Концептуальный анализ произведения «Столбцы» Н.Заболоцкого в творческом развитии старшеклассников
№51
Виктор ГАВРИЛОВ,
директор Центра информации и связи с общественностью Сургутского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
Татьяна ГИМАЗОВА,
студентка V курса Сургутского государственного педагогического университета
Николай Заболоцкий и сегодня остается одним из самых читаемых и изучаемых в мире русских поэтов XX века. Однако для неподготовленного читателя, в особенности старшеклассника, восприятие его лирики представляет немалые трудности.
Читая «Столбцы» Н.Заболоцкого, невольно отмечаешь достаточно частое упоминание дерева, деревьев (в различных видах и контекстах). Эти упоминания отнюдь не случайны. Более того, на наш взгляд, концепт «дерево» является в лирике автора ключевым. Впрочем, этот тезис требует подтверждения.
Как известно, Н.Заболоцкий стал известен в поэтических кругах именно благодаря «Столбцам». Однако эта известность не всегда имела положительную коннотацию. С критикой обрушились публицисты, увидевшие в данном цикле пасквиль на молодое Советское государство. Однако вдумчивый читатель, критик легко заметит, что социальный аспект не слишком волнует автора. Безусловно, в произведении присутствует немало портретов обывателей того времени, даны описания сцен жизни города и деревни первой трети XX века. Однако совершенно очевидно, что все эти «картинки» трансформированы авторским сознанием, переработаны, получают символическое значение. Герои произведения, хотя и имеют реальные черты, во многом фантастичны, фантасмагоричны, поэтому вряд ли могут быть соотнесены с реальными людьми, проживавшими в то время.
Автору важнее было (и это отмечает большинство критиков) осмыслить происходящее, борясь с помощью поэтического слова с энтропией мира (по выражению Д.Быкова), с хаосом. Н.Заболоцкий поставил перед собой непростую задачу не просто понять, что происходит вокруг, не просто описать происходящее доступными ему средствами и дать происходящему оценку. Он (и это вытекает из контекста «Столбцов») стремился с помощью языковых средств создать собственную модель мира, способную охватить все, что доступно чувствам автора, его сознанию.
И этой цели, по нашему мнению, он добился. Модель мироустройства Н.Заболоцкого, как и любая другая подобная модель, имеет свои достоинства и недостатки, заведомо является неполной, поскольку полную модель создать человеку невозможно. Однако эта модель имеет свои оригинальные черты, в основе которых – универсальный (базовый) концепт «дерево», точнее, «мировое древо».
Для многих, как и для Н.Заболоцкого, дерево – это связь с небом, со светом, связь между нынешним поколением и ушедшим, между будущим и прошлым. Если угодно, это вектор, указывающий путь, направление развития. Это некий мост между миром земным и миром небесным. Не всякий способен пойти по этому мосту, но многие стремились. Этот образ удачен тем, что объединяет в себе горнее и дольнее (верх и низ), а также горизонтальную плоскость. Кроме того, древо – это не только пространство, но и время. Река (время) соединяет два направления, течет как бы по диагонали.
Совершенно очевидно, что в этом символе заложена дихотомия, противопоставление таких начал, как тьма и свет, небо и земля, добро и зло. В легендах, сказках, мифах, народной поэзии змей у корней древа и птица на вершине постоянно враждуют, спорят. Змей (деструктивное начало) грозит уничтожить (сжечь) дерево, на котором вьёт гнездо птица (созидательное начало). В этом постоянном противоборстве, противоречии и существует мир, создается его диалектическое единство. Безусловно, Н.Заболоцкий, являясь выразителем этой культуры славян, осознанно или неосознанно прибегает к образу дерева с целью упорядочения окружающей действительности в собственной модели мироустройства.
