Комплекс дидактических игр как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Елена ПАВЛОВА, Татьяна ЛЕБЕДЕВА, Наталья ЛАПТЕВА,

воспитатели детского сада №298 г. Казани

Задачи дидактических игр в комплексе:

– овладение речью, как средством общения;

– обогащение активного словаря; развитие звуковой культуры речи;

– развитие связной речи;

– развитие речевого творчества;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Игры на развитие связной речи

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описать. Ребёнок выбирает любой предмет или картинку и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает жетон. Выиграет тот, кто наберёт больше всего жетонов.

«Какая картинка лишняя?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед игроком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Игрок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Отгадай-ка»

Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: педагог напоминает детям, как они рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и затем предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали». Как только ребенок загадает предмет, педагог кладет мячик на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает мячик тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт мяч другому играющему, чтобы тот отгадал.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и рассуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить игрока не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение – ошибка. Тогда получится полное описание картины с элементами рассуждения.

«Опиши картинку»

Цель: формировать умение составлять описательные рассказы, опираясь на схему.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку набор серийных картинок и просят выложить серии картинок, а затем составить рассказы по ним.

Развитие лексической стороны речи (формирования словаря)

«Новоселье»

Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь».

Ход игры. Создаётся игровая ситуация: «У куклы Насти новоселье. Ей нужно собрать вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Потом ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды сарафан, для обуви – туфли.

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по 4 картинки, 3 из них относятся к одной тематике, а 4ая к какой-нибудь другой тематической группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Ряд картинок для игры:

  1. Галстук, туфли, брюки, пиджак.
  2. Яблоко, крыжовник, черная смородина, малина.
  3. Телевизор, комод, стул, кровать.
  4. Кукушка, сова стрекоза, сорока.
  5. Тарелка, батон, кастрюля, ложка.
  6. Роза, береза, ель, тополь.
  7. Помидор, огурец, морковь,земляника.
  8. Шапка, берет, шляпа, кофта.
  9. Топор, пила, тетрадь, рубанок.
  10. Медведь, волк, мишка плюшевый, заяц.

«Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, в которых нелепые ситуации. Верно ли это? – нужно ответить и доказать, почему они так считают.

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается козел.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари поля.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам днем светит?

Что конфет не любят дети?

                               (Л.Станчев)

«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Воспитатель произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

  1. Кирилл спит.
  2. Дима кормит кур.
  3. Врач лечит больного.
  4. Мама купила Саше красивую куклу.
  5. Сильный спортсмен Вова легко поднял тяжёлую штангу.

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.

  1. Старый, дряхлый, удаленький, ветхий.
  2. Храбрый, веселый, смелый, отважный.
  3. Яблоко, смородина, огурец, груша.
  4. Молоко, творог, сметана, батон.
  5. Час, минута, зима, секунда.
  6. Ложка, тарелка, кастрюля, кошелек.
  7. Платье, свитер, шарф, рубашка.
  8. Мыло, метла, бальзам, шампунь.
  9. Береза, дуб, сосна, гриб.
  10. Книга, телевизор, радио, видеомагнитофон.

«Составь фразу»

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает придумать предложения, используя следующие слова:

забавный  котенок         пустая корзина

спелая земляника           веселая игра

колючий куст                  лесная тропинка

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Дети стоят в кругу. У педагога палочка-эстафета. Он произносит любое слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в обратном направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал 3 штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафа.

Ход игры: собака – лает, играет, кусает, бегает, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится,спит, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правила игры. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель говорит слово и бросает мячик кому-нибудь, ребенок должен поймать мяч, сказать слово антоним и снова бросает мяч педагогу. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо-налево, вверх-вниз, под-над, далеко-близко, высоко-низко, холодно-тепло, лето-зима, внутри-снаружи, дальше-ближе). Можно произносить и прилагательные, глаголы: далекий-близкий, верхний-нижний, правый-левый, купить-продать, намочить-высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, все вместе помогают.

«Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Крупный» – предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, большой, громадный, гигантский.

«Симпатичный» – «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Сухой» – «теплый, солнечный» и т.д.

«Первоклассник»

Дидактическая задача: закреплять знания о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, аккуратность, организованность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, книги, пеналы, ручки, цветные карандаши, фломастеры и др. по команде они должны собрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в рюкзак и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других игроков.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Педагог обращает внимание ребят, чтобы не только быстро всё складывать, но и аккуратно; хвалит тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

Развитие грамматического строя речи

«Размытое письмо»

Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений.

Ход игры

– Зайчик получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Зайка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что… я долго блуждал по лесу и… Выйдя на поляну, я попал… Я попал в яму, потому что… Там было очень глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я нахожусь в… У нас имеется площадка для… На площадке для молодняка есть много… Мы играем с… За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в… Как здорово уметь… Жди следующего моего письма из … Пока! Степашка».

Читая письмо, педагог с интонацией просит детей дополнять предложения.

«Живые слова»

Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Ход игры: игрок изображает слово.

Воспитатель. Пусть Костя изображает слово «сова»; Амалия – слово «играть». Какое третье слово выберем? (Мяч) Прочитали предложение: «Сова играет в мяч». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Сова в мяч играет.) Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (В мяч играет сова.) Заменим слово «мяч» другим. Лиза будет теперь словом «Играть». Составьте свои предложения со словом «зайчик». (Зайчик шустрый, зайчик любит морковку, Зайчик спит…)

«Напишем кукле письмо»

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры нужны длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Педагог произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

После «записи» просим кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.