Логопедическая работа по предупреждению темпо-ритмических нарушений у детей с ЗПР
Логопедическая работа по предупреждению
темпо-ритмических нарушений у детей с ЗПР
Ольга ИВАНОВА
воспитатель
детского сада №4
г. Казани
Актуальность. В области логопедии, деятельность, направленная на профилактику темпо-ритмических нарушений у малышей, сталкивающихся с задержкой психического развития (ЗПР), занимает ключевое место среди педагогических и психологических вмешательств. Дисфункции темпо-ритмического характера могут серьезно осложнить процесс развития ребенка, создавая препятствия для его успешной адаптации в обучающей среде и в процессах социализации. Поэтому, нацеливаясь на коррекцию данных аномалий, мы стремимся кардинально улучшить жизненный уровень этих детей и повысить их обучаемость.
Темпо-ритмические нарушения встречаются часто у детей с психическими задержками. Эти нарушения мешают детям учиться и выполнять движения в определённом порядке, соблюдать ритм, из-за отставания в развитии психомоторики. В настоящее время важность борьбы с нарушениями темпа и ритма усиливается из-за роста количества детей с задержкой психического развития, что вызывает необходимость у профессионалов в сфере разрабатывать и применять инновационные методы коррекционной работы и обеспечения поддержки. Основная сложность кроется в нехватке развития и применения эффективных стратегий коррекции нарушений темпа и ритма у детей с ЗПР.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, испытывающие трудности в области темпо-ритмических навыков.
Предметом исследования являются методы и приемы логопедической работы по предупреждению и коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с ЗПР.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании эффективных методов и программ логопедической работы по предупреждению и коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с ЗПР.
Гипотеза. Предполагается, что использование специализированных методов и приемов коррекции, адаптированных под индивидуальные особенности детей с ЗПР, позволит значительно улучшить их темпо-ритмические навыки, способствуя тем самым их успешной социализации и образовательной деятельности.
Целью данного эксперимента является анализ и коррекция нарушений в области темпа и ритма у детей дошкольного возраста 5–7 лет, имеющих задержки в психическом развитии. Исследованию подверглось 20 дошкольников старшего возраста, страдающих отставанием в психическом развитии, возрастная группа которых от 5 до 7 лет.
Описание методик:
А.Ф.Лобовая разработала подход к оценке развития чувства ритма у детей дошкольного возраста:
Обзор метода: Методический подход, разработанный А.Ф.Лобовой, фокусируется на анализе степени развития ритмических навыков у детей предшкольного возраста. Процесс включает оценку умения ребёнка улавливать и повторять ритмические последовательности, а также его способности координировать движения в соответствии с ритмическими образцами.
Метод Овчинниковой для коррекции нарушений темпа и ритма:
Описание метода: Метод Овчинниковой целенаправленно сконцентрирован на исправлении нарушений темпа и ритма через применение комплекса музыкально-двигательных упражнений. Этот подход способствует усовершенствованию ритмического чутья и координации движений.
Проведение экспериментального анализа с использованием методологий, разработанных А.Ф.Лобовой и Овчинниковой, обеспечивает более глубокое понимание особенностей темпо-ритмических нарушений среди детей дошлкольного возраста, что в свою очередь способствует разработке более эффективных методов коррекции данных нарушений. Выявленные в ходе исследования данные открывают новые возможности для совершенствования методик коррекции и профилактики темпо-ритмических проблем, предлагая ценные направления для дальнейших исследований и практической работы с детьми.
Рис.1 Результаты диагностики экспериментальной группы детей по методике А.Ф.Лобовой.
Рис.2 Результаты диагностики контрольной группы детей по методике А.Ф. Лобовой.
Разрабатываемая А.Ф.Лобовой система оценки активно определяет степень освоения ритмических умений у детей в преддверии школьного обучения. Применяемая Овчинниковой программа коррекции демонстрирует заметное повышение качества ритмической подготовленности, что подтверждает ее высокую результативность в исправлении нарушений темпо-ритмического профиля. Полученные данные утверждают важность и целесообразность использования целенаправленных методов в обучении детей, сталкивающихся с отставанием в психическом развитии, и предлагают продолжать такую специализированную практику в рамках логопедии.
Рис.3 Результаты диагностики по методике коррекции темпо- ритмических нарушений по методике Овчинниковой (экспериментальная группа)
Рис.4 Результаты диагностики по методике коррекции темпо-ритмических нарушений по методике Овчинниковой в контрольной группе.
Реализованные корректировочные процедуры демонстрируют значимую результативность в повышении ритмо-музыкальных компетенций у детей, страдающих нарушениями психофизического развития. Продление и модификация данных коррекционных программ способствуют обеспечению устойчивого прогресса и дополнительного улучшения в областях ритмического восприятия, исполнения и координации движений под музыку.
Список литературы
1.Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования/Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. С. 10.
2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982.
3.Коновалова Е.Г. Логоритмика – метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова / Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2 (5). С. 169–170.
- Логопедия. Заикание: хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Л. И. Белякова; Е.А.Дьякова. – М.: Издатель В. Секачёв: ЭКСМО–Пресс, 2001. – 416 с
- Лопухина И.С. Логопедия – ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта. 2010. – 256 с.