Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

№ 205

(V класс)

Эльмира ХУСАИНОВА,

учитель русского языка, олигофренопедагог Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ

Предлагаемый дидактический материал предназначен для коррекционных школ VIII вида, работающих по стандартам второго поколения и реализующих новые подходы к оценке достижения обучающихся, планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями  ФГОС.

Актуальность разработки дидактического материала обусловлена  необходимостью ведения мониторинга сформированности универсальных учебных действий и оценки метапредметных результатов обучения в классах, реализующих ФГОС коррекционного образования.

КИМ составлены на основе:

  1. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
  2. Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации. 5 – 9 классы учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 2020. – 183 с. (

КИМ ориентированы на учебник «Русский язык. 5 класс» для общеобразовательных организаций,  реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. Э.Я.Якубовской, Н.Г.Галунчиковой, – 5 изд. – М.: Просвещение, 2020.

Цель КИМ: выявление степени усвоения знаний учебной программы и оценка знаний умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов).

Контрольно-измерительные материалы, учитывают следующие подходы:

– дифференцированный;

– системный;

– индивидуальный.

Для выполнения КИМ учащиеся поделены на две группы, выполняют два варианта заданий (задания взяты от простого к сложному). Время выполнения варианта КИМ.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой по 5-и балльной системе оценок.

Данный сборник контрольно-измерительных материалов по русскому языку адресован педагогам, обеспечивающим реализацию требований адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также студентам дефектологических факультетов.

Используемая литература

  1. Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 №1599.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
  3. Учебник: «Русский язык. 5 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. Э.Я. Якубовской, Н.Г.Галунчиковой, – 5 изд. – М.: Просвещение, 2020.
  4. Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации. 5 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2020. – 183 с.

Дополнительная литература

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной ) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова, -– М.; Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Лободина Н.В. Дидактический материал по русскому языку «Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями. Контрольные тесты для 3 – 4 класса». – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обуение/авт.-сост. Т.П.Шабалкова. – Волгоград: Учитель. 2007.
  5. Р.Р.Закирова, Ф.Ш.Мухаметзянов, А.Ю.Судеркина. Сборник диктантов по русскому языку для 5-9 классов. (Пособие для учителей коррекционных школ и студентов дефектологических факультетов). – Казань, 1996.
  6. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь для 5 класса. Рабочая тетрадь для учащихся специальных образовательных учреждений VIII вид. Просвещение 2020.

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/01/08/r-p-russkiy-yazyk-8-vid-5-klass

https://infourok.ru/sbornik-proverochnih-rabot-po-russkomu-yaziku-v-klasse-vid-3580932.html

https://www.uchmet.ru/library/material/136091/87289/

http://kursk-int5.ru/obychenie/elektronnaya-biblioteka-dlya-obuchayushhixsya-s-ovz.html

https://pedsovet.su/load/322-1-0-42769

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/100-russian/5285—5-9-

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/137950-teksty-kontrolnyh-rabot-po-pismu-i-razvitiyu-rechi-dlya-5-9-klassov.html

https://uchportfolio.ru/materials/category/251

https://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-politova/olimpiada-po-ruskomu-jazyku-dlja-uchaschihsja-9-klasa-korekcionyh-shkol-viii-vida.html

Итоговый диктант (I четверть)

I вариант (писать под диктовку)

Диктант.

Кукушонок.

Лето кончилось. Дул осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами. Из дупла липы раздавался голосок кукушонка.

Пришла осень. Перелётные птицы улетели на юг. Ночью дождь хлестал в дупло. Утром солнце согрело кукушонка.

Днём в рощу пришёл мальчик, нашёл гнездо и забрал птичку к себе на зиму.

Задание

  1. Найти предложение (Перелётные птицы улетели на юг). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
  2. Подобрать проверочное слово к слову с безударной гласной:

г_лосок  — _________,

  1. Подобрать проверочное слово к слову со звонким согласным:

дож_ь –  _________ .

  1. Поставь в конце предложений знаки препинания:

Чей голосок раздаётся

Ах, как холодно осенью

Мальчик забрал птицу домой

II вариант (списать текст диктанта)

Диктант.

Кукушонок.

Лето кончилось. Дул осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами. Из дупла липы раздавался голосок кукушонка.

Пришла осень. Перелётные птицы улетели на юг. Ночью дождь хлестал в дупло. Утром солнце согрело кукушонка.

Днём в рощу пришёл мальчик, нашёл гнездо и забрал птичку к себе на зиму.

Задание.

