КВН «Уйный-уйныйбыз»

№211

(Занятие с элементами УМК по татарскому языку для воспитанников подготовительной к школе группы)

Елена КОТЛОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №20 «Ладушки» г. Бугульма

Программное содержание:

образовательные:

– учить отвечать на вопросы полным, развернутым ответом;

– способствовать умению составлять небольшие рассказы про себя, по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картинке, из личных наблюдений;

развивающие: развивать творческую фантазию дошкольников, инициативу, организаторские способности, развивать устойчивый интерес к татарскому языку;

воспитательные:

– воспитывать чувство уважения и интерес к культуре, национальным традициям татарского народа;

– воспитывать умение действовать в команде.

Предварительная работа: дидактические игры на татарском языке, рассматривание иллюстраций, активизация и закрепление словаря в повседневной жизни, показ татарских мультфильмов, прослушивание аудио-приложений.

Методическое обеспечение: аудио-, видеоматериалы по татарскому языку.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор (заставки с рисунками для конкурсов), карточки с цифрами, полотенце, вырезанные татарские узоры, волшебный сундучок, карточки для игры «Волшебный сундучок».

Ход занятия

(Заставка с названием КВН.)

Ведущая. Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН «Уйный-уйныйбыз». Мы рады приветствовать вас, дорогие гости и болельщики! Сегодня мы проводим самую веселую, познавательную и очень-очень ответственную игру – КВН. Две команды разумные и внимательные будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. После каждого этапа уважаемые жюри подведет итоги, а в конце состоится церемония награждения участников.

Настало время познакомиться с командами.

Ведущая (под веселую музыку приглашает команды занять свои места). Встречаем команды аплодисментами.

Первая команда – «Тюбәтәй-тюбетейка», вторая команда – «Калфак-калфак».

Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри. (Оглашается жюри.)

Ведущая. Жюри, как видите, у нас достойно уважения. Им приходилось и не раз оценивать сражения!

За каждое задание жюри будет присуждать один балл.

И так, слушаем первое задание.

1-й конкурс – «Әйдәгез танышыйк – давайте познакомимся»

Надо представиться на татарском языке. Вот, например, «Мин Елена Ивановна, мин тәрбияче (воспитатель). Теперь ты, мин Даша, мин кыз и т.д.

Ведущая. Внимание всем – второе задание.

2-й конкурс – «Хайваннар – животные»

Заставка с рисунком (волк, лиса, ежик, заяц, медведь)

Каждая команда совещается, думают все, и вы выбираете того, кто громко назовет нам названия животных на татарском языке, которых вы знает (төлке, буре, аю, песи, эт, куян, тычкан, керпе).

Ведущая. С этим заданием вы тоже справились. Слово предоставляется жюри.

Продолжаем наш КВН «Уйный-уйныйбыз». Следующее задание.

3-й конкурс – «Вежливые слова»

Заставка (Добрый день! —  Хәерле  көн!

Добрый вечер! – Хәерле кич! Как ваши дела? – Хәлләрегез ничек?…….)

На свете много красивых, вежливых слов. А теперь мы узнаем, много ли вы знаете таких слов. Ваша задача: каждая команда вспоминает и называет по максимуму вежливые слова на татарском языке.

Исәнмесез! – Здравствуйте!

Саләм! – Привет!

Сау булыгыз! – Досвидания!

Рәхмәт! – Спасибо!

Зур рәхмәт! – Большое спасибо!

Хәерле иртә! – Доброе утро!

Хәерле кич! – Добрый вечер!

Хәлләрегез ничек? – Как дела?

Рәхим итегез! – Добро пожаловать!

Гафу ит! – Извини!

(Слово предоставляется жюри.)

Ведущая. Слушаем следующее задание. Вы любите слушать татарские песни. (Ответы детей.) А вот сейчас мы узнаем. Каждой команде включаем по две песни на татарском языке, ваша задача узнать и правильно назвать название песни. И так слушаем.

  1. «Туган тел».
  2. «Чыршы».
  3. «Туган көн».
  4. «Мин җырлыйм».

Ведущая. Продолжаем наш КВН. Следующее задание называется…

4-й конкурс «Саннар кешеләр» (Цифры – соседи).

Заставка (цифры).

Каждой команде дается карточка с цифрой. Вам необходимо найти и назвать соседей данных чисел на татарском языке.

Ведущая. (Заставка – физминутка.) Пока жюри подсчитывает баллы, мы все вместе поиграем в татарскую народную игру «Йөзек салыш». (Участники сидят полукругом на стульях.) Чтобы начать игру, нам нужен водящий. С помощью считалки выбираем водящего.

Бер, ике, өч, дүрт, биш,

Алты, җиде, сигез, тугыз, ун.

Байлар кия төлке тун.

Төлке тунның бәясе –

Йөз дә кырыксигез сум.

(Водящий держит кольцо. Он обходит всех и дотрагивается до ладоней каждого. Кольцо остается у одного игрока. Как только обходит всех, говорит: «У кого колечко, выйди на крылечко». У кого кольцо, тот выскакивает.)

Ведущая. Какая веселая татарская народная игра! Вот и повеселились, поиграли. (Слово предоставляется жюри.)

Ведущая. Теперь продолжаем наш КВН. Наше 5-е задание.

5-й конкурс – «В мире мультфильмов»

Заставка (отрывки из мульфильмов «Шурале», «Водяная», Болтливая утка», «Чукмар и Тукмар»)

Ведущая. Я вам показываю фрагменты из татарских народных сказок, а вы должны узнать и правильно назвать сказку. Будьте очень внимательны, дорогие участники.

Для команды «Түбәтей»: мультфильмы № 1 «Су анасы», № 3 «Шурәле» (заставки).

Команде «Калфак» № 2 «Болтливая утка», № 4 «Чукмар и Тукмар» (заставки).

Ведущая. Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. И так 6-е задание.

6-й конкурс «Волшебный сундучок»

Заставка (фото картинок)

 

Каждая команда выбирает по три участника. Задача участников: по очереди вынимать из сундучка карточку и называть, что изображено на картинках.

Например, Бу кыз (это девочка). Бу матур кыз (это красивая девочка). Кыз китап укый                     (девочка читает книгу) и т.д.

Ведущая. Команды, объявляю вам наше последнее 7-е задание.

7-й конкурс «Укрась полотенце»

Заставка (татарский национальный орнамент)

Каждой команде дается белое полотенце и вырезанные татарские орнаменты. Вы должны сообща составить узор, договариваясь об окончательном варианте. (На фоне татарской плясовой песни воспитанники составляют узор.)

Ведущая. Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги,  и объявляет победителей КВН, проводится награждение победителей призами.)

Используемая литература

1.Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г. Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду: Программа.– М.: Казань, 2013. – 112 с.