Кинезиология – зарядка для ума, как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ

№ 205

Сирина ШАРИПОВА, Гульнара ЗАРИПОВА, Надия ГАЛИМЗЯНОВА, Лилия ЗИАНГИРОВА,

воспитатели детского сада №377 г. Казани

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

В основе кинезиологии лежит теория о трёх функциональных блоках мозга.

1-й блок – это блок энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок.

2-й блокблок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу». Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам.

3-й блокблок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен». 

Работа всех трех блоков определяет поведение. Как правило, работа одного или двух блоков преобладает.

Результаты отсутствия работы определенного блока:

– если не работает первый блок – снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость ребенка, колебания внимания, снижение двигательной и познавательной активности;

– если не работает второй блок – отвлекаемость, нарушение речи;

– если не работает третий блок –  ребенок не может предвидеть того что будет дальше.

Именно на данной теории разработаны комплексы кинезиологических упражнений – система быстрых, простых, специфичных движений.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга.

Цели кинезиологических упражнений:

– развитие межполушарного взаимодействия;

– синхронизация работы полушарий;

– развитие мелкой моторики;

– развитие познавательных процессов;

– развитие речи.

Сначала комплекс кинезиологичеких упражнений ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнения данной системы – перекрестные. Перекрестность – главный принцип гимнастики мозга —  означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях можно помогать командами, произносимыми вслух.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Заниматься желательно ежедневно.  Каждое упражнение  выполняется не более 2-х минут, в различных сочетаниях.

Сегодня мы с вами подробнее разберём упражнения на развитие мелкой моторики.

Немного поподробнее хотим остановиться на некоторых кинезиологических упражнениях, которые мы используем в своей работе.

Упражнения для развития мелкой моторики

«Ухо –нос»

Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».  

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом –

левой, затем – двумя руками вместе по 8 – 10 раз. Можно давать команды (кулак -ребро-ладонь)

Зеркальное рисование

Ребенок одновременно рисует обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой,  потом другой, а потом двумя руками вместе.

«Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.

1-й вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2-й вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

«Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6 – 8 раз.

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Массаж ладоней шестигранным карандашом

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су-Джок терапии

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

Су-Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Массаж пальцев рук «Су-Джок» будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями.)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (Движения по пальцам.)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (Кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев.)

Массаж ладоней.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть –

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

Для результативности работы желательно соблюдать условия:

– занятия проводить утром, систематично;

– дети должны в точности выполнять заданные движения стоя или сидя за столами;

– упражнения проводить комплексами по две недели.

Кинезиология активно участвует в здоровьесбережении, что позволяет развивать физические и психофизиологические качества воспитанников ДОУ, сохраняет их здоровье и участвует в профилактике отклонений их развития. Развитие тела. повышение стрессоустойчивости организма, улучшение зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки – это основные процессы, в которых участвует кинезиология.

В данной работе важна последовательность, терпение, регулярность, а также положительный эмоциональный настрой.