Кейс-технологии в деятельности классного руководителя

№ 100

Гульшат ЗИННАТУЛЛИНА,

ассистент отделения управления и экономики образовательных учреждений Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПиО КФУ

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования носят деятельностный характер, где на первый план ставится развитие личности школьника.

Сегодня основная задача классного руководителя оказать помощь школьнику в оценке своих возможностей, создать необходимые условия для их развития. Только креативность классного руководителя поможет вести процесс воспитания более качественно и разносторонне.

Инновационные воспитательные технологии как эффективные формы воспитательной деятельности помогают достичь планируемых результатов воспитания и социализации школьников.

В современных условиях наиболее актуальными становятся такие инновационные воспитательные технологии как коллективное творческое дело, информационно-коммуникативные технологии, нестандартные технологии, кейс-технологии, здоровьесберегающие технологии, социальное проектирование, технология проектов, личностно-ориентированная технология, технология исследовательской деятельности, технология дидактической игры, шоу-технологии, арт-технологии, тренинг общения, диалоговые технологии.

Инициативный и креативный классный руководитель особенно активно внедряет в свою работу кейс-технологии, с целью организации совместной деятельности детей в поиске оптимального решения.

Английское слово «case» в переводе означает:

случай, обстоятельство, положение, дело, чемоданчик.

К кейс-технологиям можно отнести:

-метод инцидента;

-метод разбора деловой корреспонденции;

-метод ситуационного анализа.

Кейсы бывают двух типов: с готовым вариантом решения и без него.

Существует множество видов кейсов. По содержанию их можно сгруппировать следующим образом:

-практические кейсы, отражающие настоящие жизненные ситуации (Приложение);

-обучающие кейсы;

-научно-исследовательские кейсы, осуществляющие исследовательскую деятельность.

Источниками кейсов являются:

-реальная жизнь;

-статистические материалы;

-художественная и публицистическая литература;

-интернет источники кейсов;

-анализ научных статей, монографий и научных отчетов;

-средства массовой информации.

Приоритет кейс-технологий заключается:

-в поиске и обретении знаний, применении имеющихся знаний;

-в накоплении необходимого жизненного опыта решения проблем;

-в большом потенциале для организации работы с информацией;

-в развитии умения работать в команде, слушать и понимать других детей;

-в формировании умения логически верно мыслить, задавать вопрос, обосновать свой ответ, делать собственные выводы, выразить свое мнение;

-в наличии своей структуры, правил написания и проведения.

Этапы работы школьников с кейсом очень просты:

-самостоятельно работают с материалами кейса;

-в подгруппах выделяют основную проблему и определяют пути ее решений;

-разбирают результатов подгрупп на общей дискуссии класса.

Успешным можно считать такой кейс, где чётко сформирована цель создания, сочетается уровень трудности с возможностями детей, направлена работа на коллективную выработку решений, имеется несколько решений.

Подготовка кейсов требует от классного руководителя творческих способностей, много сил и наличия свободного времени. Однако ожидаемые результаты компенсируют эти затраты.

Примерные кейсы

Кейс 1. До окончания школы осталось несколько месяцев, а Вера, ученица 11 класса, не знает, какая профессия ему лучше всего подходит. «Я никак не могу определиться с выбором, что же все-таки мне больше подходит: стать учителем как моя мама или стать ветеринаром, как мечтала с детства. А отец настаивает на том, чтобы я пошла по его стопам, стала терапевтом. Говорит, что сейчас работать врачом престижнее, чем ветеринаром. А я сомневаюсь. Мне, кажется, что я мог бы больше пользы принести людям, если бы стала хорошим ветеринаром. Мне кажется, что у меня все для этого есть. И отношения с отцом портить не хочется. Вот, и не знаю, как быть…»

Кейс 2. Басня И.А.Крылова «Петух и Жемчужное зерно»

Навозную кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное Зерно.

И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно».

Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие / Науч.ред. И.В.Муштавинская и Т.С.Кузнецова. – Санкт-Петербург: Каро, 2016. – 256 с.
  2. Воспитание и социализация учащихся (5-9 классы): учебно-методическое пособие / Науч.ред. Е.Н.Шавринова. — Санкт-Петербург: Каро, 2015. – 176 с.
  3. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. — 2-е изд., стер. — М: Академия, 2008. — 368 с.
  5. Прутченков А.С. Технология «кейс-стади» в воспитании школьников // Школьные технологии. 2009. № 1.