Кластер как «наглядный мозговой штурм»

№ 204

Светлана УСМАЕВА,

учитель русского языка и литературы высшей категории технологического лицея «Алгоритм» Пестречинского района

Как радостно на душе, когда мои ученики проявляют познавательную активность и самостоятельность мышления на уроках. Развивающий и деятельностный подход в обучении даёт плоды.  Но добытую информацию ученику нужно помочь разложить по полочкам, систематизировать и упорядочить – структурировать. Одним из самых эффективных методов, на мой взгляд, является создание кластера. Структурность (приём укрупнения дидактических единиц знания) и автономность (воспроизведение каждого блока по отдельности, а также в логической связи между блоками) – это важные преимущества, присущие кластеру, специфика которого похожа на опорный конспект.

Упоминая имя замечательного педагога-новатора В.Шаталова, который активно использовал опорный конспект в педагогической практике, напомню, что в нём отражается, как правило, самое главное в теме, выраженное с помощью схем, формул, ассоциаций. Специфика личностно-ориентированного обучения и технологии критического мышления через чтение и письмо поддерживают важность развития навыков у обучающихся графически организовать учебный материал. В данной ситуации целью образования служит не столько объём знаний, сколько способы управления информацией и знаниями. Способность глубоко понимать в т.ч. выражается в выделении причинно-следственных связей и рассмотрение новых идей в контексте уже имеющихся.

Со своими учениками, работая с морфологическими понятиями на уроках, мы часто обращаемся к составлению кластера, который затем используем как опорный конспект на уроках систематизации и обобщения пройденного материала. Так, в 7 классе при изучении смысловых полей причастия и деепричастия ребята обращаются к имеющимся у них знаниям о глаголе, прилагательном, наречии. Нелинейная форма мышления помогает ученикам выделить причинно-следственные связи, рассмотреть новые идеи в контексте уже имеющихся. Происходит это не на одном уроке, а в течение нескольких последовательных занятий. В основном, работа организована в группе, однако иногда мотивированные ученики получают её в качестве исследования индивидуально.

Метод кластера позволяет ученикам увидеть часть речи в системе морфологии, изучаемой в школе, отмечает особенности каждой части речи, классификацию и взаимосвязь признаков, что позволяет белее системно подходить к изучению материала. Дети с большим желанием подходят к составлению кластера, проявляют творчество и учатся отстаивать свою позицию при его защите в группе.  После составления кластера в группе  опорный конспект визуализируется с помощью программы Paint, где есть возможность также использовать цвет для общих признаков . Предлагаю ознакомиться с вариантами составления кластера по темам «Причастие», «Деепричастие».