Куклотерапия как метод коррекционного воздействия на детей
Куклотерапия как метод коррекционного воздействия на детей
Эльвира Пугина,
учитель-логопед детского сада комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения г.Казани
Современная эпоха в настоящее время предъявляет самые высочайшие требования к личности каждого человека. Он обязан быть гармонично развит в самых разных спектрах жизни. В связи с этим необходимо выявить ребенка, который нуждается в особом внимании. Учитывая мировую статистику, действующей на сегодняшний день, число речевых расстройств с каждым годом неуклонно возрастает, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает вселенный характер.
Перспективным направлением различной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющим нарушения речи являются нетрадиционные методы воздействия. В специальной педагогике все чаще стали применяться нетрадиционные методы наряду с традиционными методами логопедического воздействия, которые позволяют стандартные занятия сделать более интереснее для детей, насыщеннее и способствуют созданию более благоприятных условий для коррекции нарушенного звукопроизношения.
Использование только стандартных методов и приемов при коррекции нарушения звукопроизношения в большинстве случаев является недостаточным и может даже привести к снижению эффективности всей логопедической работы с ребенком. Используя нетрадиционные методы педагог получает дополнительный набор возможности для успешной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Как правило, дети, у которых есть речевое нарушение, дополнительно у них наблюдается повышенная двигательная активность, быстрая утомляемость, неуверенность в собственных силах и в себе, отвлекаемость. Как правило, такие дети не умеют четко излагать свои мысли, испытывают трудности при пересказе, не умеют играть по предложенным правилам. Без дифференциации традиционных и нетрадиционных методов логопедическая работа, на мой взгляд, эффективность ее снижается в достаточной мере.
В настоящее время, методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка очень много, но, для меня лично, самым интересным для детей и эффективным является метод куклотерапии, который успешно использую в своей практической деятельности. Учитывая дошкольный возраст наших ребятишек, основным методом работы с ними является игра. И любая игра, которая используется мною на работе не обходится без кукол. Я считаю, что используя метод куклотерапии не только развивает детей, но с его помощью можно вести работу по коррекции звукопроизношения. Для достижения поставленных мною целей, а это в первую очередь формирование правильной речи, коррекции звукопроизношения у детей, я использую самые разные куклы.
Метод куклотерапии – это сложный процесс в педагогике, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также влияющий на активизацию психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Куклотерапия в моей практике используется не только как помощник при формировании правильной речи, но я использую их также при коррекции заикания, с их помощью боремся со страхами, преодолеваем конфликтные ситуации, а также это отличный способ к социальной адаптации. Кроме того, мы с ребятами организовываем различные спектакли. В каждом нашем спектакле, некой театрализованной игре есть начало, кульминационный момент и развязка, в которой обязательно главный герой всегда побеждает. Концовка спектакля во всех наших театрализованных играх только позитивная. Таким образом, метод куклотерапии, на мой взгляд, выражается в усилении эмоционального напряжения, испытываемом детьми, до такой степени, что оно переходит уже в новую форму – расслабления. В последующем, ребенок овладевает элементами саморегуляции и эмоциональной устойчивости.
В «куклотерапии» мною используются следующие куклы – пальчиковые куклы, марионетки, веревочные куклы, перчаточные куклы, бумажные куклы. Кроме того, есть куклы на картонном носители, которые развивают мелкую моторику. У таких кукол по моему заданию нужно завязать бантик, поработать с шнуровкой. Детям подобные задания очень нравятся, всегда с интересом их выполняют.
Любая игра с куклой – это особый мир реальности, в котором живет дошкольник. Метод куклотерапии в моей коррекционной работе позволяет объединить поставленные мною задачи и интересы ребенка, что в свою очередь дает возможность безболезненного и естественного «сотрудничества» взрослого и ребенка при его развитии.
