Кладовая родного края

№ 123

(Методическая разработка проекта  для учащихся V – VI классов)

Римма УСМАНОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №47 г.Казани

Мой педагогический опыт длиною 33 года показывает: нет образования без воспитания, и воспитания без образования — всё происходит в комплексе, Интегративная функция представлений о мире, Земле, человеке и всей окружающей действительности состоит в том, что они выступают как главные точки умственного, нравственного и эстетического развития учащихся, объединяя их в своеобразный круг творческой,  интеллектуально-нравственной сферы.

Так, в современных условиях цивилизации мировое сообщество признаёт особую роль и приоритетность экологическому образованию, предписывая ему функцию обновления всего образования в XXI веке. Известный педагог В.А.Сластенин отмечает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Поэтому правомерно акцентирование на экологическую педагогику.

Ежегодно со своими учениками придумываем различные мероприятия, проекты экологической направленности.

Ключевая проблема проекта «Кладовая родного края»: расширение образовательного пространства школы для организации позитивной социализации детей через формирование экологического сознания и осмысленного поведения, гуманного отношения к природе.

Цели проекта:

образовательные:

сформировать у учащихся целостную картину мира, картину своего родного края, вовлекая каждого ученика в активный познавательный   процесс;

– попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования со всеми образовательными областями;

– организовать проектно-исследовательскую деятельность;

воспитательные:

  — воспитывать экологически грамотного человека;

– через содержание проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за всё, что его окружает;

развивающие:

развивать умение мыслить, самореализовываться, проектировать в процессе изучения экологических проблем;

– развивать умения работать самостоятельно c интернет-ресурсами, с дополнительной литературой, проводить поисково-исследовательскую деятельность;

– развивать способности к самоконтролю действий по достижению действий целей и рефлексии

Механизмы реализации проекта

Предлагаемый проект реализуется в рамках внеклассной деятельности.

Разнообразные по теме, по форме организации, по видам деятельности учащихся внеурочные воспитательные мероприятия  составлены с учётом возрастных и психологических особенностей детей, их места жительства (сельская местность), с учётом  интересов и увлечений данного классного коллектива.

Сроки реализации проекта: апрель – сентябрь.

Поэтапная реализация проекта и его публичная защита-презентация

I этап (апрель) – экскурсия в краеведческий музей «Малая родина – часть большой страны».

Перед экскурсией перед ребятами ставятся следующие задачи: по результатам нашего посещения группы должны подготовить отчёт-сообщение «Мои открытия» и оформить плейкаст «Люблю я край родной!». Поэтому в музей идём с фотоаппаратами, блокнотами, ручками.

Главный акцент делается на активном изучении зала «Природа, археология нашего района», сборе краеведческого материала и обобщении определённых знаний о флоре и фауне края, формировании целостной картины мира. Кроме того, данное мероприятие организуется с целью создания у учащихся представления о «музейной кухне», расширения знаний о назначении музея. Экскурсия преследует и воспитательные цели: формирование нравственного отношения к окружающей природе.

На одном из классных часов презентуют свой мини-проект (отчёт-сообщение, плейкаст) перед учащимися параллельных классов.

II этап (май – август) – организация школьного конкурса рисунков, фотографий на тему «Мой любимый уголок природы» среди учащихся V – VI классов (какие места, окружающие явления и предметы в природе меня привлекают, радуют).

Участникам данного конкурса предлагается разместить свою работу в социальных сетях «Вконтакте» и Instagram с кратким её описанием с хэштегами #мойлюбимыйуголокприроды #юныйэколог

Конкурсные работы должны отвечать следующим критериям: качество работы; оригинальность идеи; композиция фотографии, рисунка.

Победителями конкурса в каждой номинации становятся на основе голосования в социальной сети «Вконтакте» и Instagram.

Данный этап проекта организуется с целью изучения предпочтений и интересов учащихся. Рисунки, фотографии детей подскажут нам, какое место, уголок природы следует выбрать для создания собственного музея.

III этап (сентябрь) – экологический тренинг «Расти благодарным и будь всюду верным природе своей!»/

Данный вид учебно-познавательной деятельности направлен на практическое изучение определенных экологических знаний, обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой; на осознание целостности природной среды, важности активного в охране окружающей среды; на формирование и развитие экологического мировоззрения и экологической культуры. Класс делится на 3 группы. В ходе тренинга используются приёмы игровой технологии, арт-терапии, техники визуализации и ассоциации, мозговой штурм.

Технологическая цепочка тренинга

1. Эмоциональное вхождение в тему

Дорогие ребята, послушайте обращение старшеклассников к юным друзьям. Задумайтесь: каков смысл обращения? (Размышления учащихся)

Юный друг!

Твой след, твой шаг в природу – каким будет он, каким предстанет грядущим поколениям? Входи в природу другом, хозяином, заботливым, внимательным, чутким.

Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого и начинается любовь к родной земле, родному краю. С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, — а не поймать, не сорвать, не растоптать, не сломать… Вслушайтесь в слова тонкого знатока природы М.М. Пришвина: «Я понимаю природу как зеркало души человека. И птице, и дереву, и облаку, и траве только человек даёт свой образ и смысл. Ибо если из природы уйдут птицы, и звери, и бабочки, и растения, то уйдёт поэзия, уйдём и мы».

Человек, достигший азбуки природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, активно восполнять природные ресурсы. Вот тогда человек и природа станут настоящими и верными друзьями.

Дорогой друг! Расти благодарным и будь всюду верным природе своей!

