья коровка, пчела, комар, бабочка.

Логопед. Ислам, подойди к банке. Кого мы освобождаем из банки и отправим на нашу полянку? Ответь полным предложением.

Ислам. Из банки мы освобождаем кузнечика.

Логопед. Куда ты посадишь кузнечика на нашей полянке? (Ответ ребенка.)

Логопед. Итак, приступаем ко второму заданию. Кого мы освобождаем?

Дети. Муравья.

2-е задание. Скажи одним словом. Закончи предложения.

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют ….

У таракана длинные усы, поэтому его называют …

Муравей любит трудиться, поэтому его называют трудолюбивым.

Логопед. Валерия, подойди к банке и освободи насекомого. Кого мы спасли? (Ответ ребенка.)

Логопед. Посмотрите, ребята, какое следующее насекомое, нуждается в нашей помощи?

Дети. Пчела.

3-е задание. Игра с мячом «Угадай, кто?».

Логопед. Я буду называть действие, а вы должны угадать для какого насекомого оно подходит.

  • Порхает (кто) – … (бабочка)
  • Жужжит – … (жук)
  • Звенит – … (комар)
  • Собирает мед – … (пчела)
  • Жалит – … (оса)
  • Ползает – … (гусеница)
  • Прыгает – … (кузнечик)
  • Трудится – … (муравей)
  • Летает – … (стрекоза)

Логопед. Артем, подойди к банке и кого мы особождаем?

Артем. Пчелу.

Логопед. Куда мы ее посадим? Где ее домик? Пусть она здесь посидит, немножко отдохнет, потому что ей нужно много трудиться. А что же делает пчела, мы сейчас с вами вспомним.

Труженица пчела

Пчёлка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу,

Хоботком нектар сосёт –

За день много соберёт.

Унесёт нектар в тот улей

И назад вернётся пулей.

В сотах утрамбует мёд,

Скоро ведь зима придёт.

Будет пчёлкам чем питаться

Летом надо им стараться.

Логопед. Ребята, продолжаем знакомиться дальше с с заданиями.

Присядьте на свои места. Продолжаем дальше. Нам нужно осободить муху.

4-е задание. Составь рассказ по схеме.

Логопед. Ребята, нам нужно будет составить рассказ о мухе. Чтобы вам было полегче составить рассказ, можете воспользоваться схемой:

Назвать насекомое – Сказать какого она цвета, по размеру? – Из каких частей тела состоит? – Какой голос подает? – Чем питается? – Как передвигается? – Где обитает? – Как зимует? – Польза и вред.

Муха маленького размера, серого цвета. У мухи есть крылья, шесть ног, тело мухи состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко. Есть усики и крылья. Муха жужжит. Питается муха остатками еды, любит сладкие жидкости. Муха летает. Мухи жувут везде, так где живут люди. Зимой мухи впадают в спячку – живут между окон, в подвалах. Вред – переносчики инфекций. Польза – являются пищей для многих птиц и полезных насекомых.

Логопед. Правильно, ребята, это – вредное насекомое. А какое полезное насекомое вы знаете?

Дети. Пчелу.

Логопед. Правильно, пчела – это полезное насекомое. Хотелось бы услышать рассказ и о ней.

Пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы.У пчелы 6 ног, крылья. Пчела не произносит звуков, но когда она летит, мы слышим жужжание: Ж-Ж-Ж. Питается пчела нектаром с цветов. Пчелы живут в ульях. Зимуют пчелы в своих домиках. На зиму делают запасы пищи. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелинный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений.

Логопед. Никита, подойди к банке, освободи муху.

Ой, у нас осталось последнее насекомое – это кто? Ну давайте попробуем, возьмем задание. (На конверте – бабочка.)

5-е задание

Логопед. Для выполнения этого задания я вам раздаю конверты. У каждого свой конверт. В конверте – пазл. Вам нужно будет собрать его и выложить из фишек слово.

Вика, подойди, освободи бабочку. И все ребята, подойдите к поляне. А вы как думаете, ожила наша поляна? Освободили мы с вами всех насекомых? А с краю полянки мне очень бы хотелось поставить вот такой знак !, чтобы Незнайка или другие люди, оказавшись на природе, не уничтожали насекомых, потому что мы с вами многое узнали о пользе насекомых.

А теперь, мне хочется узнать, что особенно вам понравилось сегодня на занятии, постарайтесь отвечать полным предложением.

На сегодня занятие закончилось.