Кто такие насекомые
Кто такие насекомые
Зулфия НЕГЕМЕТЗЯНОВА,
учительница начальных классов.
Арская НОШ №4 РТ
Предмет: окружающий мир
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных умений и навыков пользоваться микроскопом при изучении насекомых.
Задачи: | Последовательность действий: | Планируемые результаты: |
дидактические: | предметные: | |
познакомить с животными, которых называют насекомыми; | Познакомимся с животными, которых называют насекомыми | Знают животных, которых называют насекомыми; |
способствовать ознакомлению, умениям мух ходить по потолку | узнаем, почему насекомые могут ходить по потолку; | знают, почему насекомые могут ходить по потолку; |
Формировать умение рассматривать лапки мухи под микроскопом. | научимся рассматривать лапки насекомых под микроскопом. | умеют рассматривать лапки насекомых под микроскопом. |
развивающие: | Метапредметные УУД | |
развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о насекомых; | коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя о насекомых, формируют навыки речевых действий, участвуют в общей беседе об особенностях насекомых, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах; | |
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении насекомых; | познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника о насекомых; выявляют известное и неизвестное; | |
способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке; | регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачам; контролируют и оценивают свои действия; | |
воспитательные: | личностные: | |
воспитывать культуру общения при выполнении групповых заданий; | осознают важность благожелательного общения друг с другом во время беседы, работы в группе, паре; | |
воспитывать бережное отношение к природе, здоровью; | испытывают чувство ответственности за состояние окружающей среды; испытывают чувство ответственности за состояние здоровья; | |
воспитывать потребность к самооцениванию | объективно оценивают свои достижения на уроке |
Организация пространства:
– ресурсы: учебник Окружающий мир (УМК «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс, 1 ч.); карточки с заданиями.
– формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока |
|||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
I.Организационный этап
|
Приветствие, знакомство;
– Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. |
Приветствуют учителя | ЛУУД |
Эмоциональный настрой к уроку;
– Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке! С таким хорошим настроением начнём наш урок. |
Настраиваются к уроку | ||
Проверка готовности к уроку.
Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у вас готово? Нет ли ничего лишнего? Я вижу вы настроены на урок. Молодцы! |
Организуют рабочее место | ||
II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
|
1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии
(т.е. создание проблемной ситуации). –Посмотрите на экран, вам дана пословица «Без старания нет и знания». Как вы понимаете данную пословицу? (для получения новых знаний нужно трудиться, быть усерднее) – Молодцы! Это будет девизом нашего урока. – Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование. А мы с вами будем исследователями. Ребята, а кто такие исследователи? (Это люди, которые открывают что-то новое) – Чтобы узнать, что будет объектом нашего исследования, посмотрите на экран, вам даны картинки. Посмотрите на них внимательно и назовите тех, кто изображен на картинке.
– Как вы можете назвать их одним словом? (насекомые) –А кто такие насекомые? И какие у них есть особенности? –Вижу у вас возникло затруднение, в течение всего урока мы попробуем решить нашу проблемную ситуацию. |
Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами
|
ЛУУД |
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).
– Исходя из задания, попробуем определить цель. Цель нашего урока – научимся определять особенности насекомых – И тема сегодняшнего урока «Кто такие насекомые» |
Формулируют тему и цели урока
Дети проговаривают свои варианты ответов |
РУУД |
|
|||
IV. Организация познавательной деятельности
|
1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).
– Ребята, чтобы наш урок прошел продуктивно, необходимо определить последовательность действий на уроке. Обратите внимание, давайте просмотрим шаги к достижению нашей цели. Они перепутаны, наша задача составить план верно: 1.Познакомимся с особенностями насекомых; 2. Узнаем, почему мухи могут ходить по потолку; 3. Научимся рассматривать лапки насекомых под микроскопом. – Отлично. |
Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия
|
РУУД |
2. Поиск решения («открытие» нового знания).
