Лесная сказка

№ 122

(Итоговое подгрупповое занятие в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий с элементами творческого рассказывания)

Елена ФАТЫХОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани

Цель: развивать фантазию, творчество, умение анализировать и делать выводы на основе полученных ранее знаний.

Задачи:

– продолжать расширять и активизировать словарь детей по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные»;

– закреплять навык употребления в речи предлога «в» при составлении детьми предложений, отвечающих на вопрос «где?»;

– упражнять в умении правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе;

– продолжать обогащать словарный запас прилагательными путем согласования их с существительными в роде;

– совершенствовать понимание речевых инструкций и умение работать по предложенному плану;

– развивать общую и мелкую моторику;

– воспитывать интерес к занятию и внимательное отношение к ответам и рассказам других детей;

– прививать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: плоскостные фигурки диких животных и елок (настольный театр); аудиозапись со звуками леса.

Ход занятия

I часть (8 – 10 мин.)

(Дети сидят полукругом перед журнальным столиком.)

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, вы разгадаете их и попробуете догадаться, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

1-я загадка. Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила.

Ребенок. Это зима.

Логопед. А как вы догадались?

Ребенок. Зимой все в снегу, окошки в узорах, а дети катаются на санках.

Логопед. Правильно.

2-я загадка. Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, с небо на землю свалилось.

Ребенок. Это снег. Он белый, падает с неба и покрывает всю землю.

Логопед. Правильно. Вот и я на наш стол набросаю много-много снега. (Покрываю всю поверхность стола ватой.)

3-я загадка. Зимой и летом одним цветом.

Ребенок. Это елка. Елка – хвойное дерево, оно не сбрасывает свои иголки, как лиственные сбрасывают листья, поэтому всегда зеленая.

Логлпед. Верно. Иди посади на наш снежок много елочек, чтобы поучился лес.

4-я загадка. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?

Ребенок. Это волк. Он злой, в лесу ему голодно и он постоянно бродит в поисках пищи.

Логопед. Молодец. Иди поставь волка в наш лес. А где, ребята, живет волк?

Дети. Волк живет в логове.

Логопед. А кем был волк, когда был маленький?

Ребенок. Волк был волчонком.

5-я загадка. Летом шубу серую, а зимою белую носит попрыгайка, трусливый…

Ребенок. Зайка. Он меняет зимой шубу серую на белую, прыгает и трусит.

Логопед. А зайка где живет?

Ребенок. Под кустиком, под пеньком.

Логопед. А он кем был, когда был маленький?

Ребенок. Заяц был зайчонком.

Логопед. Правильно, иди поставь зайку в наш лес.

6-я загадка. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Ребенок. Это белка. Она живет в дупле, у нее пушистая шубка и она любит орешки.

Логопед. Правильно. А кем она была в детстве?

Ребенок. Белка была бельчонком.

Логопед. Правильно. Иди поставь ее в наш лес.

7-я загадка. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет.

Ребенок. Это лиса. У нее пушистый хвост, рыжий мех, и она любит кур.

Логопед. А где живет лиса?

Ребенок. Лиса живет в норе.

Логопед. А кем она была в детстве?

Ребенок. Лиса была лисенком.

Логопед. Правильно. Иди поставь.

8-я загадка. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток ни одной.

Ребенок. Это ежик. Он весь в иголках и до него невозможно дотронуться.

Логопед. А он где живет?

Ребенок. Ежик живет в норке.

Логопед. А кем он был?

Ребенок. Еж в детстве был ежонком.

Логопед. Все верно. Иди поставь его в наш лес. Ежик зимой спит, давайте, я положу и укрою его снегом.

9-я загадка. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мед. Кто его мне назовет?

Ребенок. Это медведь. Он большой, косолапый, любит шишки, мед, и живет в берлоге.

Логопед. А кем он был в детстве?

Ребенок. Медведь был медвежонком.

Логопед. Правильно. Иди и поставь его в лес. Медведь тоже зимой спит, сделаем ему берлогу из снега.

А теперь встали в кружок и повторим наших лесных животных.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулаками друг о друга попеременно.)

Лисичке в кошелку,

Ежику и волку,

Мишке косолапому,

Зайке усатому. (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Кому в платок,

Кому в роток,

Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)

II часть (13 – 15 мин.)

Логопед. Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить?

Дети. Мы будем говорить о зиме и о диких животных, которые живут в лесу.

Логопед. Совершенно верно, вот у нас получился лес, полон сказок и чудес. А как вы думаете, почему так говорят?

Дети. Потому что в лесу много необычного, много зверей, за которыми интересно наблюдать.

Лопопед. А кто помнит сказки о лесных зверях?

Дети. «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и петух», «Красная шапочка» и т. д.

Логопед. Ребята, а вы хотите сами побывать сказочниками и сочинить свою сказку про зимний сказочный лес и его обитателях?

Дети. Да.

(Включаю музыку с лесными звуками.)

Логопед. Сели на коврик, закрыли глаза и представили, что мы в зимнем лесу. Какой он?

Дети. Белоснежный, блестящий, тихий, чудесный, серебряный, искристый, солнечный и т. д.

Логопед. А если мы его потрогаем, тогда он какой?

Дети. Холодный, мокрый, колючий, шершавый, пушистый, мягкий, ледяной и т. д.

Логопед. А если понюхаем?

Дети. Свежий, хвойный, пахучий, сырой и т. д.

Логопед. Теперь мы знаем, какой наш сказочный лес, чем пахнет и кто в нем живет. И так, чудеса начинаются… Все вокруг закружись. Наша сказка начнись… Открыли глаза. (Добавляю освещение на стол, где находится настольный театр.)

Физминутка

Логопед. Встали и представили: что мы надели лыжи и поехали по нашему сказочному лесу. Мы бежим по белому, искристому, холодному снегу, и он скрипит под ногами «с-с-с-с». (Имитация движений рук, ног и приседаний.)

– Впереди горка присели и покатились «ш-ш-ш-ш». (Ноги вместе, руки отвели назад. (2 – 3 раза.)

– Вот мы и приехали в наш лес, в котором сейчас начнутся чудеса… Давайте спрячемся и понаблюдаем за сказочной жизнью наших зверей. (Садятся на стульчики.)

– Кто хочет первый придумать сказку?

– Мы знаем, все звери в сказке разговаривают: радуются и печалятся, пугаются и храбрятся, тревожатся – одним словом, живут своими заботами. Сначала нужно будет рассказать о том, каков зимний день, затем о том, какие звери повстречались в лесу, что с ними случилось, и чем все это закончилось. Рассказывать нужно выразительно, голосом передавать характер героев. Фигурки держите так, чтобы рука не мешала зрителям смотреть ваши сказки. (Дети рассказывают свои сказки.)

III часть (2 – 3 мин.)

Логопед. Все сказки оказались интересными. Многие рассказывали по плану: сначала описали день, а потом случай в лесу. Все дети говорили выразительно – мы тревожились, переживали, радовались.

У нас с вами получился настоящий театр!