Коррекции познавательных процессов учащихся с легкой степенью интеллектуального недоразвития в условиях школы-интерната

Эльмира ХУСАИНОВА,

учитель русского языка и литературного чтения высшей квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ

В настоящее время одной из самых важных проблем в педагогике является формирование и развитие интереса к учёбе у детей младшего и средного школьного возраста. Нужно отметить, что у детей с лёгкой умственной отсталостью этот процесс очень плохо развит, поэтому коррекция развития познавательных интересов обучающихся в коррекционной школе, считается очень важным обстоятельством преподавания. Познавательный процесс – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения, который создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Интерес – это процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое. Для интереса характерно позитивно окрашенные эмоции. Познавательный интерес – интерес к изучению учебной деятельности, овладение знаниями, в той или же другой предметной области, зависящей от личности самого ребенка. Познавательные процессы и интересы осуществляют роль инструментов познания окружающего мира. Итогом познавательной работы являются знания, которыми дети будут пользоваться в реальной жизни.

Развитие познавательной активности будет эффективным при взаимодействии регулярных урочных и внеурочных занятий в условиях школы-интерната. Знания, умения и навыки, приобретённые в учебной деятельности, закрепляются и применяются во внеурочной деятельности, и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, теоретически обосновывается и находит практическое применение в учебной деятельности. Урочная деятельность – это деятельность, осуществляемая педагогами и обучающимися в течение определенного времени. Эти занятия включены в классное и школьное расписание.

Каждый урок начинается с нового и интересного задания. Например, обучающиеся получают такое задание: прочитайте зашифрованную тему урока. Тема урока: «Осень» (16-О, С-19, 6-Е, 15-Н, 30- Ь). Цель задания: тренировка логического мышления, внимания, памяти, расширение кругозора обучающихся.

Предлагаю следующие приёмы и методы, повышающие познавательный интерес у учащихся:

упражнение «Волшебный мешочек». Детям показывается мешочек, где лежат некие предметы, которые относятся к теме урока или занятия;

– упражнение «Склеенное предложение». Детям предлагается отделить слова, которые написаны без пробелов в предложении, таким образом узнать тему урока или цель;

– работа с картиной с изображениями природы, например, «Осень». Цель: обучающиеся, опираясь на свой личный опыт и знания, полученные на предыдущих уроках, дают описание осени, называют основные ее признаки;

загадки, головоломки,  как один из видов обучающей и развивающих игр. Главная особенность загадки заключается в том, что это логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Отгадывание загадок на уроках можно рассматривать как творческий процесс, а саму загадку – как творческую задачу;

пословицы, поговорки, сказки. На этапе восприятия пробудить интерес к изучаемому материалу можно через использование пословиц, поговорок, сказок, которые позволяют обучающимся почувствовать красоту природы, его зависимость от природы, родство с ней. Например, задание: «Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно) и другие. Такой материал не только увлекателен, но и наводит на размышления. Развивает самостоятельность, инициативу, развивает речь, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества;

экскурсии, развивающие интерес и повышающие активность на уроках и внеклассных мероприятиях. В сочетании с уроком и различными видами учебно-практических занятий экскурсии на природу играют важную роль в развитии познавательного интереса. Ведь экскурсии учат наблюдать, сравнивать, сопоставлять, проводить практические работы. При наблюдении, у обучающихся развивается не только зрительная, слуховая память, но и развивается любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

На следующем этапе работы по активизации деятельности обучающихся создаются условия для формирования более глубокого интереса к учебной деятельности, необходимых для наиболее эффективного влияния внешних и внутренних факторов на отношение к учебной деятельности. Основными задачами этого этапа являются формирование мотивов учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение обучающихся способами деятельности. Особое внимание уделяется методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества обучения. Более пристально остановимся на некоторых приемах:

– найди «лишнее слово». Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания. Стимульный материал к упражнению представлен в приложении;

«Восстанови предложение». Цель: коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки. Инструкция: даны слова через запятую, вы должны соединить их так, чтобы получилось правильно построенное предложение;

Проблемные ситуации. На уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся, необходимо создавать проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые стимулируют к поиску решения учебной задачи. Дети особенно заинтересованы в решении таких проблемных жизненных ситуаций, которые они могут обсудить, опираясь на свой личный опыт;

