Коллективные методики обучения

Светлана ГОГОНИНА,

учитель истории и обществознания средней школы №22-Центра образования г. Казани

Важнейшей задачей каждого учителя является повышение эффективности урока. Эта цель достигается использованием различных форм и способов обучения. Предлагаем вашему вниманию опыт применения элементов коллективного способа обучения (КСО) на уроках истории и обществознания.

Коллективный способ обучения можно определить как такую организацию обучения, при которой знания осваиваются путем общения и сотрудничества учащихся в парах сменного состава, взаимодействия всех со всеми на основе самоуправления [2].

Впервые в отечественной школе сотрудничество учащихся в парах сменного состава использовал в начале ХХ века А.Г. Ривин, обучая взрослых при ликвидации неграмотности и при повышении квалификации рабочих. Основоположником теории коллективного способа обучения является В.К. Дьяченко, который впервые определил обучение как «общение между тем, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает» [1].

Реализация КСО предполагает полную реорганизацию учебного процесса, однако отдельные коллективные методики могут быть успешно использованы в рамках классно-урочной системы.

На уроках истории наиболее эффективной, на наш взгляд, является обратная методика Ривина (сокращенно – ОМР).

Цель методики: восстановление или получение нового содержания темы по подробному плану.

Организация работы по ОМР

Каждый обучающийся получает тему и ее подробный план в виде вопросов.

Задача: по плану восстановить содержание темы и оформить текст.

Работа в группе осуществляется следующим образом:

  1. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит напарника, с которым совместно читает этот пункт и его обсуждает, воспроизводит содержание, которое может ему соответствовать.
  2. Напарники обсуждают возможный вариант записи найденного содержания. Этот небольшой фрагмент текста первый ученик записывает у себя в тетради.
  3. Первый ученик таким же образом помогает своему товарищу воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить его в письменный текст и записать абзац в тетрадь.
  4. Для проработки второго пункта своего плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого фрагмента темы.
  5. Ученик читает и обсуждает со вторым напарником второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии). Общими усилиями напарники формулируют полученное содержание, которое записывает в свою тетрадь первый ученик.
  6. Ученик помогает второму напарнику разобраться в очередном пункте его плана, предварительно выслушав пересказ содержания предыдущих пунктов. После того, как очередной абзац вторым напарником записан в тетрадь, пара расходится, и т. д.

Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст своей темы [3].

На уроках истории эта методика может быть использована в следующих случаях:

– для организации изучения программного материала, особенно в тех случаях, когда изучаемая тема неудовлетворительно изложена в учебниках;

– для восстановления содержания лекции;

– для написания рефератов. В этом случае учитель составляет планы рефератов, указывает источники и распределяет темы рефератов (с планами) между определенными учениками.

Ниже приводятся карточки – вопросники для изучения темы  «Формирование средневековых городов» в 6 классе по учебнику «История средних веков» [4].

Карточка 1 (параграф 13, пункты 1 – 2) ОМР

Тема. Формирование средневековых городов.

  1. Где крестьяне брали орудия труда и другие необходимые для жизни вещи раньше?
  2. Подумайте, что означает фраза «ремесло не отделено от сельского хозяйства»?
  3. Почему деревенские умельцы перестали совмещать своё ремесло с сельского хозяйства?
  4. Где ремесленник брал продукты питания?
  5. Что означает фраза «отделение ремесла от сельского хозяйства»?
  6. Почему ремесленники убегали из деревень?
  7. Где и почему строили свои поселения ремесленники (5 мест)?
  8. Почему ремесленники строили укрепления вокруг своих поселений?
  9. Дайте определение слову «город».

Карточка 2 (параграф 13, пункт 3) ОМР

Тема. Формирование средневековых городов.

  1. Почему горожане оказались под властью феодалов?
  2. Каким образом феодалы получали доход с горожан (3 ответа)?
  3. Какими двумя способами горожане добивались независимости от феодалов?
  4. Что такое коммуна?
  5. Как было организовано самоуправление в коммунах?
  6. Что означает поговорка «Городской воздух делает свободным»?
  7. Дайте определение терминам: коммуна, мэр, бургомистр.

Карточка 3 (параграф 13,  пункты 4 — 5) ОМР

Тема. Формирование средневековых городов.

  1. Где находилась мастерская ремесленника?
  2. Как ремесленник относился к своему труду? Чем это было вызвано?
  3. Кто такой мастер?
  4. Кто такой ученик? Чем ученик занимался в мастерской?
  5. Кто такой подмастерье?
  6. Чем подмастерье отличался а) от мастера; б) от ученика?

7.При каких условиях подмастерье мог стать мастером?

  1. Что такое цех?
  2. Что такое устав? Какие правила содержались в уставе (5 правил)?

Совместное выполнение работы вынуждает учеников постоянно общаться по поводу текста. При этом ученики учатся, во-первых, понимать чужое содержание, во-вторых, излагать свои мысли, знания полно, без искажений.

В результате регулярно повторяющихся упражнений у обучающихся совершенствуются навыки логического мышления.

В процессе речи включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увели­чивает число ассоциативных связей и, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. И, как следствие, развивается интерес к предмету, который приходит не столько от интересности предмета, сколько от успешности ученика на предмете.

Таким образом, коллективные методики создают условия для активной деятельности учащихся по приобретению  знаний и формированию важнейших учебных компетенций.

Литература

  1. Дьяченко В.К. Новая дидактика – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.
  2. Мкртчан М.А. Становление коллективного способа обучения – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2010. – 228 с.
  3. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс: Методическое пособие. – Саяногорск: Мысль, 1991. – 28с.
  4. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: учебник для 6 класса – М.: Просвещение, 2020. – 288 с.