С помощью интернет-программы «Морфер» мы выделили следующие ключевые слова, которые составляют концептосферу «Столбцов». Это: волк, деревья, конь, предки, ночь, природа, мир, птицы. Слово «деревья» в перечне встречается дважды, что доказывает нашу гипотезу о базовом концепте. Приведенные слова относятся к ближайшей периферии концепта, отражают основные понятия, определяющие авторскую картину мира. Это те стержневые компоненты, вокруг которых строится вся модель мира, на которую нанизываются дополнительные образы и смыслы. По нашему убеждению, все попытки охарактеризовать «Столбцы» как некое «лоскутное одеяло», изображающую эпоху, не имеют под собой оснований. За таким многообразием образов и тем, которые поднимаются, раскрываются в произведении, очень сложно увидеть нечто целостное, сложно определить стержневой компонент, вокруг которого строится модель мира автора. Выделение «мирового древа» в качестве ключевого концепта позволяет нам разрешить ряд противоречий и найти то универсальное основание, ту опору, на которой базируется, выстраивается весь текст.
Для автора дерево всегда больше, чем просто растение. За его формой скрыто содержание, разгадать которое под силу немногим. Это содержание определяет и предназначение дерева. Оно загадочно. Поэт только приближается к разгадке, не решаясь еще назвать вещи своими именами.
Дерево растет, напоминая
Естественную деревянную колонну.
От нее расходятся члены,
Одетые в круглые листья.
Собранье таких деревьев
Образует лес, дубраву.
Но определенье леса неточно,
Если указать на одно формальное строенье («Искусство»).
Эта точка зрения, эта позиция о загадочности деревьев объясняется культурной традицией, культурным кодом. Дело в том, что в древности у каждого народа, племени было священное дерево, которое просили о чем-то сокровенном, через него общались с предками (древо рода) и т.д. Деревья в верованиях язычников наделялись душой, а также священной мистической силой. Язычники верили, что деревья обладают великой мудростью (ср. «мудрый дуб» – у славян в мифах и сказках). Также считалось, что тонко чувствующий человек, посвященный способен понять, почувствовать эту душу, принять мудрость, может многому у дерева научиться. Отголоски подобных верований мы встречаем в цикле «Столбцы».
Дерево для автора непостижимым образом связано с поэтическим творчеством, искусством вообще. Оно связано с трудом поэта, который творит все, что его окружает:
Дерево сказку читало,
А мертвые домики мира
Прыгали, словно живые («Искусство»).
Из стихотворения «Школа жуков» (раздел «Плотники») мы узнаем, что дерево способно многому научить людей. Каждая порода дерева нужна для чего-то. И плотники посвящены в эту тайну, делятся ею:
Учит каменья тесать
И дома возводить – палисандра.
Черное дерево — это металла двойник,
Свет кузнецам,
Воспитанье вождям и солдатам.
Также мы узнаем, что «Древо радости – орех» («На даче»).
Мы вновь приходим к идее о том, что дерево способно научить человека, сделать его мудрее. Дерево для Н.Заболоцкого нечто живое, обладающее тайной, готовое ею поделиться. И все мы «живем под вольным дубом» («Разговор с медведем»), способны постичь эти загадки. В произведении «Монолог в лесу» есть такие строки:
Бывало, ухом прислонюсь к березе —
И различаю тихий разговор.
Береза сообщает мне свои переживанья,
Учит управлению веток,
Как шевелить корнями после бури
И как расти из самого себя.
Обращает на себя внимание последняя строка. «Расти из самого себя», на наш взгляд, означает находить силы в себе самом, творить, исходя из собственных побуждений, воли и чувств.
Итак, дерево учит человека, влияет на него, но и человек может воздействовать на деревья. В этих взаимоотношениях есть что-то загадочное, амбивалентное:
Из одной березы
Задумал сделать я верблюда,
Да воздуху в груди, как видно, не хватило:
Головка выросла, а туловища нет.
Загадки страшные природы
Повсюду в воздухе висят («Монолог в лесу»).
