Куда идут наши ножки? Ну, конечно же, по дорожке
(Интегрированная ООД с логопедом на стимуляцию речевого развития ребенка с ЗПР)
Алина ГИЗЗАТОВА,
учитель-логопед, дефектолог детского сада №183 г. Казани
Айсылу САЕТГАРАЕВА,
воспитатель группы ЗПР детского сада №183 г. Казани
Цель: стимулировать и развивать речевую активность у детей ЗПР.
Задачи: продолжать работу по обогащению непосредственно чувственного опыта ребенка в разных видах деятельности.
Образовательные задачи:
– продолжать обогащать игровой опыт ребенка – расширять его действия с игрушками;
– формировать эмоциональный отклик на игровые действия;
– стимулировать и поддерживать любую речевую активность ребенка во время действий с предметами;
– формировать желание самостоятельно произносить звуки, слоги, слова;
– обогащать сенсомоторный опыт ребенка;
– формировать умение правильно ориентироваться в пространстве;
– продолжать формировать у ребенка интерес к подвижным играм на координацию;
– содействовать развитию моторики руки.
Коррекционные задачи:
– развивать артикуляционного аппарата;
– развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;
– формировать слуховое и зрительное внимание;
– развивать координацию движений;
– развивать согласованные движения обеих рук, точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
Воспитательные задачи:
– воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, в желании помочь им;
– воспитывать у ребенка продуктивную совместную деятельность.
Формы и методы организации:
– пальчиковая гимнастика, фонетическая ритмика с движением рук, подвижная игра;
– дидактические игры на развитие орудийных действий, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, звукоподражания, сенсорного восприятия;
– беседа, постановка игровой задачи, объяснение и показ действий.
Индивидуальная работа:
– словесный (беседа, художественное слово);
– наглядный (демонстрационный);
– практический.
Материалы: мимические картинки кота: улыбка, сердитый, испуганный, аудиозапись и презентация для произнесения звука [А], использование су-джок терапии (мячи, бусинки), звуки мяукающей кошки.
Ход ОД
Учитель-логопед. Посмотри, у нас гости, давай поздороваемся!
– Доброе утро, мои хорошие! Давай улыбнемся им, и наша улыбка с ними поздоровается.
– Давайте садитесь поудобнее на подушки.
Сюрпризный момент
Учитель-логопед. По пути в детский сад я нашла коробку. А вот что там лежит, я даже не представляю Как думаете, что может быть там?
Дети. Конфета, шоколадка…
Аудиозапись. Мяу, мяу. (Звуки мяукающей кошки.)
Учитель-логопед. А кто еще звуки непонятные издает? Послушаем. Кто там? Давайте посмотрим.
– К нам в гости пришел кот. Он, наверное, хочет с вами поиграть. Давайте повторим. Как мяукает кошка. (Дети повторяют несколько раз.)
Мимическая гимнастика по Н.В.Нищевой
Учитель-логопед. А теперь мы берем свои зеркала. (Дети выполняют мимическую гимнастику перед зеркалом.)
Презентация с движением. Кот испугался, кот улыбнулся, кот сердитый, кот хитрый.
– А теперь мы тоже повторяем за кошкой.
Артикуляционная гимнастика
– А теперь давай коту покажем, как наши щечки, губки и язычок тоже умеют играть.
Физминутка для детей
– Толстые щечки, худенькие щечки.
– Открыть рот, подержать 3 секунда открытым с напряжением, затем закрыть. (3 –4 раза.)
– Растянуть губы в улыбке, вытянуть в трубочку: ИИИ-УУУ. Открыть широко рот, затем вытянуть губы трубочкой: АААА-УУУУ….
Основная часть
Учитель-логопед. Ой, ой! А кто плачет и кричит: АУ… Ау…
Может кто заблудился? Пойдем поможем. Сначала мы тоже можем позвать: АУ, АУ. Еще нам и ручки помогут.
Фонетическая ритмика: «АУ, АУ!»
А – руки перед собой вытянуты ладонями вверх. При произнесении аааа – руки разводим в стороны.
У – руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, прижаты к бокам. Указательные пальцы подняты вверх, остальные в кулачки. При произнесении У-, руки вытягиваем вперед.
Логопед. А теперь с вами мы пойдем по дорожке в носочках, снимаем сандалики. Чтобы нам весело было, давайте мы подороже поем песенку. А дорожки у нас не простые, поворотами, горками.
Большие ножки, идут по дорожке: топ-топ-топ.
Ножки делают следы: топ-топ-топ.
Вот устали наши ножки: топ-топ-топ
И присели у дорожки: топ-топ-топ.
Вот-вот, какая интересная дорожка нам попалась, с камушками, ребристая, шершавая. Как необычно нам было по ней идти.
Упражнение на вызывание произнесения четкого звука [А]
Учитель-логопед. Посмотрите, оказывается кто плачет. Это же наша Анечка.
–Анечка, ты заблудилась? Хочешь домой?
Ребята, а как наша Аня плачет?
Дети. АААА!
Педагог. Давай споём ей песенку, чтоб она успокоилась. А потом отведем ее домой.
Аудиодорожка (Используется методика Новиковой Т.Н. для работы с детьми ЗПР.)
Педагог. А теперь мы сядем на стульчики. Палец на подбородок. Поем ААА. Затем руку на горло и поем – ААА. Затем поем ААА и отхлопываем определенный ритм мелодии, стуча поочередно руками по ножкам.
– Вот и наша Анечка успокоилась. Давайте берем с собой Аню и пойдем обратно в детский сад. (Опять по той дорожке. Проговаривая ту же потешку: топ-топ-топ.)
– А вот и наши сандалики дождались нас.
– Вот мы и пришли. Аня спасибо нам говорит!
Упражнения на развитие мелкой моторики с мячиком с использованием су-джок терапии.
Педагог. А нас встречает наш кот с колючим мячиком. Посмотрите, с чем он играет? Кот хочет, чтоб мы с ним поиграли. Давай покатаем мячик между ладошками. Катаем по ножкам. Катаем по животику. Теперь послушай и выполняй, что я скажу (вместе повторяем):
Мячик вверх подняли, и тихонько потряси…
Мячик вниз опустили, посильнее потряси…
Спрячь его за спинку – раз, два, три!
И тихо, тихо, тихо…потряси…
Опять вверх поднимаем
и очень сильно – потряси!
Массаж пальцев рук и стимуляция речевой активности
Педагог. Теперь откроем шарик и достанем пружинку – колечко. Надеваем поочерёдно на пальчики, начиная с большого пальца и проговариваем:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
А этот пальчик я – это и вся моя семья!
Педагог. Молодцы, ребятки. Хорошо у вас получилось.
– Давайте, пружинку снова спрячем.
Учитель-логопед. Ой, ой, наш кот уже зевает…рот разевает. Он, наверное, устал, хочет отдохнуть.
Давай вместе с ним вспомним,
– Кто кричат и плакал у нас и заблудились ? (АУ)
– Когда наши ножки шли по дорожке, что мы произносили? (Топ-топ)
– А как наша Анечка плакала? (ААА)
– Что нам кот принес? Такой он колючий … (мячик).
– Во как мы с вами очень интересно поиграли. Молодцы, мои хорошие! А мне уже пора уходить. Давай попрощаемся.
Руки вверх подняли – раз, два, три!
И руками помаши – раз, два, три!
Всем мы друг-другу улыбнись – раз, два, три!
И еще раз потянулись – раз, два, три!
Учитель-логопед. Я думаю, что наше сегодняшнее путешествие понравился. Как пойдете домой поиграйте, пожалуйста, с папой и мамой, дедушкой и бабушкой.