Хорошо зимой в лесу

Лилия ШАЙХУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №362 г. Казани

Цель: развитие у детей познавательных интересов, систематизация знаний о зиме и зимних явлениях.

Задачи:

воспитательные: воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность, поощрять отзывчивость, доброжелательность;

развивающие: развивать умение слушать педагога, слышать его, умение логически рассуждать, способствовать развитию воображения, мелкой моторики рук;

образовательные: познакомить детей со свойствами льда, продолжать формировать представления о диких животных( заяц, его внешний вид зимой), систематизировать знания о зимних явлениях в природе, активизировать в речи названия одежды и обуви.

Основная образовательная область: «Познание».

Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, здоровье, познание, физическая культура, художественное творчество.

Методы: игровые, практические, словесные, исследовательские.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, напоминания, указания, эксперименты, поощрения.

Словарная работа: обогащение словаря следующими словами: ледяные, снежный, колючий, активизация: медленно, быстро, вверху, внизу.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о зиме, изготовление бус из разных материалов, беседы о зиме и зимних явлениях.

Ход образовательной деятельности

(Дети садятся на ковре.)

Воспитатель.

Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в лес пошла,

Бусы дивные нашла.

– Смотрите, дети, какие бусы блестящие. Посмотрите. Потрогайте бусы. Какие они?

– Из чего сделаны бусы? Правильно – изо льда, они ледяные. Давайте вместе скажем: ледяные.

– Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А бусы оставим здесь. (Ставим блюдечко на подоконник.) Превратимся в снежинок и полетим. (Раздаю снежинки детям.)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь,

Встанем вместе мы в кружок

И получится снежок.

Воспитатель. Мы прилетели в зимний лес. Посмотрите, как здесь красиво! Лес какой? Правильно, дети, мы прилетели в зимний лес.

– Какое сейчас время года?

– Зимой что идет? Посмотрите, вот снежок. Какого он цвета?

– Где растет елка? Какого елочки цвета? Потрогайте их веточки, какие они?

– Давайте поиграем в снежки. (Раздаю детям бумагу, предлагаю сделать из нее снежки. Дети сминают ее в кулачках, и играют со  снежками. Обращаю внимание  детей на елочки в снегу.)

Воспитатель. Послушайте загадку:

Зимой беленький, летом серенький,

Прыгает ловко, любит морковку.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Заяц)

–  А где же зайка? Давайте его поищем. А вот он,  возле пенька.

– Какого цвета его шкурка?

– Какая она, потрогайте?

– Зайка очень любит прыгать и скакать, послушайте, как скакал зайка с тяжелым мешком. Быстро или медленно? (Медленно стучу по столу кулаком.)

– А сейчас зайка скакал без тяжелого. (Воспитатель стучит по столу, меняя ритм. Дети проговаривают: «зайка быстро скачет», «зайка скачет медленно». Воспитатель предлагает детям постучать по столу быстро, а потом медленно.)

– Какой  у зайчика тяжелый мешочек. Посмотрим, что в мешочке лежит. (Дети достают из мешочка предметы, называют его, его цвет, сравнивают шар и  кубик: у кубика есть углы, а у шара нет, он круглый.)

– Дети, давайте спросим у зайчика, не он ли потерял бусы?

– А теперь поиграем с зайкой. (Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и убежал.

Воспитатель. А мы с вами отправимся искать дальше того, кто потерял бусы.

– Ой, смотрите, кто-то слепил снеговика.

– Дети, соберите  снеговику друзей, чтоб не было ему одному скучно. (Дети наклеивают на листах голубого цвета снеговиков из кругов разной величины.)

– Дети, назовите величину каждого круга.

– Где находится маленький круг?

– Где находится круг побольше?

– Где находится большой круг?

– Скажите, что еще нужно одеть снеговикам? (Дети надевают на каждого снеговика ведро и называют цвет: красный, желтый, синий, зеленый.)

– У снеговиков нет рук. (Дети докладывают на средний круг палочки, воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение про снеговика.)

Снеговик, снеговик

Появился во дворе!

Нос – морковка,

Рот – картошка

И ведро на голове!

– Пойдемте дальше, вы, не забыли кого мы ищем в зимнем лесу? В зимнем лесу холодно,  давайте согреемся.

На дворе с утра мороз,

Отморозить можно нос. (потирают нос)

Шапка, куртка и сапожки, (имитируют движения одевания)

Не замерзнут наши ножки.

Будем прыгать и скакать, (прыгают)

Наши ножки согревать.

– Ой, послушайте, кто-то плачет. Давайте поищем. (Дети находят куклу.)

– Спросите, как зовут куклу?

– Почему она плачет?

– Пожалейте Марину, расскажите ей стишок. (Читают любое короткое веселое стихотворение.)

– Посмотрите, Марине понравилось стихотворение и она улыбнулась. (Дети рассматривают одежду куклы, называют предметы одежды, их цвет.)

– А у вас есть шарф, шапка, куртка теплая? Когда вы одеваетесь так тепло?

– А почему вы так тепло одеваетесь?

– Да, на улице холодно, дует сильный ветер, идет снег. Какое сейчас время года?

– Спросите, может Марина потеряла ледяные бусы?

– Да, это я  потеряла ледяные бусы.

– Отдадим Марине бусы?

– А где же они? (Показываю детям блюдечко с водой.) Что здесь?

– Где же бусы? Почему их нет?

– Но как же успокоить Марину?

– Мы ей подарим бусы, но не ледяные, а настоящие.

– У меня есть нитка и бусинки. Возьмите каждый по бусине и нанижите на нитку. (Дети берут по бусинке, называют ее цвет и нанизывают на нитку.)

– Готовы бусы. Возьми, Марина, новые красивые бусы. (Кукла благодарит детей за подарок.)

– А нам пора возвращаться в детский сад. С кем мы с вами встретились в зимнем лесу? Как мы помогли зайчику?

– А что мы сделали для снеговика?

– А для куклы Марины? А почему для Марины мы сделали новые бусы?