Лэпбук по ЭРС «Бабушкин сундук»
№ 109
Гульнара АЗАМАТОВА,
воспитатель детского №3 «Солнышко» с.Пестрецы Пестречинского района
Развивающая педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государство ставит перед нами задачу – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами – педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. А для реализации этих задач я считаю необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, на мой взгляд, является универсальное дидактическое пособие лэпбук. Он не так давно стал использоваться, но надо сказать, что лэпбук – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру. Что же означает это модное слово лэпбук. Термин «Lapbook» впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США.
Встречаются и другие названия лэпбука, такие как тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но тем не менее суть понятия сводится к тому, что лэпбук – это стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3 – 5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка, самостоятельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д. вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук, прежде всего, помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)
Опыт моей работы показывает, что лэпбук хорошо подходит для занятий в группах одной возрастной категории. Поэтому свою авторскую разработку по ЭРС, тематическое пособие, я разработала специально для детей средней группы. Чтобы заинтересовать детей я сделала свой лэпбук в форме сундука и дала название «Бабушкин сундук».
Актуальность моей работы заключается в приобщении детей к народной культуре с одной стороны и развитию творческих способностей детей с другой.
Цель, которую преследует данная работа, это – познакомить детей с татарскими орнаментами, их названиями, воспитывать интерес к культуре родного края.
Задачи, поставленные перед педагогом, заключаются в развитии у детей внимания, наблюдательности, логического мышления, воспитывать интерес к искусству татарского народа, обогатить словарный запас детей названиями татарского национального орнамента, развивать у них мелкую моторику, зрительно-моторные координации.
В содержимое «Бабушкиного сундука» входят шесть дидактических игр:
«Найди и назови»
Цель игры. Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента: тюльпан, колокольчик, лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей, названиями татарского национального орнамента. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к искусству татарского народа.
Ход игры. В игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки. Каждый игрок берет по 1 – 2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.
1-й вариант. Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой карточки.
2-й вариант. Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.
3-й вариант. Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана (колокольчика, листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую часть большой карточки.
«Найди пару»
Цель игры. Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента.Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа.
Ход игры. Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок. Игра рассчитана для 2 – 4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает одну карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.
«Составь узор на салфетке»
«Одень Батыра в национальную одежду»
Цель игры. Закрепление представлений детей о предметах татарского народного костюма мальчика.
Ход игры. Детям предлагается одеть кукол в татарский народный костюм и назвать предметы одежды. Воспитатель уточняет, что нарядную одежду носили в праздничные дни, а в будни – однотонную, тёмных тонов. Вспомнить значение элементов орнамента народного костюма. Предложить детям после игры украсить узорами шаблоны рубах, камзолов (по желанию).
«Собери пазл»
Цель игры. Закреплять умение составлять целое из частей.
Ход игры. Ребенку предлагается собрать пазл и назвать орнамент, который получился.
«Матрёшки»
Цель игры. Развитие сенсомоторного восприятия, учить детей выстраивать серийный ряд в убывающем порядке: от низкого к высокому и наоборот. Учить обследовать предмет путем приложения и находить высокий. Закреплять в речи слова: высокий, ниже, еще ниже, низкий, самый низкий. Развивать память, внимания, наблюдательность.
Ход игры.
1-й вариант. Воспитатель приносит детям матрешку и говорит, что ее подружки, другие матрешки потерялись и предлагает детям найти подружек матрешки. (Предлагается два набора (отличные по оформлению.)
Дети находят матрешек с похожем рисунком. Воспитатель предлагает детям построить матрешек по росту: эта высокая, эта ниже, эта еще ниже, самая низкая (если дети затрудняются, можно предложить только три матрешки).
2-й вариант. Группе детей (4 ребенка) предлагается выбрать любую матрешку. (Один набор.) Первым выполняет действие тот, кого попросит Матрешка.
Ход игры. Появляется маленькая матрешка и просит детей найти матрешек-подружек, которые больше ее. Дети путем приложения выбирают матрешек и выстраивают серийный ряд.
3-й вариант. «Кто лишний?». Отвечает тот, на кого покажет воспитатель.
Ход игры. Воспитатель говорит, что матрешки очень хорошо поиграли и решили идти домой, построились и вдруг увидели, что одна из них лишняя, кто же?
4-й вариант. «Какой матрешки не стало?» Отвечает тот, на кого покажет воспитатель. Воспитатель говорит, что только матрешки все собрались, и одна из них исчезла. (Закрывает матрешек и убирает одну.)
5-й вариант. Обведи матрешку и раскрась как хочешь.
На занятиях в моей группе лэпбук – это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается мной, как педагогом, и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен, полуфункционален способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в т. ч. с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В таком алгоритме возможно проведение интересной познавательной непосредственно образовательной деятельности в игровой форме на любую тему. При этом лэпбук – это не просто поделка. Это – наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной или совместной исследовательской работы, которую каждый ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро в игровой форме освежить в памяти пройденные темы.