Дидактические игры. Квесты. Для повышения познавательного интереса и активности необходимо использовать различные дидактические игры, в том числе ролевые. Особенно влияют на эффективность обучения ролевые игры. Наличие сюжета развивает детское воображение, мышление, волю, способствует вовлечению обучающихся в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход к игровой ситуации, стимулирует познавательную активность обучающихся. Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, но и заставят их стремиться к получению новых знаний. Во время игры обучающиеся получают возможность высказать неправильное суждение, не опасаясь негативной оценки или сделать что-то не так, как обычно. На следующем этапе обучения, задачей которого является формирование у каждого обучающегося в рамках имеющихся возможностей повышения интереса к предмету на максимально высоком уровне. Здесь необходимо формировать в рамках самой учебной деятельности ориентацию обучающихся на способ получения знаний, а не только на сами знания. Работа педагога по формированию познавательного интереса должна основываться на коррекции интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. На данном этапе используются упражнения, задания творческого характера. Это более самостоятельные, более творческие задания;

тематические кроссворды. Один из приемов для активизации деятельности обучающихся на уроке – работа с небольшими тематическими кроссвордами, в основе которых лежит базовый программный материал с зашифрованными понятиями и терминами. Для работы с кроссвордами обучающиеся должны иметь определенный накопленный словарный запас и  опыт работы с ними. Неуместно на уроках использовать кроссворды для проверки общей эрудиции, а для лучшего усвоения ими фактического материала;

викторины. На уроках используется и такой прием как викторины, связанные с темой урока и поставленные в занимательном ключе. Викторины помогают быстро, интересно повторить пройденный материал, выявить пробелы в знаниях отдельных обучающихся. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок;

творческие задания. Иногда, например, в качестве домашнего задания, для повышения интереса ребят к изучаемой теме, предлагается самим попробовать сочинить загадки. Сила влияния творческих работ обучающихся на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам идея творческой работы, и процессе выполнения, и её результат – все требует от личности максимального приложения сил;

тесты. Определённое место в работе учителя занимают тесты. Дети с большим энтузиазмом работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь служит основой развития любопытства. Тесты можно использовать на разных этапах урока, в большей степени на этапе повторения ранее изученного и закрепления нового материала. В работе с тестами улучшается внимание, память, стремление к повышению результата, самоконтроль, умение обобщать знания, чётко формулировать ответ;

нетрадиционные уроки. Хороший результат для активизации познавательной активности обучающихся на уроках показывает проведение нетрадиционных уроков. Такие уроки как: урок аукцион,  урок-путешествие, урок-игра и др. Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и повышают уровень их общего развития;

использование проектной деятельности. Проектная деятельность – это форма учебно-познавательной активности, которая заключается в достижении цели создания творческого проекта, обеспечении преемственности и единства различных сторон процесса обучения, а также является средством личностного развития. В проектной деятельности обучающихся определенную роль играют учебно-познавательные мотивы (познание нового, разрешение проблемных ситуаций в ходе выполнения проекта, а также познавательные мотивы (самопознание и самосовершенствование) и социальные мотивы (стремление получить положительные отметки за свои знания, конкурентные мотивы самоутверждения в группе). Также осуществляется развивающее обучение, поскольку оно содержит элементы познавательной, игровой, трудовой, учебной, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Влияние проектной деятельности на развитие познавательной активности определяется степенью овладения ребенком действиями и характером практического мышления: выделение (осознание) проблемной ситуации, формулировка проблемы, выявление возможных вариантов решения проблемы, выявление намеченного плана, представление продукта проектной деятельности. Проектная деятельность носит творческий характер. Она стирает границы между школьными дисциплинами и сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что во время проектной деятельности формируется позитивное отношение к обучению, обучающиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности, делятся им, как с взрослыми, так и со сверстниками. Кроме того, она приводит к перестройке содержания познавательной сферы личности, развивает абстрактнологическое мышление, наглядно-образную память и другие познавательные процессы, формируя интеллект обучающегося;

