Консультационный центр в детском саду

№ 134

Лилия АСКАРОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 6 «Теремок» г. Мамадыш

В современном мире, сложности родителей в воспитании детей во многом связаны с их недостаточными знаниями в области педагогики и психологии, так же нехваткой времени. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Родители сталкиваются с множественными трудностями при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам: укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации питания детей, различных режимных моментов, что часто связано с нарастающим дефицитом общения ребенка раннего возраста с родителями и другими значимыми для него взрослыми. В связи с этим, родителям необходима консультативная помощь специалистов.

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм работы является организация консультационных центров на базе детского сада для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста,в том числе детям в возрасте до 3 лет, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Весной 2019 года творческой группой детского сада был разработан проект «ВМЕСТЕ» (Воспитать Можно, Если Семья и Теремок Едины). Проект «ВМЕСТЕ» является логическим развитием деятельности Консультационного Центра «Шаг навстречу» и направлен на оказание консультационной помощи родителям и законным представителям детей до 3 лет, не посещающих детский сад.

 Целью работы консультационного центра является повышение качества и доступности дошкольного образования, внедрение новых форм и технологий консультирования родителей (законных представителей), обеспечивающих развитие, воспитание и обучение детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Задачи консультационного центра:

1. Оказывать консультационную помощь родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, не посещающего дошкольное образовательное учреждение.

2. Повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Изучить жизненные ценности и образовательные потребности семей воспитанников детского сада №6 «Теремок» г. Мамадыш, изучить потребность в образовательных услугах семей детей, не охваченных дошкольным образованием.

4. Оказывать содействие в социализации детей дошкольного возраста, в т. ч. детей в возрасте от 0 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения.

5. Проводить комплексную профилактику различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, не посещающих образовательное учреждение.

6. Ознакомить родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра мы дали информационные объявления в местных газетах «Вятка», «Нократ», на местном телевидении, раздавали листовки на общегородских мероприятиях, а также разместили информацию на странице сайта детского сада и в группе ВКонтакте.

Консультационный центр работает согласно графику работы, утвержденному приказом заведующего.

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, не посещающих детский сад, в консультационном центре строится на основе интеграции деятельности специалистов образовательной организации (старшего воспитателя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателей).

Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями – одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка. Режим работы специалистов консультационного центра определяется заведующим, исходя из режима работы образовательной организации.

За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается.

Для получения консультационной помощи родители (законные представители) обращаются в детскому саду лично, по телефону или через группу ВКонтакте «Консультационный центр МБДОУ «ДС № 6 «Теремок»».

Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультационной помощью.

Так, к основным проблемам можно отнести:

нет возможности посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов Консультационного центра родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;

преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует родителей, бабушек, дедушек, опекунов. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;

нарушение развития речи у детей. Проблема заключается в том, что у детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;

– соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В связи с этим перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты консультационного центра;

готовность ребёнка к школьному обучению. Данная проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.

С одной стороны, дети, не посещающие детский сад, часто не готовы войти в новую для них школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.

С другой стороны, существует и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.

Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Консультационном центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра, стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.

Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках Консультационного центра.

1. Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы).

2. Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте, в группе ВКонтакте или заданные по телефону.

3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего Консультационного центра с семьёй является консультирование педагогами родителей – индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.

Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказывается помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов; знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.

Групповое консультирование осуществляется следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микрогруппе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.

4. Интересной и результативной формой работы с родителями является практическая деятельность. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.

5. В современном мире использование ИКТ имеет свои преимущества перед традиционными формами работы с родителями. Эффективным средством знакомства с особенностями работы того или иного специалиста центра является мультимедийная презентация для взрослых по актуальным вопросам с целью ознакомления, обучения и вовлечения родителей в процесс развития и образования детей дошкольного возраста.

Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как включает самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, видео- и аудиофрагменты, элементы анимации. Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиапособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете.

В нашем детском саду «Теремок» созданы все необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями и детьми.

Педагогами и специалистами детского сада проводятся коррекционные развивающие занятия, консультации для родителей, совместные развлекательные мероприятия с детьми и родителями. В летний период времени на открытом воздухе проводились совместные мероприятия с родителями и детьми. Дети совместно с родителями познавали мир красок, вспоминали азбуку дорожного движения, проводили эксперименты, развивали мелкую моторику рук у детей, научились делать светоотражающие элементы, играли.

На территории нашего детского сада имеются игровые площадки, на которых расположены песочницы для игр с песком, веранды с теневым навесом, спортивная площадка, зона для отработки практических навыков правил дорожного движения. Недавно на одной из площадок установлено резиновое покрытие. Родители и дети, не посещающие детский сад, имеют возможность посещать территорию детского сада и играть.

Анализируя деятельность по работе консультационного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:

– с целью привлечения родителей к деятельности нашего Консультационного центра мы вынуждены неоднократно подавать информацию в местные СМИ, мы ищем разнообразные пути информирования населения о нашей работе;

– нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов: учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;

– отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Консультационного центра.

В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего Консультационного центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.