Художественная обработка древесины

№ 211

Елена АФАНАСЬЕВА,

учитель технологии высшей квалификационной категории средней школы №85 г. Казани

В последние годы из-за финансовых трудностей школьные мастерские практически не пополняются учебным оборудованием, инструментами, материалами. Уроки технологии сокращаются из-за выхода из строя учебно-материальной базы мастерских, нехватки педагогических кадров, где низкий уровень оплаты труда. Отсутствует связь с предприятиями в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников. Часто можно услышать рассуждение о том, что бесполезно учить ребят практическому делу, и работать, дескать, всё равно негде, никому специалисты не нужны. Однако это заблуждение.

Главной задачей трудового обучения является общая подготовка молодежи к работе в народном хозяйстве, формирование желания и готовности трудиться, и формирование общетрудовых навыков. Не секрет, что в последние годы уроки технологии заменяет компьютерная технология или курсы по физики, математике, химии, биологии и другие предметы. Это приводит к тому, что для учащихся реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным, виртуальным. Учащиеся ориентируются только на вуз, не учитывая общих тенденций и характера регионального рынка труда и профессий. Старшеклассники плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранным профессиям. Большинство учащихся стремятся получить высшее образование, лишь очень малый процент хотят поступить в профессиональные училища. Поэтому необходимо на уроках технологии в старших классах проводить профориентационную  работу. Её цель подготовить старшеклассников к умению ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности, составлять жизненные и профессиональные планы. А это необходимо для становления поколения знающих, умелых, инициативных и ответственных работников.

Мотивация темы «Художественная обработка древесины»

Изготовленная собственными руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее. В процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственность за результат дела. Для успеха трудового воспитания школьников является их непосредственное участие в труде. Но сам труд при этом должен быть посильным, систематическим, разнообразным, интеллектуально- насыщенным, продуктивным.

Необходимость предмета

Технология – предмет многогранный, и каждый раздел интересен по-своему. Мне наиболее близок раздел художественной обработки древесины. Когда объединяются воедино теплота душ ученика, учителя и обрабатываемого материала, то апогеем такой работы бывают прекрасные изделия, отточенные навыки ученика и вдохновение учителя, которым он делиться на последующих уроках.

Оригинальные работы были представлены нашей школой на олимпиадах по технологии. Важное место отводится развитию у учащихся способностей к самостоятельному творчеству. Известно, что неспособных детей нет, надо лишь суметь вовремя помочь им развить свои задатки и проявить себя. Конечно, потенциалы у всех разные. Учитывая данный факт, я постоянно стремлюсь научить индивидуально каждого ребёнка подходить к любой работе осознанно, проявлять смекалку и воображение, не боясь трудностей и обязательно доводить начатое до конца. Разработка и внедрение раздела «Художественная обработка древесины» – сложная, но очень увлекательна работа, которая направлена на решение главной задачи — обеспечить единство обучения и творчества.

 

При подготовке уроков я использую большое количество дидактических игр, учитывая дифференцированный подход, в разной последовательности, на нужном мне этапе урока. Например, кроссворды, развивающие поисково-творческие способности учеников, умения применять свои знания, которые являются эффективной формой тренинга умственной деятельности. Решение кроссвордов тренирует память, обостряет сообразительность, развивает логическое мышление, стимулирует интерес к предмету. Способ разгадывания кроссвордов, применяемых мною на уроках технологии, очень прост. По вертикальным рядам зашифрованы слова из пройденной или текущей темы. При правильном их написании в сетке кроссворда в горизонтальном ряду должно сохраниться слово, обозначающее название кроссворда и облегчающее его отгадывание. Подобные кроссворды можно применять на этапе закрепления изученного материала или на объяснении новой темы. Выявление знаний учащихся -неотъемлемая часть учебного процесса. Но, ни для кого не секрет, что устный опрос малопривлекателен для школьников. Это обстоятельство побудило меня к замене части вопросов задачами-картинками, рассчитанными на внимание, память и смекалку учеников. Суть дела заключается в том, что картинки содержат ошибку (или несколько), и ребята должны найти ее. В самом начале апробации этого метода на своих уроках я была поражена цепкостью внимания детей, их памятью. Два примеpa подобных задач представлены в приложении. На предложенном мною изображении рубанка рис. 1 (см. Приложение№1) учащиеся буквально прощупали глазами каждую мелочь, подробно рассмотрели конструкцию инструмента, отметили отсутствие должного закрепления заготовки, определили вид строгания — вдоль волокон и тип стружки — сливная. В конце концов, они добрались и до ошибки в этом рисунке: несоответствие длины стружки длине прохода рубанка. Нашли учащиеся ошибку и на рис. 2 (см. Приложение №1) – разная ширина пропила в его начале и конце.

В решении подобных задач школьники участвуют с большим интересом и поголовно все. Опрос по картинкам им по душе, и не случайно они, как правило, просят: а еще?! Я стараюсь их не разочаровывать и обещаю: задачи-картинки будут и на следующем уроке. У меня действительно собрана большая их подборка. И это может сделать каждый учитель.

При изучении технологии в школе созданы условия для полного развития творческих способностей учащихся. Для этого я применяю в учебном плане раздел «Проект». Данная работа схожа по строению с таким методом, как «Мозговой штурм». Для выполнения «Проекта» очень удобно применять компьютерные технологии, что обеспечивает межпредметную связь.

