Кладовая родного края
№ 123
(Методическая разработка проекта для учащихся V – VI классов)
Римма УСМАНОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №47 г.Казани
Мой педагогический опыт длиною 33 года показывает: нет образования без воспитания, и воспитания без образования — всё происходит в комплексе, Интегративная функция представлений о мире, Земле, человеке и всей окружающей действительности состоит в том, что они выступают как главные точки умственного, нравственного и эстетического развития учащихся, объединяя их в своеобразный круг творческой, интеллектуально-нравственной сферы.
Так, в современных условиях цивилизации мировое сообщество признаёт особую роль и приоритетность экологическому образованию, предписывая ему функцию обновления всего образования в XXI веке. Известный педагог В.А.Сластенин отмечает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Поэтому правомерно акцентирование на экологическую педагогику.
Ежегодно со своими учениками придумываем различные мероприятия, проекты экологической направленности.
Ключевая проблема проекта «Кладовая родного края»: расширение образовательного пространства школы для организации позитивной социализации детей через формирование экологического сознания и осмысленного поведения, гуманного отношения к природе.
Цели проекта:
образовательные:
– сформировать у учащихся целостную картину мира, картину своего родного края, вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс;
– попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования со всеми образовательными областями;
– организовать проектно-исследовательскую деятельность;
воспитательные:
— воспитывать экологически грамотного человека;
– через содержание проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за всё, что его окружает;
развивающие:
– развивать умение мыслить, самореализовываться, проектировать в процессе изучения экологических проблем;
– развивать умения работать самостоятельно c интернет-ресурсами, с дополнительной литературой, проводить поисково-исследовательскую деятельность;
– развивать способности к самоконтролю действий по достижению действий целей и рефлексии
Механизмы реализации проекта
Предлагаемый проект реализуется в рамках внеклассной деятельности.
Разнообразные по теме, по форме организации, по видам деятельности учащихся внеурочные воспитательные мероприятия составлены с учётом возрастных и психологических особенностей детей, их места жительства (сельская местность), с учётом интересов и увлечений данного классного коллектива.
Сроки реализации проекта: апрель – сентябрь.
Поэтапная реализация проекта и его публичная защита-презентация
I этап (апрель) – экскурсия в краеведческий музей «Малая родина – часть большой страны».
Перед экскурсией перед ребятами ставятся следующие задачи: по результатам нашего посещения группы должны подготовить отчёт-сообщение «Мои открытия» и оформить плейкаст «Люблю я край родной!». Поэтому в музей идём с фотоаппаратами, блокнотами, ручками.
Главный акцент делается на активном изучении зала «Природа, археология нашего района», сборе краеведческого материала и обобщении определённых знаний о флоре и фауне края, формировании целостной картины мира. Кроме того, данное мероприятие организуется с целью создания у учащихся представления о «музейной кухне», расширения знаний о назначении музея. Экскурсия преследует и воспитательные цели: формирование нравственного отношения к окружающей природе.
На одном из классных часов презентуют свой мини-проект (отчёт-сообщение, плейкаст) перед учащимися параллельных классов.
II этап (май – август) – организация школьного конкурса рисунков, фотографий на тему «Мой любимый уголок природы» среди учащихся V – VI классов (какие места, окружающие явления и предметы в природе меня привлекают, радуют).
Участникам данного конкурса предлагается разместить свою работу в социальных сетях «Вконтакте» и Instagram с кратким её описанием с хэштегами #мойлюбимыйуголокприроды #юныйэколог
Конкурсные работы должны отвечать следующим критериям: качество работы; оригинальность идеи; композиция фотографии, рисунка.
Победителями конкурса в каждой номинации становятся на основе голосования в социальной сети «Вконтакте» и Instagram.
Данный этап проекта организуется с целью изучения предпочтений и интересов учащихся. Рисунки, фотографии детей подскажут нам, какое место, уголок природы следует выбрать для создания собственного музея.
III этап (сентябрь) – экологический тренинг «Расти благодарным и будь всюду верным природе своей!»/
Данный вид учебно-познавательной деятельности направлен на практическое изучение определенных экологических знаний, обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой; на осознание целостности природной среды, важности активного в охране окружающей среды; на формирование и развитие экологического мировоззрения и экологической культуры. Класс делится на 3 группы. В ходе тренинга используются приёмы игровой технологии, арт-терапии, техники визуализации и ассоциации, мозговой штурм.
Технологическая цепочка тренинга
1. Эмоциональное вхождение в тему
Дорогие ребята, послушайте обращение старшеклассников к юным друзьям. Задумайтесь: каков смысл обращения? (Размышления учащихся)
Юный друг!
Твой след, твой шаг в природу – каким будет он, каким предстанет грядущим поколениям? Входи в природу другом, хозяином, заботливым, внимательным, чутким.
Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого и начинается любовь к родной земле, родному краю. С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, — а не поймать, не сорвать, не растоптать, не сломать… Вслушайтесь в слова тонкого знатока природы М.М. Пришвина: «Я понимаю природу как зеркало души человека. И птице, и дереву, и облаку, и траве только человек даёт свой образ и смысл. Ибо если из природы уйдут птицы, и звери, и бабочки, и растения, то уйдёт поэзия, уйдём и мы».
Человек, достигший азбуки природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, активно восполнять природные ресурсы. Вот тогда человек и природа станут настоящими и верными друзьями.
Дорогой друг! Расти благодарным и будь всюду верным природе своей!