  1. Подчеркни подлежащее (что?) одной чертой, сказуемое (что делал?) двумя чертами: Дул осенний ветер.
  2. Написать, сколько гласных и согласных звуков в словах:

солнце

гласных –

согласных –

птичка

гласных –

согласных –

порывами

гласных –

согласных —

  1. Поставь в конце предложения знак препинания:

Как красив этот кукушонок

Итоговая контрольная работа (II четверть)

I вариант (писать под диктовку)

Диктант.

Как белочка зимует.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостом. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево. Вот белка взяла в лапки еловую шишку. Она стала её грызть.

Задание.

  1. Подбери однокоренные слова к слову мороз.
  2. Разобрать по составу слова: холодный, утихла, вылезла, еловую.
  3. Найди безударную гласную в корне, подбери проверочное слово:

поспешила — 

  1. Подчеркни сомнительные согласные в корнях слов, подбери проверочные слова:

лапки –

грызть –

II вариант (списать текст диктанта)

Диктант.

Как белочка зимует.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостом. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево. Вот белка взяла в лапки еловую шишку. Она стала её грызть.

Задание.

  1. Найди корень в словах: лесок, лес, лесной.
  2. Разбери по составу слово дерево.
  3. Вставь пропущенную букву в слове: у зв_рька.
  4. Вставь пропущенную букву в слове ло_ко (прыгала).

Итоговая контрольная работа (III четверть)

Ι вариант (писать под диктовку)

Диктант.

Друзья.

В нашем доме живёт больная одинокая старушка. У старушки Зои Петровны нет родных. Но Зоя Петровна никогда не бывает дома одна. Каждый день к ней приходят из соседней школы ребята. Они покупают продукты, убирают небольшую уютную комнату старушки, наводят всюду чистоту. Ребята слушают интересные рассказы о жизни, о героических подвигах наших людей во время войны.

Задание.

  1. Запиши во множественном числе:

В нашем доме – ________________ ,

одинокая старушка – __________________ ,

уютная комната – _______________ .

  1. Определи род существительных: рассказ, жизнь, день, небо.
  2. Допиши окончания прилагательных:

Интересн___  рассказы,

Соседн ____  школа.

ΙΙ вариант (списать текст диктанта)

Диктант.

Друзья.

В нашем доме живёт больная одинокая старушка. У старушки Зои Петровны нет родных. Но Зоя Петровна никогда не бывает дома одна. Каждый день к ней приходят из соседней школы ребята. Они покупают продукты, убирают небольшую уютную комнату старушки, наводят всюду чистоту. Ребята слушают интересные рассказы о жизни, о героических подвигах наших людей во время войны.

Задание.

  1. Запиши во множественном числе:

комната – ________________ ,

школа –  _________________ .

  1. Определи род существительных: школа, дом.
  2. Подчеркни волнистой линией прилагательные из данного ряда:

Больная, приходят, уютный, дети, героические.

Итоговая контрольная работа (IV четверть)

Ι вариант (писать под диктовку)

Диктант.

Летом.

В конце июня в лесу было особенно хорошо. Трава пестрела цветами. Разливался чудный аромат душистых трав. С неба глядело ласковое летнее солнышко. Оно обливало горячим светом лес, траву, речку и далёкие горы. Хорошо было кругом! Около дороги ютились молодые берёзки. Большим шатром раскинулась рябина. Молодой ельник щёткой вставал по сторонам.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Задание.

  1. Поставь вопросы к глаголам, определи время:

Пестрела –

Обливает –

  1. Составь распространённое предложение, используя слова в скобках:

Ребята пришли (лес, за ягодами, в). — ____________________ .

  1. Подчеркни подлежащее, сказуемое и однородные члены предложения. Расставь знаки препинания:

Солнце обливало горячим светом лес траву речку и горы.

ΙΙ вариант (списать текст диктанта)

Диктант.

Летом.

В конце июня в лесу было особенно хорошо. Трава пестрела цветами. Разливался чудный аромат душистых трав. С неба глядело ласковое летнее солнышко. Оно обливало горячим светом лес, траву, речку и далёкие горы. Хорошо было кругом! Около дороги ютились молодые берёзки. Большим шатром раскинулась рябина. Молодой ельник щёткой вставал по сторонам.

(По Д. Мамину-Сибиряку).

Задание.

  1. Выбери глаголы из данного ряда слов: цветёт, трава, ароматные, раскинулось, глядело.
  2. Сравни предложения. Какое из них нераспространённое?

Светит солнышко. Светит летнее солнышко.

  1. Подчеркни в предложении однородные члены.

В лесу растут берёзы, ели, сосны.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (положительных оценок) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
 89 % – 100% 5 отлично
 77% – 88% 4 хорошо
 65% – 76% 3 удовлетворительно
 менее 65% 2 неудовлетворительно