Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Гузалия СЫТДИКОВА,

воспитатель детского сада №2 г. Бугульма

Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок. Двигательные упражнения проводятся в игровой форме индивидуально или с наибольшей подгруппой. Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Педагог подробно объясняет правила, показывает каждое движение, затем играет вместе с детьми. В процессе усвоения правил и содержание игры дети действуют по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности  и родов. У девочек мозг имеет большой резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определённые условия: обеспечение эмоционально нейтрального воспитания  без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время сна, разработка индивидуальной помощи ребёнку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; современная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Преобладают контрольные двигательные задания средней степени интенсивности, что очень важно для снижения возбудимости гиперактивных детей:

– ходьба по узкой дорожке; по лабиринту с остановкой по сигналу;

– прыжки с преодолением препятствий на двух ногах, на месте, с поворотом кругом, прыжки через скакалку и обруч;

– подбрасывание и ловля мяча, отбивание его об стену; прокатывание мяча, забрасывание в корзину;

– ползание и лазание с использованием мягких модулей, дуг, гимнастических скамеек;

– упражнения общеразвивающего вида для рук и плечевого пояса, для ног и туловища;

– упражнения для развития мелкой моторики: захватывание предметов пальцами рук и ног.

Второе направлениеработа с семьёй, которая включает следующие задачи:

– сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально насыщенного взаимодействия с ребёнком;

– способствовать активному использованию материалов тренинга в семейной практике.

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость и раздражительность.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счёта, к этой характеристике добавьте развитие тонкой моторной координации, беспорядочные, неловкие движения.

Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потом трудно исправляемая.

Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Для реализации этой задачи были использованы следующие методы:

– наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения;

– беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр;

– комплексная оценка двигательной активности каждого ребёнка в определённые режимные моменты;

– работа с родителями;

– организация контрольных двигательных заданий.