Когда уж наступит весна?

№ 132

(НОД для средней группы)

Анастасия ПЕСТЕРЕВА, Наталья АДИАТУЛЛИНА,

воспитатели I квалификационной категории детского сада  № 314 г. Казани

Цели:

фомировать представление детей о временах года, продолжать знакомство с признаками весны;

– развивать речь, учить описывать признаки весны по сюжетным картинкам, полным предложением, упражнять детей в подборе антонимов, прилагательных, расширять словарь новыми словами: почки, подснежники, грачи, скворцы, ласточки;

– закрепить знания основных цветов (желтый, белый, синий, зеленый), знания геометрических фигур, умение сравнивать;

– развивать логическое мышление, умение рассуждать;

– воспитывать любознательность, дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку!

Утром рано я проснусь,

Посмотрю и улыбнусь,

Ведь в моё оконце

Ярко светит …

Ребята. Солнце.

Воспитатель. Правильно! Вот оно, наше любимое солнышко! И какое радостное у нас настроение сразу стало у всех, так хочется улыбнуться друг другу, а теперь улыбнемся нашим друзьям, пусть у них тоже будет хорошее настроение.

– Пусть солнышко смотрит на вас, слушает вас и любуется вами.

– Ребята, у меня есть картинки «Времена года». Они перепутаны, давайте их расставим правильно!

Воспитатель. А давайте поговорим о весне! Какие изменения происходит весной?

Дети. Весной ярко светит солнце. Тает снег. На деревьях появляются почки, а потом листочки. Птицы прилетают из теплых краев. Птицы вьют гнезда и начинают высиживать птенцов. В лесу просыпаются животные. В огороде сажают будущий урожай…

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5,

Будем мы весну встречать.

Весна-красна, иди скорей,

Землю солнем обогрей!

Пусть тает снег,

Скорей набухнут почки,

И вырастут листочки!

Воспитатель. Представьте, что стоите на поляне, над головой деревья шумят, под ногами – молодая трава.

Что вы видите вокруг себя?

Дети. Траву, деревья и т.д.

Воспитатель. Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги.

Дети. Это божья коровка.

Воспитатель. Она подползает к травинкам и едят небольших, круглых насекомых, которые пьют сок из растений.

Дети. Это тля.

Воспитатель. Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (Ответы детей.)

Воспитатель. А почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зеленом листе, её любая птица заметит. Оказывается эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко. Она-то и отпугивает врагов.

Воспитатель. Смотрите, это бабочка! Она вся покрыта маленькими чешуйками, которые очень важны.

Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет! У бабаочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, что вокруг происходит видно. У бабочки нет дома. Да и зачем он ей, она живет две недели. Бабачки не бывают детками. Они появляются уже взрослыми. Бабочка отложила яйца. Из них выйдут гусеницы, а из них получатся куколки, совсем неподвижные с виду. Из куколки появится бабочка! Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее  на спине шкурка, а потом  и бабочка. Крылья у нее висят, но пройдет время, они обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам провести опыт. (Дети усаживаются за столы, воспитатель предлагает детям взять губки в руки.)

Воспитатель. Ребята, какя губка, что вы можете о ней сказать?

Дети. Мягкая, легкая, синего цвета.

Воспитатель. Давайте представим, что это облачко, которое плывет по небу. Вот оно впитывает в себя влагу, воду. (Губку опускают в миску с водой.) Какая стала губка?

Дети. Тяжелая.

Воспитатель. И сейчас у нас уже не облако , а тучка поднялась в небо. И что же произошло? (Воспитатель вижимает губку.)

Воспитатель. Пошел дождик! (Аналогично выполняют дети.)

Воспитатель. Ребята, а что поможет высушить лужи на улице?

Дети. Солнце и ветер.

Воспитатель. Весной в лесу всё пробуждается. Животные, птицы, насекомые, деревья, растения. Очень могие едут в лес гулять. Давайте вспомним, как же нужно вести себя в лесу?

Дети. Не расжигать костры. Не рубить деревья. Не разорять гнезда. Не мусорить. Не шуметь. Не трогать птенцов.

Воспитатель. Как вы думаете, если все будут соблюдать правила, мы сможем спасти лес? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сегодня мы с вами говорили о весне, природе, изменениях в ней. Главное надо запомнить правило «Береги природу!»