2. Интерактивные игры
А) Упражнение «Дерево»
Цель упражнения: выявить настроение участников тренинга, мотивационный настрой на работу.
Инструкция: закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Каждый из участников выражает свои ощущения, какое оно, как себя чувствует его дерево.
Б) Игра «Облако тэгов «воздух, земля, вода»
Цель упражнения: использовать краеведческий материал; проверить уровень знаний природы своего района.
Инструкция: на листах написаны природные стихии воздух, земля, вода. Напишите как можно больше слов, связанных с ними. Все слова записывайте в форме облака.
В) Деловая игра «Экологическая конституция»
Цель упражнения: выявить у детей, что из себя представляет конституция, как построен главный закон государства.
Инструкция: каждой группе составить раздел прав и обязанностей в природе для растительного и животного мира. Затем организуется обсуждение работ и коллективная корректировка экологической конституции.
3. Хоровое чтение Свода законов членов сообщества единой Земли
Составлен на основе принципов Хартии Земли Советом лидеров класса и принят на классном собрании. Текст Свода законов зачитывается учащимися наизусть как клятва при проведении всех мероприятий экологического содержания:
Мы, юные жители планеты Земля, обязуемся следовать принципам Хартии Земли и выполнять их ответственно:
– уважать Землю и жизнь во всем ее многообразии;
– заботиться о сообществе живого с пониманием, состраданием и любовью;
– сохранить щедрость и красоту Земли для нынешнего и будущих поколений;
– охранять и восстанавливать целостность экологических систем Земли;
– вырабатывать устойчивый здоровый образ жизни.
4. Игра-конкурс «Экологические знаки»
Цель упражнения: самостоятельно вывести правила поведения в природе в виде экологических знаков; социализация детей, причастность к окружающему миру и сохранению природы.
Инструкция: придумайте и нарисуйте по 3 предупреждающих и запрещающих экологических знака, которые установим вместе в лесу, у реки, в парке. Надо учесть, чтобы они были не только информативными, но и эмоционально воздействовали на людей. Защита знаков-рисунков, которые будут использованы на последнем этапе реализации проекта.
IV – завершающий этап проекта (сентябрь) – создание собственного музея и его публичная защита
Цель: активизация экологической деятельности учащихся через осмысление услышанного, увиденного и сделанного.
Ежегодно с классом в сентябре-мае организуем однодневные экскурсии на природу.
При организации и проведении завершающего этапа проекта создаётся непринуждённая обстановка, предоставляется участникам свобода в выборе роли и создании своего собственного проекта. Царит творческая атмосфера, коллективное сотрудничество и общение. Создание проекта даёт возможность реализовать собственное «я» в реальном мире.
Ход экскурсии
- 1. Построение класса по группам, сдача рапортов.
- 2. Ознакомление с правилами поведения на природе. Хоровое чтение принятого Свода.
3. Создание проекта «Открытый музей под открытым небом». Каждая группа создаёт свой музей в отведенном для неё месте, заранее распределив обязанности между членами группы (дизайнеры, изготовители, собиратели, экскурсоводы, фотографы, билетёры). На выбранной территории размещают авторские экологические знаки. В музее могут быть поделки из веток, коряг, мха, шишек, листьев и др. Кроме того, ребята могут найти интересных бабочек, жучков, редкие, необычные растения. По ходу подготовки музея в интернете находят их названия и описание, чтобы представить своим посетителям.
Билеты готовятся из природного материала. Ответ на вопрос по темам «природа, экология» явится входным билетом в музей.
Вопросник по теме «Природа» для приобретения входного билета
- Название какого растения говорит о том, где оно живет? (Подорожник)
- Неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир. (Заповедник)
- Красненька Матрёшка, беленько сердечко. (Малина)
- Кто на себе лес носит. (Лось)
- Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
- Разноцветные грибы. (Сыроежки)
- Дерево, которое украшает наше село, сначала зелёное, потом красное. (Рябина)
- Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
- И в лесу мы, и в болоте, нас всегда везде найдёте. На поляне, на опушке, мы зелёные. (Лягушки)
- 10. Травка эта растёт на склонах и лугах, запах крепкий и душистый, все татары любят чай. Что за травка? Отгадай. (Душица)
- 11. Какое дерево в нашей полосе даёт всё, чтобы одеть и обуть человека? (Ель)
- 12. Книга, в которой описываются животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица земли. (Черная книга)
- 13. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)
- 14. Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лиственный лес)
- 15. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
- 16. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь, ближайший родственник Кощея. (Бессмертник)
- 17. Пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений. (Биосфера)
- 18. Коллекция специально собранных и засушенных растений. (Гербарий)
- 19. Самая большая река в Актанышском районе. (Белая (Агидель)
- 20. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
- 21. Кто ткёт без станка и без рук? (Паук)
- 22. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
- 23. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)
- 24. Какое дерево в нашем крае цветёт позже всех? (Липа)
- 25. Под землю ходит, на небо смотрит, очень много в наших краях. (Родник)
4. Презентации музеев. Экскурсия в музеи. (Проводят экскурсоводы.)
В музее дети приобретают лесные сувениры на память. Самые оригинальные экспозиции, интересные моменты экскурсии дети фотографируют для классной газеты и организации в школе фотообзора «По следам экскурсии».
5. Организация кафе под открытым небом. (Группа детей готовит ароматный чай.)
6. Рефлексия. Прощание с природой родного края.