Квест от Инаплатоши

(Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе)

Гулия ХАЙРУЛЛИНА, Ризаля ИБРАГИМОВА,

воспитатели ЦРР-детского сада №16 г. Казани

Цель: формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».

Задачи:

воспитательные:

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься;

– стремление радовать взрослых и сверстников хорошими поступками;

развивающие:

– развитие всех психических процессов у детей с НОДА;

– развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.);

– упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;

обучающие:

– расширить познавательные представления детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека;

– формировать мыслительные процессы в ходе выполнения заданий;

– формировать представление о порядковом счете, соответствие количества и счет, умение сравнивать предметы;

– активизировать словарный запас детей;

коррекционные:

– развивать мелкую моторику, зрительно- моторную функцию, прослеживающую функцию глаз, фиксацию взора;

– развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук, мелкий и крупный праксис.

Основная образовательная область: познавательное развитие. Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия.

Практический  – игровые упражнения.

Словесный – художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя,

хоровые и индивидуальные ответы детей.

Материал и оборудование: мультимедиа; слайды с изображением разнообразных видов транспортных средств; игрушки транспорт, картинки транспорт. Пластилин, гуашь, кисти с паралоном, силуэт светофора.

Предварительная работа: беседа о различных видах транспорта; проведение физкультминуток и пальчиковых гимнастик на данную тему; рассматривание иллюстраций; использование в режимных моментах загадок.

Словарная работа: водный, воздушный, наземный.

Ход занятия

  1. I. Вводная часть

(Звонит колокольчик. Дети подходят к воспитателю. Присаживаются на стульчики.)

Воспитатель. Какой сегодня прекрасный, солнечный день. Настроение хорошее. А у вас? Хәлләрегез ничек?

Дети. Яхшы!

Воспитатель. А у меня такое чувство, как будто какое-то чудо произойдет, а вы что-нибудь чувствуете? (Звучит космическая музыка.)

Воспитатель. Ой, ребятки, что это? Что за звук? Как вы думаете, что же это может быть?

– К нам кто то пришел? Не пришел, а прилетел  на ракете! Ой, Кто это, ребятки? Как интересно? Похож на инопланетянина? (Входит инопланетянин, здоровается.)

Инопланетоша. Здравствуйте! Меня зовут Инаплатоша, я – инопланетянин, прилетел из другой планеты. (Здоровается с детьми по имени, дети отвечают на татарском языке тоже: исәнмесез.) Мы с друзьями за вами наблюдаем, что вы многого умеете  и знаете. Меня отправили с заданием изучить транспорт земли. Не только изучить, но и записать, посмотрите сколько у меня кнопок.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на самом деле сколько у него кнопок, и прилетел он на ракете! Поможем Инаплатоше?

Дети. Да, конечно, поможем!

Инопланетоша. Вот конверт с заданиями. (Дети, которые умеют читать, читают задание.)

  1. II. Основная часть

1-е задание – «Для чего нужен транспорт

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня приехали гости! Как вы думаете, как доехали гости до нашего детского сада?

Дети. На автобусе, на машине, на такси.

Воспитатель. Скажите, гости, мы угадали?

Инопланетоша. А я прилетел на ракете. А вы сегодня как доехали до детского сада, кто далеко живет, на чем?

Дети. Пешком, на машине, на автобусе, на такси.

Воспитатель. Еще на чем можно доехать?

Дети. На трамвае, на троллейбусе.

Воспитатель. Это что? Одним словом как называем?

Дети. Транспорт, пассажирский транспорт.

Воспитатель. Правильно! Транспорт. Пассажирский транспорт. Зачем нужен еще транспорт?

Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, для удобства жизни.

Инопланетоша. Подождите, подождите, я записываю.

– Ребятки, «Для чего еще нужен транспорт

Нияз. На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу – перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты: пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов.

Воспитатель. Каким бывает транспорт?

Дети. Наземным, воздушным, водным.

Воспитатель. Почему транспорт называют наземным?

Дети. Потому что передвигается по земле.

Воспитатель. Назовите наземный транспорт.

Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…

Воспитатель. Каким символом будем обозначать наземный транспорт?

Дети. Дорога.

Воспитатель. Почему транспорт называют воздушным?

Дети. Перемещается по воздуху.

Воспитатель. Назовите воздушный транспорт.

