Корень. Однокоренные слова

№ 200

(Урок по русскому языку  во 2 классе)

Вилиана БУЛАТОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

– развить умение находить однокоренные слова;

– развивать умение выделять в однокоренных словах корень;

– понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

Планируемые результаты урока:

  1. Сформируются

– базовый уровень умений работать с информацией по теме;

– умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения;

– у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

– начальные формы рефлексии;

– базовый уровень умений.

  1. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
  2. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
  3. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Оборудование: компьютер, презентация урока, демонстрационный раздаточный материал, материал для работы в группах, «Цветок»(рефлексия).

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая работа.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, метод самостоятельной работы учащихся, метод групповой работы учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.

Ход урока

  1. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель. Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

– В стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева упоминается какое время года? (Весна.)

– А весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

– Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок?

– Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами  на столе. Красный цвет – настроение отличное, желтый – хорошее, синий – грустное.

 – И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)

– Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.

  1. II. Целеполагание и мотивация

Учитель. Я предлагаю прочитать пословицы:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Учитель. Какую пословицу выберем девизом урока? (Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц.)

1-я пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни.

2-я пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3-я пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь.

Учитель. Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока. (Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».)

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. А кто такой исследователь?

– Как доказать, что вы правы? (Нужно посмотреть в  толковом словаре, в электронной энциклопедии.)

– Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова, который лежит у меня на столе. (Вызванный ученик открывает словарь там, где заложена закладка, находит нужное слово и читает его определение.)

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». 

Учитель. Откройте тетради и запишите дату исследования, чистописание.

– Чтобы узнать сегодняшнее словарное слово, вам нужно его собрать. итак:

– Окончание от слова: мама, суффикс от слова волчица, а корень от слова: лисята – лисица (что знаем о лисицах?)

– Записали словарное слово, поставили ударение, подчеркните безударную гласную, поделили на слоги.

III. Актуализация знаний

Выводятся слова:

Лиса,  лисята , листочек.

(Слова записаны на карточках, карточки прикреплены на магнитной доске).

– Что вы можете рассказать об этих словах? (Слова все начинаются на букву «л». Слова относятся к части речи имя существительное, они  одушевлённые, нарицательные.)

– Какое слово «лишнее»? (Выслушиваются разные варианты ответов:

лиса– количество букв и звуков  совпадает;

лисятасуществительное в форме множественного числа;

листочек– (Каждый раз вызванный к доске ученик убирает карточку с предложенным вариантом, после выслушанного доказательства учитель возвращает карточку на место.)

– Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.

Учитель. Давайте раскрасим лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.

  1. IV. Исследование
  2. Постановка проблемы.

Учитель. Ранее, мы пришли к выводу, что слово похоже на модель, собранную из деталей конструктора, и состоит из отдельных частей.

– Как вы думаете, все ли части в слове равноправны или есть какая-то главная часть слова?

– А как называется общая часть записанных вами слов? (Корень.)

– Что такое корень?

– А правильно ли вы говорите, узнаем выполнив упр. 61.

– Что обозначает слово Водопой? Сколько всего животных шли? (8)

– Выписать животного и детеныша. Что общего?

1-й выводслова-родственники.

– Выделить корень. Во всех ли словах корень одинаковый? (Медведь и медвежонок – чередование  согласных.)

– Совпадают ли значения?

2-й вывод: значит корень – общая часть слов.

Учитель. Молодцы, ребята!

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (Выслушиваются мнения детей)

 

– Действительно, корень – это:

Вспомните, В какой пословице встретилось слово корень? (Корень учения горек, а плод сладок.)

– Корень учения – это основа знаний. Что же мы видим: что у всех значений данного слова есть общее: корень – это важная, главная часть чего-либо.

– Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень – часть слова.)

