Логопедическая работа с детьми 4 – 5 лет с общим недоразвитием речи

№ 184

Елена СОКОЛОВА,

учитель-логопед      детского  сада №36 г. Казани    

Нормативный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить  развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и  сказки. Такой ребенок должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Детям с нарушением речи характерны ошибки фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Они обладают  ограниченным запасом слов, нарушенным фонематическим слухом,   нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована связная речь[4].

Для таких детей, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

– нарушение внимания и памяти;

– нарушение мелкой и артикуляционной моторики;

– недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Совокупность пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима специально построенная групповая (от 6 человек) логопедическая работа.

Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. В работах известных исследователей (Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской, Т.Б.Филичевой и др.) достаточно подробно рассмотрены недоразвитие лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи в структуре общего недоразвития речи. Развитием фонематических процессов при ФФН занималась Т.Ткаченко, в ее книгах подробно описана коррекционная работа .

Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности развития.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому  анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное  отставание в формировании словарного запаса и гра мматического строя.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит   серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовате льной школы.

У детей с фонетико-фонематическим нарушением речи наблюдается искаженное звукопроизношение, фонетические                   нарушения, несформированность фонематиче ского восприятия.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у де те й с ФФНР указывает  на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога . Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на за данный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

– не четком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

– неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и    синтеза;

–   затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи;  не четкая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с  суще ствительными).

Л.П.Носкова выделяет следующие условия развития языковой способности как одного из направлений коррекции фонетико- фонематической системы:

  1. Создание полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и деятельностью) говорения взрослых друг с другом в присутствии де те й и с детьми, не зависимо от их возможностей восприятия (слуха и навыков чтения с лица) и уровня речевого ра звития.
  2. Соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: орфоэпических, грамматиче ских, стилистических.
  3. Включение детей в разнообразную практическую деятельность как на специальных занятиях, та к и в быту.
  4. Развитие слуховой функции как физиологической основы формирования звуковой стороны речи и важнейшего условия становления языковой способности.
  5. Всемерное развитие форм обще ния: ситуативно-личностного общения и ситуативно-делового общения, а затем внеситуативно-делового общения, основными условиями для развития которых являются доступное для ребенка содержание конкретной ситуации, эмоциональный контакт, действия с реальными предметами и постепенное усвоение языка слов как знаков этих предметов и действий.
  6. Развитие у детей подражания как предметным, так и речевым действиям взрослого. Привлечение внимания ребенка к движениям рук и лицу говорящих, поддержание любых речевых реакций и действий ребенка, как бы далеки они не были от ре чевого образца взрослого.
  7. Побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее становления и в разных формах: от голосовых реакций, попыток артикулировать и произносить отдельные звуки или слоги до более точного воспроизведения звуковой структуры слова с допустимыми за ме нами отде льных фонем[9].

Все эти стороны можно развивать и корректировать на групповых занятиях. Вид программ должен носить речевой, игровой и коммуникативный характер.

Нами разработана программа по рекомендациям ведущих логопедов. В задачи программы входят:

  1. Расширение словаря и грамматического строя.
  2. Ра звитие фонематического слуха.
  3. Ра звитие мелкой моторики.
  4. Ра звитие пространственных представлений и восприятия.
  5. Формирование временных представле ний.
  6. Формирование навыка обще ния.
  7. Формирование познавате льного инте ре са и произвольности.

Програ мма рассчитана на де те й 4 – 5 лет с общим недора звитием речи

1 – 3 уровней, фонетико-фонематическим недоразвитием, повышенной утомляемостью и расторможенностью. Для демонстрации правильной речи детям с ОНР и ФФНР в группу возможно введение ребенка с нормативным речевым развитие м.

Эффе ктивность програ ммы и способы ее отсле жива ния

На начало и конец занятий у де те й 4 – 5 лет проводят следующую  диагностику.

