Каша и её полезные свойства

(Внеурочное занятие с детьми 8 – 9 лет)

Гульназ ХАЙБРОВА,

учитель начальных классов гимназии № 2 им. Баки Урманче г. Нижнекамска

Направление: спортивно- оздоровительное.

Форма организации: беседа с элементами игры.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная.

Цель: Узнать, какие виды каш существуют и какими полезными свойствами они обладают.

Задачи:

познавательная: формировать правильное отношение к каше и необходимости ее использования в рационе; познакомить с правилами правильного питания;

развивающая: развивать эмоционально-положительное отношение к блюдам, обеспечивающих сохранение здоровья;

воспитательная: воспитывать стремление учащихся к здоровому образу жизни, формировать умение заботится о своём питании

Универсальные учебные действия:

личностные:

– создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

– работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– формировать способности учащихся к саморазвитию;

– установка на здоровый образ жизни;

предметные:

– формировать представление о каше, о ее свойствах, о ее необходимости в компоненте ежедневного меню;

– расширить представления о видах питания; о роли каши для здоровья и жизнедеятельности организма человека;

– расширить знания о видах круп.

Метапредметные:

познавательные:

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

регулятивные:

– формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные:

– развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

– учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– учить соблюдению правил работы в группах, в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: проектор, конверты с заданием.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент – Доброе утро, девочки и мальчики! Приглашаю всех ко мне на беседу, будет очень интересно!

– Кто готов, поднимите правую руку и помошите мне, а теперь своему соседу, посмотрите, готов ли он к нашей беседе.

Дети поднимают правую руку машут учителю, потом машут своему соседу и проверяют, готов ли он к работе.
Мотивация к деятельности – У нас в гостях одно слово: трапеза? Что оно означает? (Построение кластера.)

 

Фамилия

ТРАПЕЗА

 

 

 

 

 

 

 

Если дети не знают ответа, предлагается по- фантазировать, предложить ответы по своему творческому  размышлению.

Все ответы принимаются. Учитель хвалит за смелость в высказывании своих предположений.

 

Самые различные ответы детей по возможности все они записываются

 

Определение темы и целеполагание – Обратимся к энциклопедии:

В переводе с греческого слово trapeza переводится как стол. Если говорить о том, какое значение это слово имеет в русском языке, то большая часть толковых словарей и энциклопедий определяют, что это приём пищи, связанный с монастырским столом – застолье, вкушение пищи с соблюдением благочестия и благообразия.

Прием пищи

(На доске различные  вида блюд: каша, суп, макароны, конфета с чаем.)

– Какое из этих блюд нужно кушать на завтрак, обед и ужин?

– На завтрак каша. На обед – суп и второе овощи. На ужин – макароны.

– А почему утром нужно кушать кашу?

– Итак, давайте определим нашу тема урока и поставим цели урока.

Тема. Каша и ее полезные свойства

Цели:

– узнать ,какими полезными  свойствами обладают каши;

– узнать  какие виды каш существуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Не знаем.

 

 

 

Тема. Каша и ее полезные свойства

Цели:

– узнать ,какими полезными  свойствами обладают каши;

– узнать  какие виды каш существуют.

Проблемное объяснение нового знания Утренняя каша – это исконно русское блюдо.

– Давайте подумаем, чем же каша так хороша?

Задание. Обсудите, пожалуйста, в паре и допишите предложения.

После завтрака кашей …

В каше много …

Каша обладает необычным свойством ….

 

(Ответы детей. После окончания времени дети зачитывают свои предложения.)

– Необычное свойство каши я вам сейча покажу:

Представьте, что этот магнит- наша съединная каша. Каша проходя по кишечнику, как магнит примагничивает, очищает организм от вредных веществ, т.е. каша очищает организм от вредных веществ.

– Она надолго сохраняет чувство сытости, не создает дополнительной нагрузки на пищеварительный тракт, снабжает организм питательными веществами, приучает вас соблюдать режим питания, заставляет проснуться и нет желания кушать до обеда. Каша как магнит очищает организм от вредных веществ. Кашу можно есть сколько угодна, она абсолютна безвредна.

Работа в паре. Назовите друг дружке какие виды каш вы знаете. (Дети называют друг другу названия каш.)

Задание на слайде: (нужно найти пару)

Игра «Что из чего?»

манная                                     пшеница

пшённая                                  просо

геркулес                                   овёс

перловая                                  ячмень

гречневая                                гречиха

рисовая                                   рис

Сравнение с эталоном (Слайд)

Овес содержит витамин красоты. Хорошо очищает организм от вредных и застоялых веществ

Рисовая крупа – это пища для ума. Она является источником таких важных витаминов, заставляющих работать головной мозг.

Пшено – продукт, содержащий витамины, которые нужны нам для хорошей памяти, здоровья кожи и слизистых оболочек, полноценной работы нервной и кровеносной системы.

Гречка – царь каша.  Эта крупа содержит  микроэлементы: железо, и кобальт, и никель, и магний, и калий – минералы, необходимые для правильной работы нервной и кровеносной системы, для хорошего зрения, крепкого иммунитета, сохранения молодости.

Ячмень. Блюда из этой крупы укрепляют кости, улучшают пищеварение.

Просо обеспечивает защиту слизистых тканей желудка, очень хорошо влияет на работу печени, сердца, почек.