  1. V. Открытие нового

Однажды с Ваней произошла такая история, ему надо было проверить  безударную гласную в слове лиса, в предложении НА ПОЛЯНКУ ВЫБЕЖАЛА ПУШИСТАЯ ЛИСА. Он подобрал проверочное слово лес. И написал  НА ПОЛЯНКУ ВЫБЕЖАЛА ПУШИСТАЯ ЛеСА.

Правильно ли? Почему? А как надо проверить?( если слова звучат одинаково, но пишутся по -разному,  т.к. не являются родств.и однокорен.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы пришли к выводу, что некоторые слова звучат одинаково ,но не являются однокоренными ,т.к. имеют разные корни. А может ли быть наоборот- корни в словах имеют одинаковое звучание и пишутся одинаково, но все-таки это слова не родственные?

Проведем небольшое исследование

– Послушайте сказку В. Волиной «Чужак».

(Тексты лежат перед детьми)

— Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором

Ученица читает сказку.

Сказка

   Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

– Кто приметил «чужака»? (Это слово «водитель»)

– Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове есть общая часть со словом вода.)

– Составьте список гостей – родственников Воды.

Вода:  водоворот, водозабор, водопровод, водорез, водопад, водопой, водосток, водомёт, водоканал, водокачка, водомерка, водянка, подводник, заводь, водолаз, водолёт, водолюб, (водохлёб)), водный, водопроводный, под-/надводный, водоносный, водоплавающий, водяной, водянистый, водонепроницаемый, водоструйный, приводниться. (Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова в столбик, выделяют корень. Одновременно ведётся словарная работа.)

«Подводник» – Кто это?

  1. Это моряк, служащий в подводном флоте.
  2. Это специалист по подводным работам.

«Водолаз» – Кто это?

  1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом  костюме со специальным снаряжением.
  2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

«Водомерка» — Кто это?

Это насекомое, передвигающееся по воде.

– Ну а теперь найдём «родственников»  к слову «водитель».

(Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова во второй  столбик, выделяют корень: водитель, водит, водительское).

– Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

– Какие слова мы будем называть однокоренными?

 

    –  Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.

Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).

Физминутка

Учитель. Кто считает, что он готов приступить к самостоятельной работе?

  1. VI. Самостоятельная работа
  2. Работа в парах. Выполнение упр. 65. (Составить текст.)

Сад

У нас есть красивый  … Там растут разные деревья и кусты. Мой папа работает … Он очень любить ухаживать за… растениями. Чтобы подрезать кусты роз он использует … ножницы. Ранней весной он готовит … цветов, затем … их. Летом мы с удовольствием гуляем по нашему саду.

Слова для выбора: садовник, садовый,  садовод, сажать, посадить, саженцы, сад, рассада.

Проверка. Прочитайте ваши тексты.

– Что помогло вам справиться с заданием? (Работали вместе, сообща.)

– Недаром народ придумал такую пословицу: «Одна голова – хорошо, а две лучше».

Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.

– Обратите внимание  на слово садовод. Что вы заметили?

– Как образовалось это слово? (2 корня.)

А какие слова с двумя корнями вам еще встретились при выполнении сегодняшних заданий? (Водолаз.)

А еще какие слова вы знаете? (Пешеход, самовар, самолет, вертолет, паровоз, пароход.)

Учитель. Хорошо, ребята, как вы думаете, существуют ли слова с тремя корнями? Назовите. (Электроводоснабжение, электрокофеварка, грязеводолечебница, маслосырозавод, нефтегазопровод, электромясорубка, электроовощерезка, мостгорстрой.)

Учитель. Давайте составим предложения, используя слова с тремя корнями. Прослушали.

Слово, которое имеет много однокоренных слов:

ВымираниеЗамиратьЗамирить Мирить Мириться Мирный Миро Мировой Мироед Мироздание Миролюбивый Миролюбие МирскойМирянин Непримиримый Отмирать Перемирие Помирать Примиренчество Примирить Примириться Примирять Примиряться СмирениеСмириться Умирать Умиротворить Утихомирить Утихомириться

– Давайте закрасим  пятый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).

VII. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель. Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.

– Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

– Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску. И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!