Конкурс знатоков

(Образовательная деятельность с детьми старшей группы)

 Альфира ИЛЬИНА,

 учитель-логопед детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево 

Цель. Формирование полноценной  фонетической системы языка.

Задачи. Закреплять понятия мягкого, твердого согласного и  умения составлять слова по первым звукам. Упражнять в составлении предложений из заданных слов.  Упражнять звуко-слоговый анализ слов.  Чтение слогов и слов по карточкам.  Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать дружеские отношения, умение заниматься сообща.

Методические приемы: игра, вопрос,беседа,  индивидуальная работа.

Оборудование: мольберт (2 шт.), карточки с рисунками, рисунок паровозика, силуэт цветов и бабочек, ребусы.

Предварительная работа:  проведение беседы,  заучивание стихотворения, решение ребусов,  расматривание картин.

 Ход мероприятия

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы ритмично соединяются ( в замок) и разъединяются),

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки),

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяем одноименные пальцы. Большой с большим и т. д.),

Начинай считать опять  (одновременное касание  подушечками пальцев двух рук),

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание).

Мы закончили считать  (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).

Логопед. Ребята, мы с вами разделимся на две команды, первая команда – «Ромашки», вторая команда – «Тюльпаны». Занимайте места.

Раз у нас есть команды, мы покажем свои умения.

1-е задание. Найдите предметы с твердым согласным «л», «Ромашки», а «Тюльпаны» – с мягким согласным «ль».

2-е задание. Слова заблудились и стали не на свои места. Послушайте и поправьте.

Злой кабан давал гудки,

Пароход точил клыки.

Кошка песенку учила,

Маша хвостик свой ловила.

Соловей томился в клетке,

Дикобраз сидел на ветке.

Мальчик булькал на костре,

Чайник прыгал во дворе.

3-е задание – «Угадайка».

У вас на столах – карточки. По первым буквам слов составить новое слово.

Арбуз, толка, самолет, торт, аист.

4-е задание. Подумайте и отгадайте ребусы (по 2 ребуса каждой команде).

5-е задание. У нас остановились поезда, посмотрите внимательно, в каждом паровозике есть лишний вагон. Найдите лишний вагончик и прочитайте слова.

Физкультурная- минутка.

     Раз к нам приехали поезда, давайте покатаемся, все встали.

Поехали чу-чу-чу-чу,

Починим рельсы тук-тук-тук-тук (повороты туловища),

Проверим колеса (хлопать по коленям).

Поехали обратно чу-чу-чу-чу,

Сели, поезд остановился ш-ш-ш- …

6-е задание –   «Угадай слово».

(Дети по цветам квадратиков.)

1-я карточка. Что налили в стакан: сок или чай?

2-я карточка. Что в шкафу: чашка или блюдце?

1-я карточка. Как зовут девочку: Марина или Наташа?

2-я карточка. Как зовут котенка: Пушок или Чижик?

7-е задание – «Чертвертый лишний».

(Показ слайдов.)

Банан, апельсин, огурец, киви.

Стол, чайник, шкаф, кровать.

Петух, ласточка, скворец, грач.

Медведь, белка, лиса, собака.

Бабочка, роза, ромашка, ландыш.

8-е задание – «Волшебная поляна» (цветочки с буквами).

Логопед. Хотите, чтобы бабочка ожила. Для этого нам произнести волшебные слова:

Чкачка-чка

Прилетела бабочка.

 (Под музыку прилетает бабочка, рассказывает стихотворение.)

 Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

 Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка прилетела в цветочную поляну. Команда «Ромашки» выбирает цветочки с гласными звуками, а «Тюльпаны» с согласными звуками, а бабочка все проверит.)

Жюри подводит итог.