Выявление:

  • уровня сформированности слова ря;
  • уровня сформированности гра мма тиче ского строя;
  • уровня сформированности фоне ма тического слуха;
  • уровня ра звития мелкой моторики;
  • уровня сформированности пространстве нных представлений и восприятия;
  • уровня сформированности вре ме нных пре дста вле ний;
  • уровня сформированности на выка общения;
  • уровня сформированности познавательного интереса и произвольности.

Ре зульта ты диа гностики оформляются в речевую карту.

Динамика развития отслеживается в написании сравнительной характеристики, которая составляется на каждого ребенка, и анализе групповой динамики в це лом.

Соде ржа ние програ ммы

Задачи программы реализуются посредством комплексов занятий. Один комплекс равен одному дню пребыва ния ребенка в группе в течение 1 часа.

Один комплекс состоит из двух занятий (речевого и аппликации) и  пребыва ния ребенка в игровом пространстве на пере ме не между занятиями.

На речевом занятии реализуются следующие блоки программы:

  1. Блок расширения словаря включает в себя создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены. Освоение указанного содержания основывается на развитии дифференцированного восприятия предметов:  умения видеть его части и детали, фокусировать внимание на одной из характеристик, абстрагируясь от других. С детьми выучиваются обобщающие  понятия, и развивается умение объяснить, что мы обобщаем этими понятиями.
  2. Блок развития грамматически правильной речи предполагает оказа ние ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования. Одним из непременных условий является опережающее развитие понимания грамматических форм. На занятиях проводится серия упражнений, предусматривающих сопоста вле ние различных форм одного и того же слова. Широко используются тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, по введению в предложения дополнений в ра зличных па дежах.
  3. Блок развития фонематического слуха является важным процессом, необходимым для овла дения письменной и устной речью.

На занятии по аппликации реализуются за дачи по формированию пространстве нных предста вле ний на плоскости листа.

Во время пребывания ребенка в игровом пространстве на переменах ме жду занятиями реализуется 4-й блок — Развитие навыка общения. Развитие этих навыков происходит посредством не структурирова нной игры.

Темы используются стандартные для данного возрастного промежутка. Закрепление и ра звитие знаний о тема х: «Овощи», «Фрукты», «Вре ме на года» (темы рассматриваются в зависимости от времени года в «данный момент»), «Одежда», «Праздники» (Новый год, День мамы), «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Город», «Семья». Все темы рассматриваются по несколько занятий, для возможности закрепления темы. Программа включает в себя 33 комплекса, рассчитанных на год с сентября по май.

Таблица 1

Структура комплекса

 

Название за нятия Продолжительность
1-е занятие Ре че вое занятие 15 мин.
Переме на Пре бывание в игровом простра нстве 15 мин.
2-е занятие Аппликация 15 мин.
Перемена Пре бывание в игровом простра нстве 15 мин.
Итого

:

1 час

 

На данном занятие блоки реализуются как сидя за столом, та к и в игровые моменты. Так же темы занятий закрепляются в аппликациях и других работах – лепки, рисовании, проговаривая, что мы клеим или лепим, где это используется и т.п., в зависимости от те мы занятия.

Таким образом, с помощью этих блоков на занятиях мы развиваем все стороны речи ребенка. Не забывая и о мелкой моторике, игровой деятельности и общении со сверстниками.

Список лите ра туры и источников

  1. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР/ /Логопе д в детском саду. – 2007. – №3. – С. 5 – 19.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение. 1977.
  3. Лалаева Р. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов- на-Дону: Фе никс, Союз, 2009.
  4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синте з, 2006.
  5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвеще ние. 1988.
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, игра я. – М.: Мозаика-Синтез. 2000.
  7. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. – М.: Детство-Пре сс, 2009.
  8. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Ш», «Ж», «С», «З». – Ярославль: Академия развития, 1996.
  9. Носкова Л.П. Методика развития речи для дошкольников с нарушением слуха /учебное пособие для ВУЗов. – Владос, 2004.
  10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Моза ика- Синте з, 2000.
  11. Фомиче ва М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М.: Просвеще ние, 1981.
  12. Филиче ва Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009.
  13. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педа гогика и психология (дошк.)» /под ред. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.