Лепка из пластилина кувшин

(Занятие по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста)

Гузель ФАРУХШИНА,

воспитатель детского сада №15 г. Туймазы Республики Башкортостан

Задачи:

коррекционно-образовательные: формировать умение детей создавать изображение посуды (кувшинчик) из целого куска пластилина ленточным способом, передавая ее характерные особенности; уточнять представление о форме, частей и характерных признаках данной  посуды; закреплять и уточнять технические приемы лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание, прижатие; формировать умение сглаживать поверхность изделия подушечками  пальцев;

коррекционно-развивающие: развивать наблюдательность, зрительное восприятие предмета, речь, внимание, умение работать по предложенной схеме;

коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, желание помочь друг другу, используя сюжет сказки «Лиса и журавль», усидчивость;

Средства реализации: иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», картинки с изображением различных видов кувшинов, настоящий кувшин.

Раздаточный материал: пластилин, дощечки, салфетки, стеки.

Словарная работа: дно, тулово, шея, венчик, ленточный способ.

Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи.

Ход ООД

  1. Организационный момент

Воспитатель.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, милый мой дружок!

– Я сегодня принесла вам очень интересную сказку. Называется она «Лиса и журавль». Однажды Лиса и Журавль подружились. Лиса пригласила журавля в гости и угостила его манной кашей на тарелке. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал, ничего не попадает. Обиделся журавль и ушел домой совсем голодным. Оказывается, у журавля дома была другая посуда и называлась она кувшин, из которого было удобно кушать. А у лисы кувшина не было.

– Дети, как мы можем им помочь?

Дети. Мы можем слепить из пластилина, чтобы лиса и журавль не обижались друг на друга и дружили. (Дети садятся на свои места.)

  1. Основная часть

Воспитатель. Дети, давайте рассмотрим картинки с изображением кувшинов. Посмотрите, у кувшина есть дно, это нижняя часть, на которой кувшин стоит. (Показ.) Обратите внимание, если кувшин положить на бок, то нам будет видно, что дно имеет какую форму?

Дети. Форму круга.

Воспитатель. Выше у него располагается тулово, как туловище, большая часть, она выпуклая, имеет округлую форму. Повторим все вместе: тулово – большая выпуклая часть.

Воспитатель. Как вы думаете, как называется эта часть?

Дети. Горлышко.

Воспитатель. Горлышко у кувшина называется шейка, она уже чем тулово.

Самая верхняя часть  кувшина  называется венчиком, похож он на края глубокой тарелки. Если вы обратили внимание у некоторых кувшинчиках есть носик и ручка, за которую можно поднять кувшин. (Показывает изображения кувшинов с ручкой и носиком.) Сегодня я вас научу создавать кувшинчик из пластилина ленточным способом. Поможет нам создать такой кувшин, вот такая схема. (Показ.)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик-большачок,

А все вместе кулачок.

Практическая часть

Воспитатель. Перед вами лежит кусок пластилина, его нужно размять. Для чего, скажи, пожалуйста, Марк?

Дети. Для того чтобы пластилин стал мягким.

Мы приступаем к работе, от целого куска пластилина отделяем небольшой кусок для того чтобы слепить дно кувшина. (Показывает схему и дно кувшина.) Меньшую часть нужно скатать в шар. Большую часть раскатать в колбаску. Колбаску нужно раскатать вот до такой толщины. (Воспитатель показывает готовую колбаску. Дети самостоятельно раскатывают колбаску.)

Воспитатель. Берем нашу колбаску в руки и ее сплющиваем, делаем из нее ленту вот так. Двумя пальчиками расплющиваем колбаску, делая ленту не слишком тонкую, чтобы она не рвалась, и не слишком толстую вот так. (Показывает готовую ленту.) Расплющили колбаску, теперь берем шар и расплющиваем в  блинчик. Берем ленту сворачиваем, то есть соединяем начало и конец ленты так, чтобы получился цилиндр, место соединения сглаживаем подушечками пальцев. Получилась стенка кувшина.

Поставим цилиндр на дно, он у вас как блинчик, прижимаем и примазываем дно к стенкам, приподнимая края, вот так, подушечками пальцев. Нам осталось с вами сформировать венчик, если мы будем пальчиками загибать края наружу, получится венчик. По желанию можно сделать кувшинчик особенным, сделать ручку и носик, или нанести узор стекой.

  1. Заключительная часть

Воспитатель. Дети, какие красивые у вас получились кувшинчики!

– Для кого мы изготовили такие кувшины?

– Как? Каким способом?

– Теперь лиса и журавль обрадуются и будут дружить дальше, друг другу в гости ходить.