Прежде, чем использовать метод куклотерапии в своей логопедической работе, я изучила множество научной литературы, проанализировав их, взяла для себя какие-то моменты из имеющихся трудов, но, дополнив их своими идеями и разработками. Дополнительно собрала короткие рассказы, интересные сказки, стишки. Моими вдохновителями безусловно стали дети. Им более интересны герои из известных мультиков, животные и птицы. Все ребятишки верят в сказку, которую мы часто придумываем сами на занятиях.
Куклы я не только покупаю, но большинство изготавливаю сама – рисую на бумаге, изготавливаю из фетра, придумывая куклы, чтобы детям было интересно с ними играть. Многие куклы одеваются на пальчики детей, либо просто на руку. Несмотря на то, что я не так давно работаю, используя метод куклотерапии, но, могу с уверенностью сказать, что это отличный метод для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Несомненный вклад конечно оказывают и родители. С их стороны повысился интерес к неудачам и успехам детей. Имеется практика совместного изготовления куклы родителя и ребенка. Такие куклы особенно дороги детям, их также используем на занятиях.
На мой взгляд, кукла в коррекционной работе незаменима и разрешает множество коррекционных логопедических задач, а именно
— способствует снятию психоэмоционального напряжения;
— существенно активизирует различные познавательные процессы – воображение, память, мышление.
— совершенствует мелкую моторику рук, улучшает координацию движений;
— развивает коммуникативные способности ребенка, развивает уверенность его в себе;
Кроме того, положительный результат отмечается и воспитателями группы, потому что улучшается не только интонированность речи, но и общение между детьми становится более эмоциональным и открытым. Даже тот ребенок, который возможно раньше отмалчивался, находился в сторонке, не остается равнодушным, он раскрывается по-своему, по-новому.
Используя в своей работе метод куклотерапии, могу с уверенностью сказать, что используется здоровьесберегающая технология, поскольку при помощи этого метода можно решить практически любые детские проблемы. Применение кукол на своих занятиях снижает утомляемость у детей, в разы увеличивает наглядность материала, дети быстрее и лучше осознают материал, который ими осознается, поскольку все логопедические упражнения усваиваются в игровой форме.
Таким образом, можно отметить что куклотерапия, объединяя задачи логопеда и интересы ребенка, является мощным средством для достижения поставленных задач, для успехов в речевом плане. Куклы я использую и на родительских занятиях, дабы наглядно продемонстрировать речевые нарушения у детей.
Куклы можно изготовить множествами способов. Для их изготовления я использую бумагу, перчатки, мячики, прищепки, ложки, в общем все то, что попадается под руку, самое главное правило, не бояться фантазировать. После того, как кукла изготовлена, наступает этап вербализации. После него – кукольная театрализация. Мы с ребятами придумываем историю, которую наша кукла хочет рассказать о себе. В последующем, все ребята, присутствующие на занятии, рассказывают по кругу свои получившиеся истории. Особый творческий эффект получается, когда подобные манипуляции проигрываются в кругу семьи, когда кукла сделана ребенком и родителем своими руками, и придумана ими своя сказка.
Самый последний, завершающий этап – этап обсуждения. Каждое занятие завершается обсуждением. Нашим куклам можно задавать вопросы, можно подарить их друг другу, а можно придумать домик, где эти куклы будут жить, до следующего занятия. Самое главное правило, которое узнают дети, это бережное отношение к кукле, поскольку кукла в наших занятиях – это прежде всего некий образ автора. При «оживлении» куклы ребенок начинает ощущать ответственность за поведение куклы, за ее слова, действия, развивается способность к концентрации. Для взрослого же, куклотерапия – это отличная возможность воспитательного, коррекционного воздействие, которое ребенком не воспринимается как обращенное к нему поучение, а также же не вызывает у них сопротивления. Куклы способствуют развитию природных способностей, образного мышления, памяти, эмоциональной сферы, формируют коммуникативные навыки. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, адекватным в игровой сфере.