Куда идут наши ножки? Ну, конечно же, по дорожке

(Интегрированная ООД с логопедом на стимуляцию речевого развития ребенка с ЗПР)

Алина ГИЗЗАТОВА,

учитель-логопед, дефектолог детского сада №183 г. Казани

Айсылу САЕТГАРАЕВА,

воспитатель группы ЗПР детского сада №183 г. Казани

Цель: стимулировать и развивать речевую активность у детей ЗПР.

Задачи: продолжать работу по обогащению непосредственно чувственного опыта ребенка в разных видах деятельности.

Образовательные задачи:

– продолжать обогащать игровой опыт ребенка – расширять его действия с игрушками;

– формировать эмоциональный отклик на игровые действия;

– стимулировать и поддерживать любую речевую активность ребенка во время действий с предметами;

– формировать желание самостоятельно произносить звуки, слоги, слова;

– обогащать сенсомоторный опыт ребенка;

– формировать умение правильно ориентироваться в пространстве;

– продолжать формировать у ребенка интерес к подвижным играм на координацию;

– содействовать развитию моторики руки.

Коррекционные задачи:

– развивать артикуляционного аппарата;

– развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;

– формировать слуховое и зрительное внимание;

– развивать координацию движений;

– развивать согласованные движения обеих рук, точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

Воспитательные задачи:

– воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, в желании помочь им;

– воспитывать у ребенка продуктивную совместную деятельность.

Формы и методы организации:

– пальчиковая гимнастика, фонетическая ритмика с движением рук, подвижная игра;

дидактические игры на развитие орудийных действий, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, звукоподражания, сенсорного восприятия;

беседа, постановка игровой задачи, объяснение и показ действий.

Индивидуальная работа:

– словесный (беседа, художественное слово);

– наглядный (демонстрационный);

– практический.

Материалы: мимические картинки кота: улыбка, сердитый, испуганный,  аудиозапись и презентация для произнесения звука [А], использование су-джок терапии (мячи, бусинки), звуки мяукающей кошки.

Ход ОД

Учитель-логопед. Посмотри, у нас гости, давай поздороваемся!

– Доброе утро, мои хорошие! Давай улыбнемся им, и наша улыбка с ними поздоровается.

– Давайте садитесь поудобнее на подушки.

Сюрпризный момент

Учитель-логопед. По пути в детский сад я нашла коробку. А вот что там лежит, я даже не представляю Как думаете, что может быть там?

Дети. Конфета, шоколадка…

Аудиозапись. Мяу, мяу. (Звуки мяукающей кошки.)

Учитель-логопед. А кто еще звуки непонятные издает? Послушаем. Кто там? Давайте посмотрим.

– К нам в гости пришел кот. Он, наверное, хочет с вами поиграть. Давайте повторим. Как мяукает кошка. (Дети повторяют несколько раз.)

Мимическая гимнастика по Н.В.Нищевой

Учитель-логопед. А теперь мы берем свои зеркала. (Дети выполняют мимическую гимнастику перед зеркалом.)

Презентация с движением. Кот испугался, кот улыбнулся, кот сердитый, кот хитрый.

– А теперь мы тоже повторяем за кошкой.

Артикуляционная гимнастика

– А теперь давай коту покажем, как наши щечки, губки и язычок тоже умеют играть.

Физминутка для детей

– Толстые щечки, худенькие щечки.

– Открыть рот, подержать 3 секунда открытым с напряжением, затем закрыть. (3 –4 раза.)

– Растянуть губы в улыбке, вытянуть в трубочку: ИИИ-УУУ. Открыть широко рот, затем вытянуть губы трубочкой: АААА-УУУУ….

Основная часть

Учитель-логопед. Ой, ой! А кто плачет и кричит: АУ… Ау…

Может кто  заблудился? Пойдем поможем. Сначала мы тоже можем позвать: АУ, АУ. Еще нам и ручки помогут.

