Коммуникативное развитие детей старшего возраста в игровой деятельности

Зульфия АБРАРОВА,

воспитатель детского сада №25 «Аленушка» с. Осиново Зеленодольского района

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии, в частности, организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

С первых дней пребывания в детском саду ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с детьми и воспитателем. Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу! »

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Я использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи — всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Моя педагогическая работа по руководству игрой отражается в нескольких аспектах:

– приемы педагогического влияния на содержание игр;

– помощь детям при реализации игры;

– развитие сюжета;

– формирование взаимоотношений между участниками игры.

Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре.

В совместной деятельности необходимо также использовать различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.

В своей работе с детьми я активно пользую коммуникативные игры. Потому что именно коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельность. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в моей группе – дети привыкают встречать друг друга радостной улыбкой. Провожу такие игры с первых дней прихода детей в группу. Они помогают мне сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Вот некоторые игры, которые я использую в своей работе:

«Походки» – один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.

«Иностранец» – один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.

Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагаю изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи – шепотом, громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

Научить детей договариваться, избежать конфликтов в детском коллективе поможет такая игра-мирилка «Дорожка дружбы». Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

– По дорожке я шагаю, гнев на волю выпускаю. Не хочу я грустным быть и сердитым тоже. Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет».

Дети встречаются в «Кругу применения» (в большом обруче).

Игра «Иголочка и ниточка».

Цель: развивать умение согласовывать движения.

Участники игры становятся друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, не отставая.

Игра «Волшебные очки».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Игра «Волны».

Цель: научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, – говорит он, – потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

После такой тренировки я предлагаю всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.

Игра «Гномики».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5 – 6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Азата не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание. Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Азат мог позвенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.

Игра «Цветочная клумба».

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.

В игре дети изображают растущие вместе цветы, которые здороваются друг с другом глазами, улыбками и слегка прикасаются друг к другу руками.

Игра «Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать числу пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное) одинаково раскрасить рукавички.

Обобщив вышеизложенное, хочу отметить, что именно игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. А развитие коммуникативных умений у детей позволит создать условия для формирования нравственной культуры ребенка, развития и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способности к творческой реализации личности.