Хамелеон – человек без чести и совести

Хамелеон – человек без чести и совести

(Методическая разработка урока по литературе в 6 классе)

 

Гюзель КАРИМОВА,

учитель русского языка и литературы

Азалаковской ООШ

Сармановского

района РТ

 

Тема: «Хамелеон – человек без чести и совести» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения.

Задачи урока:

обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, умения строить суждение на конкретном учебном материале, развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, воспитывать дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве со сверстниками.

                                           Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания «Вопрос однокласснику».

Обучающиеся составляли дома вопросы по статье учебника об А.П. Чехове. На уроке они по очереди задают друг другу вопросы: первый желающий называет имя товарища и задаёт вопрос. Если товарищ отвечает на заданный вопрос правильно, он называет имя следующего одноклассника и задаёт ему свой подготовленный вопрос. Но вопросы не должны повторяться, они должны быть разными.

– А теперь предлагаю вам встречу с героями рассказа «Хамелеон». Литературный диктант.

– Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов)

– В руках у городового что было? (Решето с конфискованным крыжовником)

–  Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин)

–  Какое животное покусилось на Хрюкина? (Собака)

– Что было надето на Очумелове? (Шинель)

– Чья оказалась собака? (Брата генерала)

Работа с текстом.

–Вам понравилось произведение?

– Что представляет собой это произведение по жанру? Приведите доказательства. (Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: повествовательность, небольшое количество героев, небольшой объём, описание одного события, эпизода.

– Что, на ваш взгляд, в этом рассказе самое смешное?

– Как вы думаете рассказ сатирический или юмористический?

На слайдах понятия сатира и юмор. (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.  Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы и искусства, использующее этот приём.)

– С какой целью мы с вами читаем сатирические рассказы? (Посмеяться от души, смех помогает нам наказать зло, мы отдыхаем душой. Такие произведения учат нас, как нужно поступать в той или иной ситуации, духовно обогащают нас.)

– За смешным в рассказе просматривается невесёлый порядок вещей. Перед нами предстаёт Очумелов, идущий через базарную площадь в новой шинели и с узелочком в руке. За ним идет рыжий городовой с решетом, доверху наполненным  конфискованным крыжовником.

Как вы считаете, почему Чехов обращает внимание читателя именно на эти детали? Что такое деталь? Какую роль она играет в произведении? (Деталь помогает понять характер человека, понять суть какого-либо явления)

– Чехов является мастером художественной детали. Какие детали нам встречаются в тексте?

– Подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

– Давно ли Очумелов стал полицейским надзирателем? (Новая шинель – значит, эту должность получил недавно)

– В какое время года происходят события в рассказе? (Конец августа – поспел крыжовник)

– В застёгнутой или в расстёгнутой шинели идёт Очумелов? (В расстёгнутой)

– А это важно? Представьте, человек идёт в расстёгнутом или застёгнутом пальто. Есть разница? Оказывается, есть. Шинель развевается, от этого Очумелов кажется больше, страшнее.

– Таким образом, как много о человеке нам сказала одна художественная деталь – шинель.

– А фамилия у него какая? (Говорящая)

– Его фамилия образована от глагола «очуметь» – потерять соображение.

– Корень слова «чума» – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться – очень)

– Можем ли мы утверждать, что боятся Очумелова? (Цитата из текста – «Кругом тишина…На площади ни души…)

– Почему на базарной площади ни души? Есть деталь, говорящая об этом очень хорошо. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители сами же этот порядок и нарушают).

– Рассмотрим щенка. Что мы увидели в его глазах? Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людьми! Это проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

– По словам Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор даёт подсказку. Слова «хамелеон» нет в рассказе. Тогда почему возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?

У слова хамелеон в словарях есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, а второе значение формулируется: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки».

– Какое значение этого слова раскрывается в рассказе «Хамелеон»?

Понятие «хамелеонство» вошло в наш с вами язык, имя героя стало нарицательным. Человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств менять свои взгляды на противоположное обычно называют хамелеоном.

Работа в группах.

– Найдите оценочные слова, говорящие об отношении Очумелова к Хрюкину и собаке – подчеркните в тексте.

1 группа – 0 в 5 абзаце, 2 группа – в 6 абзаце, 3 – в 8, 4 – в 9, 5 – в 10, 6 – в 11 абзаце.

– Ребята, сделайте вывод, как себя ведёт Очумелов, и постарайтесь объяснить причину его изменчивого поведения.

 

Работа с иллюстрациями к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

– Рассмотрите иллюстрации А.Дудина, С.Герасимова, Бескаравайского, Кукрыниксов к «Хамелеону».

– Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее верно и живо изобразил характеры героев, сцены, эпизоды?

Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с понятием «хамелеонство». Что же это такое? Чему нас учит рассказ? Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?

А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, угодливости и лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.

Выберите пословицы, которые характеризуют поведение Очумелова.

  1. Как хочу, так и ворочу.
  2. Верь не правде, а силе.
  3. Наглому дай волю, захочет и боле.
  4. Дело знай, а правду помни.
  5. Дай волю на ноготок, а он возьмет на локоток.

– Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

– «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен, и я хочу спеть их все!»

– Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

– Как вы думаете, актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

– Перед вами дерево. Это Дерево Совести.

Давайте перенесем на него те качества, которые должны быть с вами всегда. (Доброта, искренность, милосердие, уважение к другим, честность, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь).

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте чаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Почему рассказ Чехова назван «Хамелеон»?

Написать рассказ на тему: Что для себя полезного я извлек из рассказа  «Хамелеон»?