Коррекция тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи методом арт-терапии

№167

Гузель АБДУЛЛИНА,

учитель-логопед детского сада № 377 г. Казани

Елена АЛЕКСАНДРОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 377 г. Казани   

Тревожность у детей – это повышенная склонность испытывать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в т. ч., не предрасполагающих к беспокойству. Этим и отличается тревожность у детей от тревоги: тревога возникает эпизодически и тогда, когда есть причины, а тревожность у детей постоянна.

Несмотря на большое количество работ, проблеме эмпирического исследования и коррекции тревожности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) не уделяется должного внимания. С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями возрастает.

Согласно научным данным, дети дошкольного возраста с ТНР очень тревожны.

Причины возникновения тревожности разнообразны, часто возникают из-за нехватки эмоциональных и общественных стимулов. Одной из самых частых причин тревожности является завышен­ные требования к ребёнку, не гибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его интересы, способности и склонности. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причём страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребёнку, казалось бы, ничего не грозит.

Тревожность у детей дошкольного возраста с ТНР нередко характеризуется низ­кой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окру­жающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные зада­чи, требуя то, что дети выполнить не в состоянии, причём в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают личностное достоинство.

Тревожные дети очень чув­ствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. Они имеют склонность к вредным привычкам невротического характера, грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, всё время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут стол­кнуться с неудачами [2].

Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и возможных способов её коррекции на сегодняшний день важно как для науки, так и для практики. Это связано с тем, что уровень тревожности на­прямую взаимосвязан с уровнем успеваемости ребёнка: чем ниже тревожность, тем выше успеваемость. Высокий уровень тревожности негатив­но сказывается и на здоровье детей. Родители детей и общество в целом заинтересованы в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, поэтому изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании и обучении.

С этой целью было проведено экспериментальное исследование, в задачи которого входило – выявить специфику проявления уровня тревожности у детей с ТНР и экспериментально обосновать возможность коррекции тревожности с помощью метода арт-терапии.

Исследование состоит из трёх основных этапов:

1. Диагностический этап: психологическая диагностика детей дошкольного возраста. Анализ контрольной и экспериментальной группы.

2. Организация и проведение арт-терапевтического тренинга по коррекции тревожности – развивающий эксперимент.

3. Проверка эффективности тренингового курса. Анализ результатов исследования.

Цель первого этапа – выявление особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста. В задачи этого этапа входило: апробация методик исследования, определение потребности в коррекции уровня тревожности.

В психодиагностике и эксперименте приняли участие ребята детского сада №377 г. Казани.

В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ литературы, проективные тесты, наблюдение, беседа, развивающий эксперимент (тренинг). Диагностика осуществлялась по следующим проективным методикам:

1. Тест «Несуществующее животное» М.З.Друкаревича.

2. Тест «Выбери нужное лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амена.

3. Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) Дж.Бокума.

Выбор проективных методик обоснован спецификой возрастных и речевых особенностей детей с ТНР. При интерпретации результатов проективных тестов учитывались следующие параметры:

1. Сила нажима, положение рисунка на листе, поворот головы, глаза, штриховки, расположение несущей, опорной части фигуры; прорисовки и затемнения линии контура, дополнительные детали, общая энергетика рисунка и т.д.

2. Количество негативных выборов (печальное лицо) по методике «Выбери нужное лицо». На основе общей суммы исследуемых признаков присваивался ранг уровня тревожности (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий).

Сравнительный анализ обобщённых показателей проявления тревожности в контрольной и экспериментальной группе по трём диагностическим методикам представлен в таблице 1.

Табл. 1. Сравнительный анализ обобщенных показателей проявления тревожности в контрольной и экспериментальной группе

 

Уровни тревожности Контрольная группа Экспериментальная группа
Абс. % Абс. %
Высокий 2 10% 13 65%
Средний 3 15% 4 20%
Низкий 15 75% 3 15%

 

Согласно данным, у 65% испытуемых в экспериментальной группе отмечен высокий уровень тревожности, у 20% испытуемых – средний уровень тревожности, и лишь у 15% испытуемых уровень тревожности оказался низким. У детей с нормальным речевым развитием отмечено 10% испытуемых с высоким уровнем тревожности, 15% – со средним уровнем, и 75% составляют учащиеся с низким уровнем тревожности.

Следует отметить, что дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например, у них потели ладони. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции тревожности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью специально организованного тренинга, что будет способствовать эффективности работы логопеда.

Разработка и апробация арт-терапевтического тренинга коррекции тревожности детей с ТНР

При разработке тренинга коррекции тревожности у детей дошкольного возраста мы учитываем, что выражение тревожности в рисунках и фантазиях детей может быть следствием активизации психологической защиты и иметь адаптивный характер, помогая ребёнку психологически справиться с травмирующей ситуацией. Исходя из этого, при помощи методов арт-терапии мы стремимся создать условия для отреагирования чувств и страхов ребёнка в драматизации и играх. Помимо развития у ребёнка навыков регулирования эмоций и формирования у него ощущения безопасности данный тренинг позволяет решать и некоторые иные задачи: улучшение качества общения ребёнка с окружающими его людьми, приносящее ему большее удовлетворение от межличностных контактов; развитие межличностной компетентности-умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие; укрепление «Я»; интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов личности; развитие спонтанности и способности к принятию ответственности за свои действия; совершенствование механизмов копинга – умения справляться со сложными жизненными ситуациями; коррекция поведенческих и эмоциональ­ных нарушений [3].

Цель тренинга – коррекция тревожности детей дошкольного возраста с ТНР, раскрытие внутренних ресурсов.

Задачи тренинга заключаются в следующем:

1. Выявление актуальных проблем участников тренинга.

