Конспект урока русского языка в 3 классе по развитию функциональной грамотности
Конспект урока русского языка в 3 классе
по развитию функциональной грамотности
Рамиля СИНДЮКОВА учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №22 г. Казани |
|
Учебник Канакина В.П. Русский язык. 3 кл. В 2 ч.: учебник. – М.: Просвещение,
2021 г.
|
Тема урока | Значение и употребление глаголов в речи | |
Тип урока | Закрепление изученного материала | |
Цель урока | Формирование умений грамотно использовать в речи глаголы | |
Основные термины и понятия | Глагол, части речи | |
Информационно—образовательная среда
|
Ресурсы
Информационный материал (УМК, дополнительная литература) Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, репродукции, мультимедиа-ресурсы и др.) Диагностический материал (страницы учебника, РТ, раздаточный материал) ресурсы |
Межпредметные связи |
Планируемые результаты (из федеральных или примерных рабочих программ учебных предметов https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_nachal.htm) | ||
Предметные
Ученик научится (БУ) распознавать глаголы среди других частей речи; грамотно использовать глаголы в речи; ориентироваться в учебнике; находит нужную информацию в учебнике. Ученик получит возможность научиться (ПУ): выражать личное отношение к прочитанному и услышанному; анализировать и корректировать допущенные ошибки; использовать полученную информацию в жизни.
|
Метапредметные Познавательные УУД Ученик научится (БУ):
осознанно принимать и оценивать содержание учебного материала. Ученик получит возможность научиться (ПУ):
проводить анализ и синтез, опираясь на существенные признаки глагола; проводить рефлексию результатов деятельности. Регулятивные УУД
Ученик научится (БУ):
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и стремиться ее выполнить; принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий. Ученик получит возможность научиться (ПУ): в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД Ученик научится (БУ): отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения на события, применение приобретенных навыков и умений в практической деятельности; осуществление самоконтроля при выполнении письменных заданий; высказывание своего отношения к взрослым и своим сверстникам; проявление интереса к русскому языку поступки; участвовать в учебной дискуссии; эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. Ученик получит возможность научиться (ПУ): формулировать собственное мнени и позицию с учётом речевой ситуации; слушать и понимать речь других; работать в парах. |
Личностные Будут созданы условия для формирования у ученика:
|
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты ФГ | |
1. Мотивационно-ориентировочный этап | ||
Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности 1.1 Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности: учебно-познавательная задача
Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. Девиз урока «Имеем право на ошибку». Как вы понимаете эти строки? Блиц-опрос «Правда ли, что…»
– Имя существительное обозначает предмет.
–Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?
– Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
– Местоимение указывает на предметы, но не называет их.
|
Интегративные компоненты ФГ:
Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог).
Познавательные УУД
определять границы знания/незнания. Регулятивные УУД
готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД
участвовать в учебном диалоге Компоненты читательской ФГ:
применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей;
анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.
Интегративные компоненты ФГ:
Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге, умение работать в паре).
Познавательные УУД
проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД работать по плану, инструкции.
Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. |
|
Проектирование задания
2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)
–Местоимение указывает на предметы, но не называет их. Наблюдение над ролью глаголов в речи. Работа с текстом. Весна. Снег. С гор звонкие ручьи. Домой перелетные птицы. Они гнёзда. – Назовите имена существительные, которые используются в тексте.
– Назовите имена прилагательные из текста.
–Что вы можете сказать об этом тексте?
–Почему изображаемый мир в этом тексте как бы застыл? Давайте
попробуем его оживить. Как это сделать? 2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план: Какова тема урока? Откройте учебник на с.100
– Можно ли сказать, что эта тема совсем новая для вас? Почему? – Чем мы будем заниматься? Давайте составим план урока. (Графически, с помощью условных обозначений) Повторим то, что уже знаем. Будем упражняться в применении полученных знаний. 3.Оценим свои достижения.
|
||
Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное):
познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия). |
Компоненты языковой ФГ:
отбор языковых средств для построения содержательных, связных и грамотных конструкторов, как устных, так и письменных; поиск нужной информации, анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.
Интегративные компоненты ФГ:
Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).
Познавательные УУД
проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения
|
|
Проектирование задания 3.1.Работа в парах. Работа с текстами.
Запишите текст, добавляя в каждое предложение глагол. Подчеркните их. Что у вас получилось?
Пришла весна. Растаял снег. С гор бегут звонкие ручьи. Домой возвратились перелетные птицы. Они строят гнезда. Давайте сравним тексты. Что изменилось? Что помогло оживить текст? – На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Что это за части речи? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет. Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам глагол. – А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?
|
||
Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД) | Компоненты читательской ФГ: | |
Проектирование задания
Закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с текстом Охотник Веселый маленький пушистый щенок Тимка сидел на крылечке. Смотрел на солнышко и жмурился от удовольствия. Вдруг мимо него пролетела бабочка удивительной красоты. Тимка бросился с места и побежал за ярким насекомым. Он и подпрыгивал, и лаял, и пытался поймать бабочку коротенькой лапкой! Но бабочка не обращала на пёсика никакого внимания. Она словно парила в воздухе.
– А теперь закройте глаза и попытайтесь представить себе эту картину: щенок пытается поймать бабочку. Назовите слова, которые помогают представить себе, как щенок охотился за насекомым.
– А как вела себя бабочка? Работа с рубрикой «Сведения о языке» – Прочитайте правило на с.101 учебника.
– Что общего у глагола и других частей речи? – Что это за слова? 3.2. Работа со словарем – Слово «глагол» древнерусское Обратимся к словарю В.Даля.