Дети. Вертолёт, ракета, самолёт…

Воспитатель. Воздушный транспорт будем обозначать символом?

Дети. Облако.

Воспитатель. Почему транспорт называют водным?

Дети. Перемещается по воде.

Воспитатель. Назовите.

Дети. Корабль, пароход, лодка…

Воспитатель. Будем каким симвалом обозначать?

Дети. Волна.

Инопланетоша. Слишком много информации, я что-то запутался. Что такое (наземным, воздушным, водным)?

Воспитатель. Не переживай, Инаплатоша, сейчас мы поиграем в игру «Земля, воздух и вода», тем самым выполним 2-е задание, и тебе все станет понятно.

2-е задание – игра «Земля, воздух и вода

(Дети находят в группе игрушки и картинки с изображением транспорта, ребенок должен разложить игрушки и картины правильно, выбирая соответствующий символ, значок.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Отдыхайте!

– Давайте проверим, все правильно у нас получилось?

– Нияз, проверь, пожалуйста, наземный транспорт.

– Рената, водный.

–Лео, воздушный.

– Молодцы, все правильно! Я записываю.

Инопланетоша. Какой красивый шар! Похож на космический.

Воспитатель. Это мяч, мы с детьми любим играть с мячом. Поиграем, ребятки?

– Я вам буду кидать мяч и задавать вопрос, а вы, отвечая, возвращаете мяч.

3-е задание – игра “Что из чего” (с мячом)

Колесо из резины (какое?) Резиновое.

Кабина из железа (какая?) Железная.

Руль из пластмассы (какой?) Пластмассовый.

Дверца из металла (какая?) Металлическая.

Окна из стекла (какие?) Стеклянные.

Сиденья из кожи они (какие?) Кожаные.

(Если ребенок не справился, проговариваем вместе.)

Воспитатель. Хорошо. Молодцы, вы выполнили 3-е задание.

Инопланетоша. Какие материалы использовали?

Дети. Резину, железо, стекло, металл, кожу…

Воспитатель. Переходим к следующему заданию.

4-е задание – «Сосчитайка (дети читают задание)

Инопланетоша. Это задание я перенесу на экран… (пульт).

Ход игры

Воспитатель (дает задание детям. Например…).

– Посмотрите внимательно на экран, сосчитайте и покажите сколько на рисунке наземного транспорта? (Дети считают и показывает цифру (у каждого ребенка перед собой цифры от 1до 10). Проверяем, ответ выходить по щелчку.

– Сосчитайте и покажите сколько на рисунке водного транспорта?

– Сосчитайте и покажите сколько на рисунке наземного транспорта?

Инопланетоша. Молодцы! И с этим задание мы справились!

Воспитатель. Переходим к следующему заданию.

Инопланетоша. Молодцы, было всего 5 заданий, из них 4 выполнили, сколько заданий осталось? (Ответы детей.)

5-е задание – «О чем говорит светофор?

(На экране светофор) Что означает красный, желтый, зеленый света светофора?

(На столах заранее приготовлен силуэт светофора, пластилин, кисти на паралоне и карточка, где написано (крас-ный, жел-тый или зе-ле-ный) по одному слову. Ребенок должен прочитать слово, найти нужный круг на светофоре и выполнить пластилинаграфию, нарисовать (дети, которые  умеют читать помогают другим, которые затрудняются.)

Воспитатель. Молодцы!

III. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, вам понравилось помогать Инаплатоше?

– А как вы это делали?

– Чем мы с вами занимались?

– Какие виды транспорта, вы знаете?

– Для чего нужно соблюдать правила дорожного движения?

– А что вам больше всего понравилось?

– Чему научились?

–А трудности какие-нибудь были?

– Вам понравилось играть?

– Инапланетоша, а тебе ребята помогли? Выполнили задание твоих друзей?

– А сейчас приглашаю всех прокатится на нашем волшебном транспорте!

Инопланетоша. Можно мне с вами, на чем мы поедем?

Воспитатель. А на чем мы поедем вы узнаете, если разгадаете мою загадку.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином…

Дети. Автобус.

Воспитатель. Молодцы!

– Инопланетоша, поедешь с нами?

Инопланетоша. Да,с удовльсвием!

Воспитатель. Под песню Железновой отправляемся на автобусе. Звучит музыка, мы подпеваем! (Инаплатоша дарит детям космические гостинцы, прощается с детьми.)