–Ребята, а кто же такие насекомых и какие у них особенности? Чтобы это узнать, я вам предлагаю работу в группах. Вам необходимо по картинке дополнить предложения. Даю вам на эту работу 1,5 минуту. Как мы работаем в группах? Насекомые отличаются от других животных тем, что у них _____ ног, пара усиков. 1–2 пары_____ и тело, которое состоит из трёх частей – это голова, грудь и_____. ______ног – это главный признак насекомых. У других животных такого признака нет. Ответ: (на экране) Насекомые отличаются от других животных тем, что у них шесть ног, пара усиков. 1–2 пары крыльев и тело, которое состоит из трёх частей – это голова, грудь и брюшко. Шесть ног – это главный признак насекомых. У других животных такого признака нет. – Вот мы с вами рассмотрели отличие насекомых и от других животных. А кто же относится к насекомым? – Верно. К ним относятся: муха, пчела, кузнечик, бабочка. (рисунки на экране) – Всё это у нас насекомые. – Ребята, давайте вернёмся к листам самооценивания и поставим соответствующий знак в первом столбце. Мы с вами узнали особенности насекомых? – Вы, наверное устали, давайте сделаем с вами физкультминутку. Поднимайте плечики раз, два, раз, два Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прык-скок. Тише, тише высоко, Прыгай на носках легко Сели, травушку покушали, Тишину послушали.
– А когда начинают просыпаются от зимней спячки первые насекомые? (весной) –Сейчас я вам загадаю загадку, вам необходимо отгадать, что же это за насекомое. На потолке я сижу, По стене я хожу. И жужжу возле уха – Надоедливая…… – Всё верно, муха. Вы еще видели мух, которые проснулись от зимней спячки? – Ребята, исходя из загадки, где могут ходить мухи? А вы можете ходить по потолку? Может по стене умеете? |
Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе
|
КУУД
РУУД ПУУД |
|
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
А почему же они могут ходить по потолку, а мы нет? – Я предлагаю вам это узнать, а для этого мы с вами поработаем с микроскопом. А вы знаете что такое микроскоп? – Верно, микроскоп – это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений. Посмотрите на экран, вот так он выглядит. – Вы знаете из каких он частей состоит? Давайте рассмотрим части микроскопа. (на экране)
– Мы с вами рассмотрели, что такое микроскоп, его части, но прежде чем начать работу с микроскопом, нам нужно узнать, как им пользоваться и меры предосторожности при работе с ним. – А для этого давайте посмотрим на экран. При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке: 1. Работать с микроскопом следует сидя; 2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2–3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать; 3. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения; 4. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. 5. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, выключить препарат. 6. Работать следует аккуратно, бережно относится к микроскопу. Это чувствительное и очень дорогостоящее оборудование. – Работать будем в парах. Как мы работаем в парах? На соседних столах вы видите микроскопы. Вам необходимо аккуратно сесть за микроскопы. Включить монитор (экран), нажимая на кнопку пуск. У вас у всех на предметных столах микроскопа уже прикреплены микропрепараты. Найдите все револьерную головку. Выберите самый маленький объектив. (настройте резкость) Вращая рукоятки фокусировки и наблюдая сбоку за расстоянием между объективом и препаратом, поднимите предметный столик почти до соприкосновения препарата с объективом. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить ни препарат, ни объектив. Теперь попробуйте перевести на средний объектив и настройте микровинтом резкость. Теперь переведите на самое большое увеличение – видите небольшие зацепки на кончике лапки? Это специальные волоски. Однако с появлением микроскопов с большим увеличением оказалось, что на лапках мух есть специальные железки, которые выделяют липкое вещество. Именно они помогают мухам бегать по стенам и потолку. – Благодаря этим липким веществам мухи могут передвигаться не только по потолку, но и по всем поверхностям. Однако эта клейкая жидкость притягивает на себя и окружающие муху пыль, грязь, частички любых загрязнений. Как известно, мухи – известные разносчики грязи. Они способны переносить её на несколько десятков километров на своих лапках. Муха, которая побывала на улице, может залететь в дом и сесть на вашу еду. Приятно ли вам будет употреблять такую пищу? Поэтому необходимо соблюдать правила гигиены. Какие правила вы знаете? Плотно закройте мусорные ведра. Убирать еду со стола. Убирать крошки. Не накапливать мусор в мусорном ведре. – Соблюдая эти пункты, мы можем обезопасить свою жизнь. – Ребята, вы все смогли найти? Мы смогли найти ответ на наш вопрос? Кто может сказать? –Теперь попрошу вас выключить микроскопы. Спустить предметный столик. Отодвинуть зажимы и по краям взять стекло и убрать . – Отлично! Теперь вы знаете почему же мухи не падают с потолка. – Ребята, давайте вернёмся к листам самооцениявания. И поставим соответствующий знак во втором столбце. Мы с вами узнали почему мухи могут ходить по потолку и поработали с микроскопом? – Отлично! |
Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД |
