Лесная сказка
№ 122
(Итоговое подгрупповое занятие в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий с элементами творческого рассказывания)
Елена ФАТЫХОВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани
Цель: развивать фантазию, творчество, умение анализировать и делать выводы на основе полученных ранее знаний.
Задачи:
– продолжать расширять и активизировать словарь детей по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные»;
– закреплять навык употребления в речи предлога «в» при составлении детьми предложений, отвечающих на вопрос «где?»;
– упражнять в умении правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе;
– продолжать обогащать словарный запас прилагательными путем согласования их с существительными в роде;
– совершенствовать понимание речевых инструкций и умение работать по предложенному плану;
– развивать общую и мелкую моторику;
– воспитывать интерес к занятию и внимательное отношение к ответам и рассказам других детей;
– прививать любовь к русскому народному творчеству.
Оборудование: плоскостные фигурки диких животных и елок (настольный театр); аудиозапись со звуками леса.
Ход занятия
I часть (8 – 10 мин.)
(Дети сидят полукругом перед журнальным столиком.)
Логопед. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, вы разгадаете их и попробуете догадаться, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
1-я загадка. Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила.
Ребенок. Это зима.
Логопед. А как вы догадались?
Ребенок. Зимой все в снегу, окошки в узорах, а дети катаются на санках.
Логопед. Правильно.
2-я загадка. Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, с небо на землю свалилось.
Ребенок. Это снег. Он белый, падает с неба и покрывает всю землю.
Логопед. Правильно. Вот и я на наш стол набросаю много-много снега. (Покрываю всю поверхность стола ватой.)
3-я загадка. Зимой и летом одним цветом.
Ребенок. Это елка. Елка – хвойное дерево, оно не сбрасывает свои иголки, как лиственные сбрасывают листья, поэтому всегда зеленая.
Логлпед. Верно. Иди посади на наш снежок много елочек, чтобы поучился лес.
4-я загадка. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
Ребенок. Это волк. Он злой, в лесу ему голодно и он постоянно бродит в поисках пищи.
Логопед. Молодец. Иди поставь волка в наш лес. А где, ребята, живет волк?
Дети. Волк живет в логове.
Логопед. А кем был волк, когда был маленький?
Ребенок. Волк был волчонком.
5-я загадка. Летом шубу серую, а зимою белую носит попрыгайка, трусливый…
Ребенок. Зайка. Он меняет зимой шубу серую на белую, прыгает и трусит.
Логопед. А зайка где живет?
Ребенок. Под кустиком, под пеньком.
Логопед. А он кем был, когда был маленький?
Ребенок. Заяц был зайчонком.
Логопед. Правильно, иди поставь зайку в наш лес.
6-я загадка. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ребенок. Это белка. Она живет в дупле, у нее пушистая шубка и она любит орешки.
Логопед. Правильно. А кем она была в детстве?
Ребенок. Белка была бельчонком.
Логопед. Правильно. Иди поставь ее в наш лес.
7-я загадка. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет.
Ребенок. Это лиса. У нее пушистый хвост, рыжий мех, и она любит кур.
Логопед. А где живет лиса?
Ребенок. Лиса живет в норе.
Логопед. А кем она была в детстве?
Ребенок. Лиса была лисенком.
Логопед. Правильно. Иди поставь.
8-я загадка. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток ни одной.
Ребенок. Это ежик. Он весь в иголках и до него невозможно дотронуться.
Логопед. А он где живет?
Ребенок. Ежик живет в норке.
Логопед. А кем он был?
Ребенок. Еж в детстве был ежонком.
Логопед. Все верно. Иди поставь его в наш лес. Ежик зимой спит, давайте, я положу и укрою его снегом.
9-я загадка. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мед. Кто его мне назовет?
Ребенок. Это медведь. Он большой, косолапый, любит шишки, мед, и живет в берлоге.
Логопед. А кем он был в детстве?
Ребенок. Медведь был медвежонком.
Логопед. Правильно. Иди и поставь его в лес. Медведь тоже зимой спит, сделаем ему берлогу из снега.
А теперь встали в кружок и повторим наших лесных животных.
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулаками друг о друга попеременно.)
Лисичке в кошелку,
Ежику и волку,
Мишке косолапому,
Зайке усатому. (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Кому в платок,
Кому в роток,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)
II часть (13 – 15 мин.)
Логопед. Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить?
Дети. Мы будем говорить о зиме и о диких животных, которые живут в лесу.
Логопед. Совершенно верно, вот у нас получился лес, полон сказок и чудес. А как вы думаете, почему так говорят?
Дети. Потому что в лесу много необычного, много зверей, за которыми интересно наблюдать.
Лопопед. А кто помнит сказки о лесных зверях?
Дети. «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и петух», «Красная шапочка» и т. д.
Логопед. Ребята, а вы хотите сами побывать сказочниками и сочинить свою сказку про зимний сказочный лес и его обитателях?
Дети. Да.
(Включаю музыку с лесными звуками.)
Логопед. Сели на коврик, закрыли глаза и представили, что мы в зимнем лесу. Какой он?
Дети. Белоснежный, блестящий, тихий, чудесный, серебряный, искристый, солнечный и т. д.
Логопед. А если мы его потрогаем, тогда он какой?
Дети. Холодный, мокрый, колючий, шершавый, пушистый, мягкий, ледяной и т. д.
Логопед. А если понюхаем?
Дети. Свежий, хвойный, пахучий, сырой и т. д.
Логопед. Теперь мы знаем, какой наш сказочный лес, чем пахнет и кто в нем живет. И так, чудеса начинаются… Все вокруг закружись. Наша сказка начнись… Открыли глаза. (Добавляю освещение на стол, где находится настольный театр.)
Физминутка
Логопед. Встали и представили: что мы надели лыжи и поехали по нашему сказочному лесу. Мы бежим по белому, искристому, холодному снегу, и он скрипит под ногами «с-с-с-с». (Имитация движений рук, ног и приседаний.)
– Впереди горка присели и покатились «ш-ш-ш-ш». (Ноги вместе, руки отвели назад. (2 – 3 раза.)
– Вот мы и приехали в наш лес, в котором сейчас начнутся чудеса… Давайте спрячемся и понаблюдаем за сказочной жизнью наших зверей. (Садятся на стульчики.)
– Кто хочет первый придумать сказку?
– Мы знаем, все звери в сказке разговаривают: радуются и печалятся, пугаются и храбрятся, тревожатся – одним словом, живут своими заботами. Сначала нужно будет рассказать о том, каков зимний день, затем о том, какие звери повстречались в лесу, что с ними случилось, и чем все это закончилось. Рассказывать нужно выразительно, голосом передавать характер героев. Фигурки держите так, чтобы рука не мешала зрителям смотреть ваши сказки. (Дети рассказывают свои сказки.)
III часть (2 – 3 мин.)
Логопед. Все сказки оказались интересными. Многие рассказывали по плану: сначала описали день, а потом случай в лесу. Все дети говорили выразительно – мы тревожились, переживали, радовались.
У нас с вами получился настоящий театр!