2. Актуализация творческих ресурсов.

3. Оказание поддержки участнику в самовыражении себя.

4. Снижение уровня тревожности, преодоление коммуникативного барьера.

5. Актуализация речи, развитие связной речи.

Программа арт-терапевтического тренинга коррекции тревожности у детей с тяжёлыми нарушениями речи включает 7 этапов (занятий).

Занятие 1. Удивительное в сказках.

Цель: активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях. Учим преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. Результатом занятия становится снижение эмоционального напряжения, ослабление имеющейся у детей тревожности.

Занятие 2. «Сказки бывают разные» – знакомство с видами сказок и их создание.

Цель: снятие напряжения, связанного со страхом сделать ошибку, ослабление излишнего сознательного контроля. Педагог рассказывает, какие бывают сказки, детям предлагается самим придумать сказки и рассказать их. На этом этапе происходит создание взаимного доверия, активизация воображения, снижение тревожности.

Занятие 3. Сказочная драматизация «Снежная королева».

Цель: развитие навыков коммуникации, снижение тревожности.

Занятие 4. «Любимый сказочный герой». Рисование на тему «Я –сказочный герой».

Цель: снятие напряжения, связанного с заниженной самооценкой. Занятие способствует формированию у детей положительной самооценки, снижению тревожности.

Занятие 5. «Утро Иванушки».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Формировать мотивацию к получению новых знаний. Ведущий рассказывает сказку, в которой главный герой не хочет учиться. Далее предлагается в форме им­провизации разыграть диалог, дети должны предложить доводы, почему надо идти учиться.

Занятие 6. «Дружба делает чудеса».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников, снижение тревожности.

Разминочные упражнения «Моё настроение» (передавая игрушку по кругу, каждый ребёнок рассказывает, какое у него сегодня настроение).

Упражнение: «До­брое тепло» (взявшись за руки, дети передают пожатие руки по кругу).

Коллаж «Наша дружная группа», групповая работа.

Занятие способствует развитию навыков работы в группе, осознание себя в группе, снижению тревожности.

Занятие 7. «Мы сами можем делать чудеса».

Цель: рефлексия, закрепление положительного опыта, полученного на занятиях, снижение тревожности. Здесь применяются упражнение «Мое настроение», игра «Комплименты». В основной части используются упражнение «В лучах солнышка» и «Солнце в ладошке». Педагог рисует солнышко, в лучах которого находятся фотографии детей. По сигналу педагога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показывал на занятиях. Упражнение «Солнце в ладошке». Педагог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу. Завершает занятие упражнение на сплочение: «Аплодисменты». Завершающий этап способствует осознанию своих творческих возможностей, формированию потребности в творче­ском самовыражении, что также снижает уровень тревожности.

Для проверки эффективности тренинга группа детей с ТНР была разделена на контрольную и экспериментальную. Контрольную группу составили дети, которые не подвергались коррекционному воздействию, в экспериментальную группу вошли дети, на которых коррекционное воздействие осуществлялось.

Диагностика в контрольной и экспериментальной группах осуществлялась дважды: до и после тренинга. Результаты диагностики после проведения эксперимента представлены в таблице 2.

Табл. 2. Сравнительный анализ обобщенных показателей тревожности в контрольной и экспериментальной групп.

 

Уровни тревожности Контрольная группа Экспериментальная группа
Абс. % Абс. %
Высокий 7 70% 2 20%
Средний 2 20% 6 60%
Низкий 1 10% 2 20%

 

При помощи качественного анализа удалось проследить динамику снижения уровня тревожности дошкольников экспериментальной группы, доказать эффективность тренинга. После проведённого нами тренинга обнаружена тенденция снижения уровня тревожности. В целом, можно отметить, что после экспериментального воздействия увеличился процент участников, имеющих низкий и средний уровень тревожности. Также снизился процент участников, имеющих высокий уровень тревожности, что позволяет говорить о положительной динамике тренинга.

В завершении коррекционной работы рисунки детей стали при­обретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.

Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Учащиеся стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например, при ответе на занятиях в группе. Повысилась самооценка детей, изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили создать более высокое статусное положение в группе сверстников. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о возможности коррекции уровня тревожности у детей с ТНР методом арт-терапии.

На основе полученных результатов разработаны следующие рекомендации по специфики организации тренинга для детей с тяжёлыми нарушениями речи:

1. Применять тренинг или его отдельные этапы в качестве коррекции и профилактики тревожности детей дошкольного возраста специалистами: дефектологами, психологами, педагогами, логопедами.

2. Расширить возможности использования тренинга, адаптировать его к разным возрастным группам.

Для достижения максимального эффекта целесообразнее проводить тренинг, не исключая его основных этапов. При этом следует подчеркнуть, что коррекция тревожности группы детей с ТНР должна осуществляться логопедом, так как работа логопеда ведётся не только над речью ребёнка, а над всей личностью в целом. Дети с ТНР часто бывают тревожны, подвержены страхам, мнительности. Арт-терапевтические приёмы и методы, применяемые логопедом в работе с такими детьми, помогут создать положительное, эмоциональное отношение к логопедическим занятиям. Такую работу важно проводить на первых этапах логопедической коррекции для установления доверительных отношений, а далее и к стимулированию высказываний – по поводу рисунков, проделанной работы. Также при арт-терапевтической работе ведётся коррекция мелких координированных движений рук, что очень важно для детей с нарушениями речи. Далее эти задания можно видоизменять, выполнять их по определённому лексическому сюжету, чтобы параллельно можно было проводить коррекцию над звуками, лексико-грамматическим строем, обогащению словарного запаса и формированию навыков связной речи.