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
А почему же они могут ходить по потолку, а мы нет? – Я предлагаю вам это узнать, а для этого мы с вами поработаем с микроскопом. А вы знаете что такое микроскоп? – Верно, микроскоп – это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений. Посмотрите на экран, вот так он выглядит. – Вы знаете из каких он частей состоит? Давайте рассмотрим части микроскопа. (на экране)
– Мы с вами рассмотрели, что такое микроскоп, его части, но прежде чем начать работу с микроскопом, нам нужно узнать, как им пользоваться и меры предосторожности при работе с ним. – А для этого давайте посмотрим на экран. При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке: 1. Работать с микроскопом следует сидя; 2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2–3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать; 3. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения; 4. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. 5. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, выключить препарат. 6. Работать следует аккуратно, бережно относится к микроскопу. Это чувствительное и очень дорогостоящее оборудование. – Работать будем в парах. Как мы работаем в парах? На соседних столах вы видите микроскопы. Вам необходимо аккуратно сесть за микроскопы. Включить монитор (экран), нажимая на кнопку пуск. У вас у всех на предметных столах микроскопа уже прикреплены микропрепараты. Найдите все револьерную головку. Выберите самый маленький объектив. (настройте резкость) Вращая рукоятки фокусировки и наблюдая сбоку за расстоянием между объективом и препаратом, поднимите предметный столик почти до соприкосновения препарата с объективом. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить ни препарат, ни объектив. Теперь попробуйте перевести на средний объектив и настройте микровинтом резкость. Теперь переведите на самое большое увеличение – видите небольшие зацепки на кончике лапки? Это специальные волоски. Однако с появлением микроскопов с большим увеличением оказалось, что на лапках мух есть специальные железки, которые выделяют липкое вещество. Именно они помогают мухам бегать по стенам и потолку. – Благодаря этим липким веществам мухи могут передвигаться не только по потолку, но и по всем поверхностям. Однако эта клейкая жидкость притягивает на себя и окружающие муху пыль, грязь, частички любых загрязнений. Как известно, мухи – известные разносчики грязи. Они способны переносить её на несколько десятков километров на своих лапках. Муха, которая побывала на улице, может залететь в дом и сесть на вашу еду. Приятно ли вам будет употреблять такую пищу? Поэтому необходимо соблюдать правила гигиены. Какие правила вы знаете? Плотно закройте мусорные ведра. Убирать еду со стола. Убирать крошки. Не накапливать мусор в мусорном ведре. – Соблюдая эти пункты, мы можем обезопасить свою жизнь. – Ребята, вы все смогли найти? Мы смогли найти ответ на наш вопрос? Кто может сказать? –Теперь попрошу вас выключить микроскопы. Спустить предметный столик. Отодвинуть зажимы и по краям взять стекло и убрать . – Отлично! Теперь вы знаете почему же мухи не падают с потолка. – Ребята, давайте вернёмся к листам самооцениявания. И поставим соответствующий знак во втором столбце. Мы с вами узнали почему мухи могут ходить по потолку и поработали с микроскопом? – Отлично! |
Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.
– Ребята, наше исследование подходит к концу. Давайте проверим наши знания и сделаем небольшой текст. Не забудьте подписать его. В конце мы все вместе проверим и поставим нашей работе оценку. Даю вам на это задание 1 минуту. ФИ:______________________ А) 6 ног Б)крылья В)голова 2.Является ли бабочка насекомым? 3.Кто из списка является насекомым? А) Крот Б) Пчела В) Ласточка 4.Почему мухи не падают с потолка? Б) потому что на лапках есть специальные желёзки, выделяющие липкое вещество. – Ребята, я вижу, что вы уже закончили. Давайте проверим. Но для начала обменяемся с тестами с соседом по парте. 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 – У кого 3? 4? 5? – Отлично, я вижу, что у многих оценка «5». Значит, вы усвоили материал сегодняшнего урока. |
Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников
|
КУУД | |
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Соотнесение результатов урока с поставленной целью.
– Давайте вернемся к проблемной ситуации. Кто такие насекомые и какие у них есть особенности? – С чем мы сегодня познакомились? Кого можно отнести к насекомым? Чем они отличаются от животных? Почему мухи не падают с потолка? Что им в этом помогает? – Молодцы, вы все справились |
Отвечают на итоговые вопросы | КУУД |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).
Давайте подведем итоги урока. Какой была наша цель? Достигли ли мы её? Отлично. Давайте оценим свою деятельность на уроке Я понял (а)… Мне было трудно … Мне было легко… Я обязательно поделюсь с этими знаниями с … |
Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | |
Выставление отметок.
– Я хочу отметить самых активных детей. Это у нас …… |
|||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
– Всем спасибо за урок! До свидания! |
Фиксируют домашнее задание |