Фонетическая ритмика: «АУ, АУ!»

А – руки перед собой вытянуты ладонями вверх. При произнесении аааа – руки разводим в стороны.

У – руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, прижаты к бокам. Указательные пальцы подняты вверх, остальные в кулачки. При произнесении У-, руки вытягиваем вперед.

Логопед. А теперь с вами мы пойдем по дорожке в носочках, снимаем сандалики. Чтобы нам весело было, давайте мы подороже поем песенку. А дорожки у нас не простые, поворотами, горками.

Большие ножки, идут по дорожке: топ-топ-топ.

Ножки делают следы: топ-топ-топ.

Вот устали наши ножки: топ-топ-топ

И присели у дорожки: топ-топ-топ.

Вот-вот, какая интересная дорожка нам попалась, с камушками, ребристая, шершавая. Как необычно нам было по ней идти.

Упражнение на вызывание произнесения четкого звука [А]

Учитель-логопед. Посмотрите, оказывается кто плачет. Это же наша Анечка.

–Анечка, ты заблудилась? Хочешь домой?

Ребята, а как наша Аня плачет?

Дети. АААА!

Педагог. Давай споём ей песенку, чтоб она успокоилась. А потом отведем ее домой.

Аудиодорожка (Используется методика Новиковой Т.Н. для работы с детьми ЗПР.)

Педагог. А теперь мы сядем на стульчики. Палец на подбородок. Поем ААА. Затем руку на горло и поем – ААА. Затем поем ААА и отхлопываем определенный ритм мелодии, стуча поочередно руками по ножкам.

– Вот и наша Анечка успокоилась. Давайте берем с собой Аню и пойдем обратно в детский сад. (Опять по той  дорожке. Проговаривая ту же потешку: топ-топ-топ.)

– А вот и наши сандалики дождались нас.

– Вот мы и пришли. Аня спасибо нам  говорит!

Упражнения на развитие мелкой моторики с мячиком с использованием су-джок терапии.

Педагог. А нас встречает наш кот с колючим мячиком. Посмотрите, с чем он играет? Кот хочет, чтоб мы с ним поиграли. Давай покатаем мячик между ладошками. Катаем по ножкам. Катаем по животику. Теперь послушай и выполняй, что я скажу (вместе повторяем):

Мячик вверх подняли, и тихонько потряси…

Мячик вниз опустили, посильнее потряси…

Спрячь его за спинку – раз, два, три!

И тихо, тихо, тихо…потряси…

Опять вверх поднимаем

и очень сильно – потряси!

Массаж пальцев рук и стимуляция речевой активности

Педагог. Теперь откроем шарик и достанем пружинку – колечко. Надеваем поочерёдно на пальчики, начиная с большого пальца и проговариваем:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

А этот пальчик я – это и вся моя семья!

Педагог. Молодцы, ребятки. Хорошо у вас получилось.

– Давайте, пружинку снова спрячем.

Учитель-логопед. Ой, ой, наш кот уже зевает…рот разевает. Он, наверное, устал, хочет отдохнуть.

Давай вместе с ним вспомним,

– Кто кричат и плакал у нас и заблудились ? (АУ)

– Когда наши ножки шли по дорожке, что мы произносили? (Топ-топ)

– А как наша Анечка плакала? (ААА)

– Что нам кот принес? Такой он колючий … (мячик).

– Во как мы с вами очень интересно поиграли. Молодцы, мои хорошие! А мне уже пора уходить. Давай попрощаемся.

Руки вверх подняли – раз, два, три!

И руками помаши – раз, два, три!

Всем мы друг-другу улыбнись – раз, два, три!

И еще раз потянулись – раз, два, три!

Учитель-логопед. Я думаю, что наше сегодняшнее путешествие понравился. Как пойдете домой поиграйте, пожалуйста, с папой и мамой, дедушкой и бабушкой.