Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи через игры с героями сказок и мультфильмов

№ 161

Регина НАБИУЛЛИНА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Эльвира ГИЛЯЗУТДИНОВА,

воспитатель по обучению татарскому языку I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности, самодеятельно все охватить, усвоить, переработать. А ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте – это игра. Игра в волшебную сказку, игра в добрый мультфильм.

Вспомним наше детство, с каким нетерпением мы ждали сказку или мультики по телевизору? И показывали их до обидного мало. Зато каждую сказку и каждый мультик мы смотрели заворожено, проигрывали его в игре, с радостью возвращаясь к любимым героям…

Поэтому и по сей день в зависимости от педагогических целей и задач мы  играем различные роли, доставляя детям удовольствие и радость. Помогаем родителям воспитанников  вернуться в мир детства со своими детьми.

Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения нашей страны. Российские и советские мультфильмы дают программу воспитания в детях качеств настоящего человека.

Наша цель – организовать коррекционно-развивающий и воспитательный процесс через интегрированную совместную игровую и предметно-манипулятивную деятельность посредством сказочных, мультипликационных сюжетов и предметно-игровой среды.

В своей работе  используем яркий, красочный предметный материал, добрые сказки и мультфильмы, которые помогают объединить обучение и воспитание в целостный процесс, заинтересовать, увлечь ребенка, привлечь родителей к образовательному, коррекционному процессу, а значит и повысить  его результативность.

Сюжет каждого занятия подстраивается индивидуально под каждого ребенка, учитывая его возможности, и меняется в зависимости от уровня усвоения программного материала и желания самого ребенка.

При организации групповой образовательной деятельности мы часто используем квест-игру. Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры.

Содержание конструируется совместно с ребенком, исходя из его возможностей, способностей, интересов, личного опыта.

В игре, как и в сказке ребенок оценивает  свои возможности, поступки, действия.

Дети любят не только слушать сказки, рассказывать их, смотреть мультфильмы, но и сами играть, придумывать их. Поэтому нами  собран предметно-игровой материал. Игрушки и предметы помогают детям сочинять сказки во время выполнения артикуляционной гимнастики, при знакомстве с новым звуком или лексической темой.

Результат нашей работы многогранен. Благодаря заинтересованности детей игровой деятельностью посредством сказочных и мультипликационных сюжетов у детей повышается мотивация к усвоению программного материала, а значит и повышается коррекционный эффект.

Все мы выросли, но до сих пор любим сказки, мультфильмы. Поэтому в своей работе, мы стараемся  привлечь родителей к занятиям, чтобы вернуть и окунуть их в мир детства, пускай и ненадолго.

Для этого проводятся театрализованные инсценировки сказок, открытые занятия и консультации о сказках, мультфильмах, их роли для каждого ребенка.

Мы посетила мастер-класс своих коллег по созданию мультфильмов и загорелась желанием воплотить такую возможность и со своими воспитанниками, так как при создании мультфильма решается огромное количество коррекционных задач, в частности развитие связной речи.

В своей работе мы  хотим доставлять удовольствие своим детям, самим себе, оставлять приятные эмоции и впечатления, а что может быть лучше и интереснее сказок и мультфильмов!?