Кейс технологии на уроках физикии математики как средство повышения качества образования

Лилия ШАКИРОВА,

учитель физики и математики высшей квалификационной категории лицея №2 им. академика К.А.Валиева г. Мамадыш

Современному миру необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в жизнь, мог быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям, мог находить новые знания в информационном океане, был активным, творческим, мобильным. Чтобы привить детям указанные качества требуется, усвоение обучающимися навыков, которые позволят им самостоятельно усваивать знания из различных источников. То есть им необходимо научиться учиться — в этом заключается смысл деятельностного подхода в обучении, метод проблемно-ситуативного характера. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Результаты, возможные при использовании «кейс-метода»

 

Учебные Образовательные
1. Усвоение новой информации

2. Освоение метода сбора данных

3. Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

 

1. Научиться принимать верные решения в условиях неопределённости

2. Разрабатывать алгоритм принятия решений

3. Применять полученные теоретические знания для решения практических задач

4. Учитывать другие мнения при принятии окончательного решения

 

 

Работа ученика с кейсом

1-й этап – знакомство с ситуацией

2-й этап – выделение основной проблемы

3-й этап – мозговой штурм

4-й этап – анализ последствий принятия того или иного решения

5-й этап – решение кейса

Действия учителя в кейс-технологии

– создание кейса или использование уже имеющегося;

– распределение учеников по группам;

– знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

– организация презентации решений в малых группах;

– организация общей дискуссии;

– обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

– оценивание учащихся учителем.

Что дает использование кейс – технологии?

Учителю Ученику
Доступ к базе современных учебно-методических материалов

Организация гибкого учебного процесса

Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

Беспрерывное повышение квалификации

Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Работа с дополнительными материалами

Постоянный доступ к базе консультаций

Возможность самому готовиться к аттестации

Общение с другими учащимися  в группе

Освоение современных информационных технологий

 

Так, например, при проведении урока с использованием кейс-технологии по теме «Газовые законы» вначале организовывается погружение в проблемную ситуацию через раздачи кейсов для каждой микрогруппы. Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы и организует обсуждение составленных моделей (использование интернет-ресурсов, учебной литературы для поиска информации о характеристике изопроцессов, их практическом применении), затем учащиеся составляют математические записи макропараметров и графики своих кейсов, в результате на выходе ученики составляют общую схему газовых законов и графики зависимости макропараметров. В заключении организуется дифференцированная коррекционная работа и контрольно оценивающая деятельность. При проведении уроков математики элементы кейс-технологии используются на различных этапах урока. Рассмотрим их применение на примере урока «Проценты» в 6 классе. На этапе формирования проблемной ситуации по данной теме используются ситуации из жизни, где практически применяются проценты. Учитель проводит устный опрос по пониманию содержания кейса, но на данном этапе кейс не обсуждается. Далее в группах проходит обсуждение вопросов к кейсу, ученики исследуют представленную историю в документах и вырабатывается решение. Каждая группа готовит небольшое выступление, предлагая варианты решения с аргументированной точкой зрения. На последующих этапах работы с кейсом проводится общая дискуссия и обсуждение полученных решений. В заключении подводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом, определяется самый рациональный способ решения, выполняется тестовая разноуровневая работа. Учащиеся делают выводы о важности знания процентов на практике (кораблестроение, оптимизация и автоматизации производства, тыловое обеспечение, банковские операции). Также кейс-технологии можно использовать на интегрированных уроках. Интегрированный урок по алгебре и физике 7 класс по теме: «Расчет пути и времени движения». Создаются две группы: математики, физики. Кейсы предоставляются обучающимся непосредственно на занятии, ученики изучают материал и заполняют рабочие листы. Сформированные группы имеют возможность, ознакомившись с представленными материалами, провести их обсуждение и получить консультацию преподавателя. На следующем этапе ученики группируются в малые группы из 4 человек (2 физика, 2математика) и знакомят с изученным материалом друг друга. Ищут решение поставленной проблемы, объясняют непонятные моменты. Результаты работы оформляют в виде проекта (таблица, блок-схема). Оценку результата своей деятельности ученики получают в ходе защиты своего продукта.