2. Интерактивные игры

А) Упражнение «Дерево»

Цель упражнения: выявить настроение участников тренинга, мотивационный настрой на работу.

Инструкция: закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Каждый из участников выражает свои ощущения, какое оно, как себя чувствует его дерево.

Б) Игра «Облако тэгов «воздух, земля, вода»

Цель упражнения: использовать краеведческий материал; проверить уровень знаний природы своего района.

Инструкция: на листах написаны природные стихии воздух, земля, вода. Напишите как можно больше слов, связанных с ними. Все слова записывайте в форме облака.

В) Деловая игра «Экологическая конституция»

Цель упражнения: выявить у детей, что из себя представляет конституция, как построен главный закон государства.

Инструкция: каждой группе составить раздел прав и обязанностей в природе для растительного и животного мира. Затем организуется обсуждение работ и коллективная корректировка экологической конституции.

3. Хоровое чтение Свода законов членов сообщества единой Земли

Составлен на основе принципов Хартии Земли Советом лидеров класса и принят на классном собрании. Текст Свода законов зачитывается учащимися наизусть как клятва при проведении всех мероприятий экологического содержания:

Мы, юные жители планеты Земля, обязуемся следовать принципам Хартии Земли и выполнять их ответственно:

– уважать Землю и жизнь во всем ее многообразии;

– заботиться о сообществе живого с пониманием, состраданием и любовью;

– сохранить щедрость и красоту Земли для нынешнего и будущих поколений;

– охранять и восстанавливать целостность экологических систем Земли;

– вырабатывать устойчивый здоровый образ жизни.

4. Игра-конкурс «Экологические знаки»

Цель упражнения: самостоятельно вывести правила поведения в природе в виде экологических знаков; социализация детей, причастность к окружающему миру и сохранению природы.

Инструкция: придумайте и нарисуйте по 3 предупреждающих и запрещающих экологических знака, которые установим вместе в лесу, у реки, в парке. Надо учесть, чтобы они были не только информативными, но и эмоционально воздействовали на людей. Защита знаков-рисунков, которые будут использованы на последнем этапе реализации проекта.

IV – завершающий этап проекта (сентябрь) – создание собственного музея и его публичная защита

Цель: активизация экологической деятельности учащихся через осмысление услышанного, увиденного и сделанного.

Ежегодно с классом в сентябре-мае организуем однодневные экскурсии на природу.

При организации и проведении завершающего этапа проекта создаётся непринуждённая обстановка, предоставляется участникам свобода в выборе роли и создании своего собственного проекта. Царит творческая атмосфера, коллективное сотрудничество и общение. Создание проекта даёт возможность реализовать собственное «я» в реальном мире.

Ход экскурсии

  1. 1.                 Построение класса по группам, сдача рапортов.
  2. 2.                 Ознакомление с правилами поведения на природе. Хоровое чтение принятого Свода.

3.  Создание проекта «Открытый музей под открытым небом».  Каждая группа создаёт свой музей в отведенном для неё месте, заранее распределив обязанности между членами группы (дизайнеры, изготовители, собиратели, экскурсоводы, фотографы, билетёры). На выбранной территории размещают авторские экологические знаки. В музее могут быть поделки из веток, коряг, мха, шишек, листьев и др. Кроме того, ребята могут найти интересных бабочек, жучков, редкие, необычные растения. По ходу подготовки музея в интернете находят их названия и описание, чтобы представить своим посетителям.

Билеты готовятся из природного материала. Ответ на вопрос по темам «природа, экология» явится входным билетом в музей.

Вопросник по теме «Природа» для приобретения входного билета

  1. Название какого растения говорит о том, где оно живет? (Подорожник)
  2. Неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир. (Заповедник)
  3. Красненька Матрёшка, беленько сердечко. (Малина)
  4. Кто на себе лес носит. (Лось)
  5. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
  6. Разноцветные грибы. (Сыроежки)
  7. Дерево, которое украшает наше село, сначала зелёное, потом красное. (Рябина)
  8. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
  9. И в лесу мы, и в болоте, нас всегда везде найдёте. На поляне, на опушке, мы зелёные. (Лягушки)
  10. 10.  Травка эта растёт на склонах и лугах, запах крепкий и душистый, все татары любят чай. Что за травка? Отгадай. (Душица)
  11. 11.  Какое дерево в нашей полосе даёт всё, чтобы одеть и обуть человека? (Ель)
  12. 12.  Книга, в которой описываются животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица земли. (Черная книга)
  13. 13.  Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)
  14. 14.  Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лиственный лес)
  15. 15.  Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
  16. 16.  Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь, ближайший родственник Кощея. (Бессмертник)
  17. 17.  Пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений. (Биосфера)
  18. 18.  Коллекция специально собранных и засушенных растений. (Гербарий)
  19. 19.  Самая большая река в Актанышском районе. (Белая (Агидель)
  20. 20.  Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
  21. 21.  Кто ткёт без станка и без рук? (Паук)
  22. 22.  Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
  23. 23.  Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)
  24. 24.  Какое дерево в нашем крае цветёт позже всех? (Липа)
  25. 25.  Под землю ходит, на небо смотрит, очень много в наших краях. (Родник)

4. Презентации музеев. Экскурсия в музеи. (Проводят  экскурсоводы.)

В музее дети приобретают лесные сувениры на память. Самые оригинальные экспозиции, интересные моменты экскурсии дети фотографируют для классной газеты и организации в школе фотообзора «По следам экскурсии».

5. Организация кафе под открытым небом. (Группа детей готовит ароматный чай.)

6. Рефлексия. Прощание с природой родного края.