Мои уроки, связанные с художественной обработкой древесины, развивают мелкие мышцы руки ученика, это ведёт к общему развитию ребёнка, в том числе к интеллектуальному. Проявляется возможность показать себя среди сверстников, заслужить одобрение, преодолеть психологические комплексы. Так же развивается творчество учеников, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, ребята составляют свои эскизы изделия. Тем, то испытывает затруднения, предлагаю готовые рисунки, где ребята могут внести изменения. Таким образом, в каждой работе проявляется индивидуальность исполнителя. Именно этот мотив, усиленный большим желанием детей приобщиться к истокам народного творчества, подтолкнул меня к внесению коррективы в структуру построения урока. Опираясь на свой педагогический опыт, уверенно могу сказать: чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире представляется ребёнку возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются мои усилия по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию.

Историческая справка

Россия – страна лесов, составляющих неоценимое богатство нашей Родины. На её огромных просторах растут лиственные, хвойные и смешанные леса. На Руси во все времена дерево было и остается наиболее доступным и дешевым. Дерево- прекрасный строительный материал, оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, режется, достаточно прочное и твердое, упругое, легко склеивается, имеет небольшой удельный вес, хотя обладает и недостатками: горит, и гниёт. Для резьбы пригодны самые различные породы деревьев, которые подразделяются на лиственные и хвойные. Но изготовление резных изделий требует определённых знаний о дереве, его свойствах, качестве, применении и обработке. Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживается с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер. Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу XX века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором свое жилище. Резьбой украшали все  детали дома — причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход перилами,  ворот, ограды. При обшивке домов тесом появились дополнительные плоскости, которые также украшали резьбой. Домовая резьба не была однотипной и монотонной, она выполнялась в разной технике и подразделялась на виды. Каждый вид резьбы отличается по характеру, поэтому резные элементы выполняют в той технике, которая наиболее выигрывает и увязывается с архитектурой дома. Иногда на одном изделии используют различные виды резьбы – это дополняет декор, делает его богаче и живописней. В конце XIX-начале XX века преобладающей в украшении деревянных домов становится прорезная резьба. Большое влияние на мотивы прорезной резьбы оказали народная вышивка и плетение кружев. Резьба на карнизах домов или украшающая балкончики светелок напоминает кружево подзора, по — этому ажурные прорезные доски, свисающие с карнизов, и называют «подзорами». Полотенца и причелины (названные по аналогии с вышивкой), фризы и карнизы, обрамления наличников домов делают в одном стиле – прорезной резьбе. Прорезная резьба часто накладывается в два-три слоя, образуя своеобразную бахрому, которая придает легкость и ажурность всему дому. Очень популярна в русском народном творчестве и скульптурная резьба. С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. Это были идолы и другие культовые фигуры, мебель и утварь. Наибольшее распространение получила скульптурная резьба с развитием кораблестроения. Носовые части кораблей выполняли в виде головы льва, дракона, слона, единорога, других зверей и птиц. Эти изображения символизировали мощь, силу, храбрость мореплавателей, а скульптурную резьбу по дереву стали называть корабельной или барочной. Постепенно она «сошла на берег» и нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении сувениров, игрушек, изделий утилитарного характера. Так, в украшении деревянного жилища князьки нередко выполняли в виде голов коней, птиц т.д. Детская игрушка «Конь-качалка», вырезанная из целого ствола дерева, была любимой забавой ребятишек многих поколений. В виде круглой декоративной скульптуры изготовляли опорные столбы ворот, калиток, элементы малых архитектурных форм, ульи и многое другое. Кроме того, с давних пор еще на примитивных токарных станках мастера выполняли точеные изделия для жилища: мебель, украшения, поделки. Точеные балясины светелок и балконов, лестниц и крылец, декор на наличниках в общем убранстве дома в сочетании с различными видами резьбы — все это неповторимо украшало жилище. В наше время традиционная русская токарная посуда получила мировую известность. Чашки и миски, блюда и различные сухарницы, солонки и кубки, карандашницы, вазочки и многое другое, выточенное вручную на токарном станке, с резными порезками и орнаментальными полосами не только выполняют утилитарную роль, но и служат прекрасным украшением любого дома. Трудно даже представить, что в современном обществе с развитием науки, культуры, архитектуры и искусства будут утрачены традиции домовой резьбы, и мы сможем обойтись без изделий, выполненных профессиональными резчиками по дереву или самодеятельными мастерами. В народе и сейчас самыми популярными являются художественные ремесла, связанные с обработкой дерева. К сожалению, дерево – недолговечный материал. Пожары, стихийные бедствия, войны, многое помешало сберечь старинные образцы народного творчества, но то, что мы получили в наследство от мастеров прошлого, и то, что создают наши талантливые современники, нужно бережно сохранить, чтобы передать будущим поколениям национальные традиции русского народа.

Демонстрационно-наглядные материалы (Приложение №1)

Задание-картинка

 

Кроссворд (Приложение №2)

 

  1  
  2 Л е с о в о д
  3 п И х т а  
4 о С и н а
  5 Т р е щ и н ы
  6 ч е р В о ч и н а  
  7 к Е д р  
  8 ш п о Н      
9 к  л е Н
10 к а р е л И я    
  11 Ц и к л я  
12 б е р е з А  

 

  1. Национальное дерево России.
  2. Специалист, выращивающий деревья.
  3. У какого дерева самое длинное детство?
  4. Из какого дерева делают спички?
  5. Разрыв древесины вдоль волокон от морозов, жары и сушки.
  6. Повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых жучками и личинками.
  7. Какое дерево считается деревом сюрпризов?
  8. Тонкий слой древесины, срезаемый с короткого бревна.
  9. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
  10. Одна из двух стран, в которой в древние времена, кусочки березы служили разменной монетой.
  11. Инструмент для выравнивания деревянных поверхностей.
  12. Какие дрова самые жаркие?