Коллективные методики обучения
Светлана ГОГОНИНА,
учитель истории и обществознания средней школы №22-Центра образования г. Казани
Важнейшей задачей каждого учителя является повышение эффективности урока. Эта цель достигается использованием различных форм и способов обучения. Предлагаем вашему вниманию опыт применения элементов коллективного способа обучения (КСО) на уроках истории и обществознания.
Коллективный способ обучения можно определить как такую организацию обучения, при которой знания осваиваются путем общения и сотрудничества учащихся в парах сменного состава, взаимодействия всех со всеми на основе самоуправления [2].
Впервые в отечественной школе сотрудничество учащихся в парах сменного состава использовал в начале ХХ века А.Г. Ривин, обучая взрослых при ликвидации неграмотности и при повышении квалификации рабочих. Основоположником теории коллективного способа обучения является В.К. Дьяченко, который впервые определил обучение как «общение между тем, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает» [1].
Реализация КСО предполагает полную реорганизацию учебного процесса, однако отдельные коллективные методики могут быть успешно использованы в рамках классно-урочной системы.
На уроках истории наиболее эффективной, на наш взгляд, является обратная методика Ривина (сокращенно – ОМР).
Цель методики: восстановление или получение нового содержания темы по подробному плану.
Организация работы по ОМР
Каждый обучающийся получает тему и ее подробный план в виде вопросов.
Задача: по плану восстановить содержание темы и оформить текст.
Работа в группе осуществляется следующим образом:
- Для проработки первого пункта своего плана ученик находит напарника, с которым совместно читает этот пункт и его обсуждает, воспроизводит содержание, которое может ему соответствовать.
- Напарники обсуждают возможный вариант записи найденного содержания. Этот небольшой фрагмент текста первый ученик записывает у себя в тетради.
- Первый ученик таким же образом помогает своему товарищу воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить его в письменный текст и записать абзац в тетрадь.
- Для проработки второго пункта своего плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого фрагмента темы.
- Ученик читает и обсуждает со вторым напарником второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии). Общими усилиями напарники формулируют полученное содержание, которое записывает в свою тетрадь первый ученик.
- Ученик помогает второму напарнику разобраться в очередном пункте его плана, предварительно выслушав пересказ содержания предыдущих пунктов. После того, как очередной абзац вторым напарником записан в тетрадь, пара расходится, и т. д.
Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст своей темы [3].
На уроках истории эта методика может быть использована в следующих случаях:
– для организации изучения программного материала, особенно в тех случаях, когда изучаемая тема неудовлетворительно изложена в учебниках;
– для восстановления содержания лекции;
– для написания рефератов. В этом случае учитель составляет планы рефератов, указывает источники и распределяет темы рефератов (с планами) между определенными учениками.
Ниже приводятся карточки – вопросники для изучения темы «Формирование средневековых городов» в 6 классе по учебнику «История средних веков» [4].
Карточка 1 (параграф 13, пункты 1 – 2) ОМР
Тема. Формирование средневековых городов.
- Где крестьяне брали орудия труда и другие необходимые для жизни вещи раньше?
- Подумайте, что означает фраза «ремесло не отделено от сельского хозяйства»?
- Почему деревенские умельцы перестали совмещать своё ремесло с сельского хозяйства?
- Где ремесленник брал продукты питания?
- Что означает фраза «отделение ремесла от сельского хозяйства»?
- Почему ремесленники убегали из деревень?
- Где и почему строили свои поселения ремесленники (5 мест)?
- Почему ремесленники строили укрепления вокруг своих поселений?
- Дайте определение слову «город».
Карточка 2 (параграф 13, пункт 3) ОМР
Тема. Формирование средневековых городов.
- Почему горожане оказались под властью феодалов?
- Каким образом феодалы получали доход с горожан (3 ответа)?
- Какими двумя способами горожане добивались независимости от феодалов?
- Что такое коммуна?
- Как было организовано самоуправление в коммунах?
- Что означает поговорка «Городской воздух делает свободным»?
- Дайте определение терминам: коммуна, мэр, бургомистр.
Карточка 3 (параграф 13, пункты 4 — 5) ОМР
Тема. Формирование средневековых городов.
- Где находилась мастерская ремесленника?
- Как ремесленник относился к своему труду? Чем это было вызвано?
- Кто такой мастер?
- Кто такой ученик? Чем ученик занимался в мастерской?
- Кто такой подмастерье?
- Чем подмастерье отличался а) от мастера; б) от ученика?
7.При каких условиях подмастерье мог стать мастером?
- Что такое цех?
- Что такое устав? Какие правила содержались в уставе (5 правил)?
Совместное выполнение работы вынуждает учеников постоянно общаться по поводу текста. При этом ученики учатся, во-первых, понимать чужое содержание, во-вторых, излагать свои мысли, знания полно, без искажений.
В результате регулярно повторяющихся упражнений у обучающихся совершенствуются навыки логического мышления.
В процессе речи включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей и, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. И, как следствие, развивается интерес к предмету, который приходит не столько от интересности предмета, сколько от успешности ученика на предмете.
Таким образом, коллективные методики создают условия для активной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию важнейших учебных компетенций.
Литература
- Дьяченко В.К. Новая дидактика – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.
- Мкртчан М.А. Становление коллективного способа обучения – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2010. – 228 с.
- Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс: Методическое пособие. – Саяногорск: Мысль, 1991. – 28с.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: учебник для 6 класса – М.: Просвещение, 2020. – 288 с.