Как деревья рвутся вверх, к небу, раздвигая пространство, заполняя собой пустоту, так и творящий человек должен расти над собой (из себя самого), разрушая окружающую пустоту, наполняя ее новым содержанием (нечто похожее, только о предназначении архитектора, мы находим в произведении Милорада Павича «Пейзаж, нарисованный чаем»). Освоение пустоты, наполнение воздуха – цель, кредо Н.Заболоцкого, это декларация его поэтического труда: «Усилье воли воздух победит» («Монолог в лесу»).
Благодаря своим уникальным свойствам деревья способны соединять различные уровни («деревья – лестницы»), а также передвигаться от одного уровня к другому (посвященный может этим посредничеством воспользоваться):
Вы, деревья – пароходы,
Секущие пространство и плывущие в нем
По законам древесного компаса.
Деревья наполняют наш мир не только внешней красотой, но и звуками:
Вы, деревья – виолончели и деревья — дудки,
Сотрясающие воздух ударами звуков,
Составляющие мелодии лесов и рощ
И одиноко стоящих растений!
Как уже говорилось, деревья, по Н.Заболоцкому, обладают волей и творческим потенциалом. Они способны (так же, как и поэт) разрушать и созидать, то есть менять то, что их окружает, приспосабливать под себя, под свой идеал:
Вы, деревья – топоры,
Рассекающие воздух на его составные
И снова составляющие его для постоянного равновесия!
По сути, дерево, как считает автор, это ось мира, ее основа, вокруг которой развивается, выстраивается все живое, организуется природа:
Я всю природу уподоблю печи.
Деревья, вы ее большие плечи,
Вы ребра толстые и каменная грудь
Это ключевой образ в произведении «Столбцы», попытка организовать миропорядок вокруг единого стержня. И автор наглядно доказывает нам существование этой оси. Если отнять у мира эту ось, начнется хаос, неразбериха, мир утратит ориентиры (верх – низ, левую и правую стороны). И такая ситуация вполне возможна (деревья пугливы, тревожны, могут убежать в случае опасности):
Деревья, длинными главами
Ныряя в туче грозовой,
Умчались в поле. Перед вами
Возникнул хаос мировой («Безумный волк»).
Здесь же в строфе «Ночь в лесу», которая завершает цикл «Столбцы», подробно и образно описана тайная жизнь деревьев, которые все-таки не есть лес. Различия между деревьями стираются, размываются, поскольку каждое из них есть ось. Каждое дерево становится «древом» и, по меткому замечанию автора, становится выражением «чистых понятий», то есть становится символом, некой объемлющей мир сферой. Древо у Н.Заболоцкого дематериализуется, переходит из нашего физического мира в мир абстрактный, в мир чистого разума:
Дерево Сфера царствует здесь над другими.
Дерево Сфера — это значок беспредельного дерева,
Это итог числовых операций.
Ум, не ищи ты его посредине деревьев:
Он посредине, и сбоку, и здесь, и повсюду.
В этой связи понимание дерева как «мирового древа» становится уделом философии. Это понимание, эту сакральную тайну можно обрести, приложив интеллектуальные усилия (это нельзя увидеть глазами). Но постижение тайны становится ключом к пониманию мироустройства. И этот ключ нам предлагает Н.Заболоцкий в своем произведении «Столбцы».
Проведя концептуальный анализ произведения «Столбцы» Н. Заболоцкого, в творческом развитии старшеклассников, рассмотрим произведение предметные результаты, проведем обоснование дидактических и методических возможностей темы в школьной практике преподавания литературы с позиции требований ФГОС.
Предметными результатами в части изучения материалов цикла «Столбцы» Н.Заболоцкого во внеурочной деятельности, дидактические и методические возможности мы видим в следующем:
учащиеся научатся:
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
вести учебные дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению на своем уровне, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения Н.Заболоцкого «Столбцы» /фрагменты/, передавая личное отношение к произведению;
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.