использование информационных технологий. К.Д.Ушинский говорил, что дети мыслят ощущениями, красками, звуками, формами. Детская природа требует наглядности. По мнению А.Г.Тихобаева информационные технологии способствуют повышению мотивации обучения, активизации познавательной деятельности, создают благоприятные условия самообразования, формируют самоконтроль с обратной связью. Л.М.Ильиных пишет, что с помощью компьютера можно решить такие задачи, как формирование грамматического строя, пополнение словарного запаса, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости и восполнение пробелов звуковой стороны речи. У обучающихся развиваются навыки самоконтроля, самостоятельной деятельности и повышается активность в процессе обучения. Видеосюжеты активизируют внимание обучающихся, благодаря живой работе слухового и зрительного анализаторов. Навыки рационального запоминания материала формируются благодаря компьютеру. С помощью схем и таблиц обучающимся легче запомнить представленный материал. Благодаря оптимальным методам и современным методикам обучения, педагог позволяет каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Е. С. Кондратьева указывала на то, что использование информационных технологий на уроке активизирует восприятие, воображение, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей и познавательных интересов, что является основной целью уроков в образовательной организации. Полноценное физиологическое и интеллектуальное развитие зависит от успешности обучения и познавательного интереса обучающегося. Чтобы добиться от обучающихся качественных результатов, можно работать с использованием новых информационных возможностей на уроке и во внеурочной деятельности, что дает качественные и высокие результаты.

Сделать урок продуктивнее, эмоционально богаче, насыщеннее, позволяют возможности мультимедиа;

проведение предметных недель (по математике, русскому языку, чтению, развитию речи и т.д.). Предметная неделя – это форма внеурочной, учебной и методической работы в школе, которая состоит из ряда мероприятий, объединенных общими задачами и подчиненных решению этих задач рационально отстроенной системой викторин, олимпиад, игр и конкурсов. По мнению Н.Н.Кочетковой, одна из главных целей проведения предметных недель, является развитие познавательного интереса через мотивацию учебной деятельности. Главное – сформирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. Учебно-развлекательные мероприятия предметной недели решают эту задачу как нельзя лучше. Хорошо продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать обучающимся различные учебные дисциплины не с академической, знакомой стороны, а с неизвестной. О.И.Григорьева также указывает на то, что проведение предметных недель является одной из форм развития познавательной активности и одаренности. Предметная неделя является захватывающим соревнованием, охватывает индивидуальные особенности обучающихся, активизирует познавательную активность и мотивацию учения, дополняет программу курса и тем самым повышает уровень образования обучающихся, расширяет их кругозор и способствует их развитию и раскрывает творческие способности обучающихся.

Личность учителя. Очень важную роль в формировании и коррекции  познавательных процессов обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно это может делать педагог: создавать на уроке атмосферу доброжелательности, использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету, ориентироваться на главное в учебном материале, направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата,  осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, избегать перегрузки обучающихся, учитывать наследственность и особенности психофизического развития детей,  контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента,  создавать на уроке условия для развития личности обучающихся на занятиях, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленна на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях специальной школы-интерната.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • массовые формы работы:

1) эпизодические массовые мероприятия (олимпиады и викторины, тематические вечера, конференции, конкурсы, КВН). Такие формы работы определяются целью, условиями проведения, тематикой и не имеют строгой организационной структуры;

2) постоянные массовые формы работы.

  • групповые формы внеурочной деятельности (спецкурсы, кружки, секции);
  • индивидуальные формы работы (творческие проекты в различных областях: научной, художественной, технической, общекультурной и др.).

Г.И.Щукина указывает, что можно повысить познавательную активность обучающихся за счет:

  • использования потенциала личности педагога (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • привлекательности содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • разнообразия и насыщения приёмов и методов обучения. Д.Д.Бадмаева, М.Р.Данилова, Н.Г.Морозова, Н.М.Перова указывали, что на развитие познавательной активности к учебной деятельности в целом и к конкретным учебным предметам является использование разнообразных приёмов и методов обучения, таких как:
  • связь новых знаний с опытом детей;
  • дидактические игры во внеурочной деятельности;
  • проектная деятельность;
  • информационные технологии;
  • творческие задания;
  • проведение предметных недель;
  • встреча с интересным человеком.

Таким образом, разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, технологий и средств обучения способствует коррекции и развитию познавательных процессов учащихся с лёгкой степенью интеллектуального недоразвития в урочной и внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. – №5 – с. 30.
  2. Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. – №1 – с. 11.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967.
  4. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6. – С. 25.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. –М.: Просвещение, 1988. – С. 39 – 140.
  6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – М.: Педагогика, 1971.
  7. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина. – 1983.
  8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Педагогика, 1988. – С. 23 – 35.
  9. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994. – №3. – С. 28.
  10. Морозова Н.Г. Изучения формирования и развития познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта// М.: Педагогика, 1994.
  11. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.
  12. Ракитина С.В. Русский язык. Занимательные материалы, задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009 . – 89 с.
  13. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
  14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: ГИЦ «Владос», 1999.
  15. Щукина Г.И. Познавательный интерес в педагогике и психологии. – М.: Педагогика, 2002.