1) Глагол – эти словесная речь человека, говор. 2)»Глаголь» – старинное название буквы г. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа с текстом Охотник.
Веселый маленький пушистый щенок Тимка сидел на крылечке. Смотрел на солнышко и жмурился от удовольствия. Вдруг мимо него пролетела бабочка удивительной красоты. Тимка бросился с места и побежал за ярким насекомым. Он и подпрыгивал, и лаял, и пытался поймать бабочку коротенькой лапкой! Но бабочка не обращала на пёсика никакого внимания. Она словно парила в воздухе.
– А теперь закройте глаза и попытайтесь представить себе эту картину: щенок пытается поймать бабочку. Назовите слова, которые помогают представить себе, как щенок охотился за насекомым.
–А как вела себя бабочка?
– Что это за слова?
Работа с рубрикой «Сведения о языке» – Прочитайте правило на с.101 учебника.
– Что общего у глагола и других частей речи?
|
применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной
|
|
Учебная задача (УЗ) | Компоненты читательской ФГ: | |
Проектирование задания
Работа с рубрикой «Сведения о языке» – Прочитайте правило на с.101 учебника.
–Что общего у глагола и других частей речи? Чем отличаются? «Глагол – самая огнедышащая, самая живая алая, самая свежая… кровь языка» А.Югов
«Гудят глаголы, как деревья, Промёрзшие и в хлопьях птиц!» В.Соснова –Почему писатели произносят похвальное слово глаголу. Физкультминутка Если имя существительное – дети садятся, глагол – встать (Пилить, смотреть, пробежка, косить перелет, чтение, рисовать).
|
применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного. Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге, умение работать в паре).
Познавательные УУД проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. |
|
2. Поисковый этап | ||
Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи) | ||
Проектирование задания
Включение в систему знаний. Работа с учебником с.100 упр.170 – Прочитайте стихотворение Н.Сапарова. Назовите его тему и главную мысль. Найдите в стихотворении глаголы. Что они обозначают? – Подберите пословицы к стихотворению. Работа в тетради на печатной основе с.63 упр.140. Самостоятельная работа Прочитайте задание про себя. Объясните задание товарищам. – Действие какого предмета обозначает каждый глагол? – Запишите пропущенные имена существительные. Обозначьте ударение в словах, подчеркните «опасные места» –Что общего у слов, которые вы вставили? Запомните их правописание.
|
||
Составляемый учащимися (при участии педагога) план
Укажите форму фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.) |
||
Проектирование задания
Самопроверка Работа с учебником с.102 упр.173. Фронтальная работа. – Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что они составляют текст? – Прочитайте первое предложение. Назовите глагол и вопрос, на который этот глагол отвечает. Выпишите из предложений главные члены предложения, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому.
|
||
3.Практический этап | ||
Опишите формы организации учебной деятельности учащихся по реализации каждого из пунктов плана по форме:
1.Реализуемый пункт плана. 2.Форма организации учебной деятельности, обеспечивающая самостоятельное получение или применение учащимися знаний, умений, опыта (наблюдение, эксперимент, дидактическая игра, решение практической задачи, выполнения творческих заданий, беседа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника, других пособий и т.д.) 3.Содержание проводимой работы. 4.Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, актуализация освоенных ранее представлений, создание нового алгоритма, определение эффективности способа, выявление закономерности и т.д.) |
|
|
Проектирование задания
Комментированное письмо – Вспомним разбор предложения. Смотрит с неба месяц бледный.
|
||
2. Рефлексивно-оценочный этап | ||
Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ
Опишите содержание работы |
Компоненты языковой и читательской ФГ: | |
Проектирование задания
4.1 Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ
– Чему мы учились на уроке?
– Каких учебных задач мы достигли на уроке? Все ли пункты плана урока выполнены? – Зачем нужны глаголы в речи? – За что вы могли бы себя похвалить?
Работа с пословицами. Работа в группах
На листах записаны пословицы, в каждой из которых один глагол пропущен. Необходимо дописать пропущенный глагол.
группа Мир строит, а война …(разрушает). Лето припасает, а зима…(подъедает). Труд кормит, а лень…(портит). Группа Человек от лени болеет, а от труда…(здоровеет). Смелый побеждает, а трус…(погибает). Сумел завязать, сумей и…(развязать). 3 группа Легко друга потерять, но трудно…(найти). По одежке встречают, а по уму…(провожают). Чем зря кричать, лучше…(помолчать).
|
анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного. Интегративные компоненты ФГ:
проведение самооценки по данной инструкции, пользуясь предложенным инструментарием. Познавательные УУД
проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД
работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения; умение договориться о совместных действиях при работе в группах. |
|
Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.
Опишите задания, предлагаемые учащимся, критерии их оценки |
Компоненты языковой и читательской ФГ:
анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного, творческое переосмысление прочитанного. Познавательные УУД делать выводы и личные умозаключения в результате совместной работы учителя и класса. Регулятивные УУД
осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать свои результаты. Коммуникативные УУД Выражать свои мысли, давать эмоциональную оценку полученной информации |
|
Проектирование задания
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся Предлагаю вам заполнить небольшую анкету. Анкета работал на уроке Активно / пассивно Своей работой на уроке я
Доволен / не доволен Урок для меня показался Коротким / длинным За урок я Не устал / устал Моё настроение Стало лучше / стало хуже Материал урока мне был Интересен / скучен
Домашнее задание: повторить правило на с.101 учебника, выполнить в тетради на печатной основе упр. 136, 139 на с. 62, 63 Слайд 9 Спасибо за работу!
|