Краеведческий подход на уроках географии

 № 197

Краеведческий подход на уроках географии

Раиса ШИГАПОВА,

учитель географии I квалификационной категории многопрофильной школы №181 г. Казани

На современном этапе, когда информационный век вовлек наших детей, часто встречаешься с тем, что перед каждым педагогом встает вопрос, как повысить мотивацию к изучению своего предмета. Передо мной тоже встал такой вопрос. Поэтому свои занятия стараюсь проводить под девизом «Любить Родину, значит знать ее». Любовь к России начинается с любви к родным местам, с любви к малой Родине.

Основной целью курса является

– воспитание патриотических чувств;

– развитие познавательного интереса к родному краю;

– формирование ценностного отношения к своей малой родине средствами туристко-краеведческой и проектной деятельности, развитие «мягких навыков» у учащихся, что является частью современного ФГОС.

Задачи:

воспитательные:

– формировать уважительное, бережное отношение к историческому и географическому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

– воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

– формировать личные принципы здорового образа жизни;

– воспитывать трудолюбие и аккуратность;

– воспитывать ответственность за результат индивидуальной и коллективной работы, толерантное отношение друг к другу;

развивающие:

– развивать навыки поисково-исследовательской работы;

– развивать творческие способности учащихся;

– умение работать в команде;

– критическое мышление;

образовательные:

– сформировать представление о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

– расширить знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа через использование исследовательской деятельности и написания исследовательских работ о родном крае;

– дать знания о конкретных природных комплексах, исторических местах, географическом положении и природных особенностях Оренбургского края;

– формировать умения и навыки краеведческой деятельности.

В своей педагогической практике я отвожу важное место проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода. Он определяет деятельность, как логическую цепочку: потребность-мотив. [1]

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

– обоснование темы;

– постановка целей и задач;

– понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса;

– отбор используемой литературы;

– определение объекта и предмета исследования;

– разработка гипотезы исследования;

– непосредственно исследования;

– результаты;

– оценка полученных результатов и выводы.

Важнейшим подходом в моей работе является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края своей малой Родины. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Все это придает работе особую значимость в решении проблемы патриотического воспитания, социализации личности гражданина России. Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность.

С учетом местных условий, национальных обычаев и традиций, имеет немаловажное значение воспитании школьников. Задания исследовательского характера увлекают детей. Исследовательскую деятельность провожу в три этапа:

– исследовательские работы для учеников 5 – 6 классов;

– проекты для среднего звена: 7 – 8 классы. Получая собственный экспериментальный материал, обучающиеся проводят анализ и делают выводы о характере исследуемого материала.

Поэтому и темы исследовательских работ самые различные. Участвуя в исследовании окружающей природной среды в процессе краеведческой работы, школьники лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды, связи и взаимозависимости между ее отдельными компонентами. Кроме того, изучение природных условий и ресурсов своей местности и хозяйственной деятельности населения своего села, района способствует пониманию учащимися диалектической связи между природной средой и хозяйственной деятельностью населения родного края.

Работа с учащимися нашей школы способствует профессиональной ориентации учащихся и выборе будущей профессии. Большое познавательное и воспитательное значение при изучении географии своей местности имеет выполнение учащимися практических работ, основанных на материале своего родного края (составление диаграмм, картограмм, схем, таблиц и т. д.), получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения. Занятие исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача учителя-организатора исследовательской работы – выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. Главным достоинством каждого краеведа является их уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений в этом цель всей моей работы.

Используемая литература

  1. Дмитриева А.Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии // География в школе. – 2001. – №4.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7.
  3. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. – 2004. – № 1. 5. Понурова, Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Соколова, Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. – 2001. – № 7.