Пришло время посмотреть на эти крупы : Манная, гречневая, перловая, пшённая, геркулесовая, рисовая

 

 

 

 

 

После завтрака кашей желудок работает хорошо

В каше много витаминов

Каша обладает необычным свойством …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манная, перловая, пшеничная, гречневая, овсянка, рисовая.

 

Нужно найти пару.

Дети подбирают к каше ту крупу, из  которой ее  готовят

 

 

 

 

Сравнивают свои знания с эталоном на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление во внешней речи Работа в паре

(Детям раздаётся посуда с разными видами круп.)

– Скажите, пожалуйста, что это за крупа и какую кашу можно из нее сварить?

Физминутка

(Двигаются по классу под музыку, сначала в одном направление, потом в другом. Выберете себе пару, назовите названия каш. Начинает тот, кто выше.)

Задание «Слабо?»

Нужно назвать крупу с закрытыми глазами.

 

 

 

Работа в парах

На доске вы видите продукты. В течении минуты подумайте на какие две группы их можно  разделить?

Молоко, сахар, яблоко, чай, соль, кефир, масло

 

Выслушиваются  все пары, по какому принципу они разделили данные продукты на две группы. Все ответы принимаются, дети получают похвалу.

 

–А я разделила таким образом подумайте почему?

 

1-я группа. Молоко, сахар, соль, масло.

2-я группа. Яблоко, чай, кефир.

 

– Так как продукты из 1-й группы необходимы для приготовления каши, а продукты 2-й группы в приготовлении каши не используются.

– А какая же еда без хлеба? Утром можно съесть и бутерброд, и булочку, и просто ломтик хлеба. А с кашей хлеб просто необходим.

Работа в группе «Собери пословицы»

На бумаге записаны пословицы о хлебе, нужно правильно соединить начало и конец пословицы:

Хлеб на стол,                             нет обеда.

Нет хлеба-                                 и стол престол.

Много снега —                             без хлеба голодно.

Без печки холодно,                   а хлеб —  нет.

Всё приедается,                       много хлеба.

 

Игра «Глухой телефон»

 

Дети получают ту или иную крупу и называют кашу

 

 

 

 

 

На небольших тарелочках лежат сухие крупы, нужно закрытыми лазами на ощупь определить, что это за крупа?)

Дети предлагают различные варианты сгруппировать данные продукты в группы и объясняют почему

 

Учитель предлагает свой вариант группировки продуктов. Предлагает детям объяснить почему учитель так сгруппировал продукты

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет хлеба- нет обеда.

Хлеб на стол, и стол престол.

Много снега- много хлеба.

Без печки холодно- без хлеба голодно.

Все приедается, а хлеб- нет.

Рефлексия – Давайте вернёмся к теме урока: «Каша и ее полезные свойства».

Цели урока:

– узнать ,какими полезными свойствами обладают каши;

– узнать  какие виды каш существуют.

Все ли цели урока были достигнуты?

 

– Я узнал….

 

– Было интересно…

 

 

– Я понял, что…

 

–Меня удивило

 

Дети называют тему и цели урока.

 

А сейчас подведем итоги

Нужно закончить предложения:

– Я узнал что каша очень полезна.

– Было интересно узнать, что каша очищает организм

– Я понял что нужно кашу кушать каждый день

– Меня удивило, что в каше много витаминов

 

 

Итог урока На этом наша беседа закончина. Всем большое спасибо. До свидания!

 

 

Каша и её полезные свойства

(Внеурочное занятие с детьми 8 – 9 лет)

Гульназ ХАЙБРОВА,

учитель начальных классов гимназии № 2 им. Баки Урманче г. Нижнекамска

Направление: спортивно- оздоровительное.

Форма организации: беседа с элементами игры.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная.

 

Цель: Узнать, какие виды каш существуют и какими полезными свойствами они обладают.

Задачи:

познавательная: формировать правильное отношение к каше и необходимости ее использования в рационе; познакомить с правилами правильного питания;

развивающая: развивать эмоционально-положительное отношение к блюдам, обеспечивающих сохранение здоровья;

воспитательная: воспитывать стремление учащихся к здоровому образу жизни, формировать умение заботится о своём питании

Универсальные учебные действия:

личностные:

– создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

– работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– формировать способности учащихся к саморазвитию;

– установка на здоровый образ жизни;

предметные:

– формировать представление о каше, о ее свойствах, о ее необходимости в компоненте ежедневного меню;

– расширить представления о видах питания; о роли каши для здоровья и жизнедеятельности организма человека;

– расширить знания о видах круп.

Метапредметные:

познавательные:

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

регулятивные:

– формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные:

– развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

– учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– учить соблюдению правил работы в группах, в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: проектор, конверты с заданием.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент – Доброе утро, девочки и мальчики! Приглашаю всех ко мне на беседу, будет очень интересно!

– Кто готов, поднимите правую руку и помошите мне, а теперь своему соседу, посмотрите, готов ли он к нашей беседе.

Дети поднимают правую руку машут учителю, потом машут своему соседу и проверяют, готов ли он к работе.
Мотивация к деятельности – У нас в гостях одно слово: трапеза? Что оно означает? (Построение кластера.)

 

Фамилия

ТРАПЕЗА

 

 

 

 

 

 

 

Если дети не знают ответа, предлагается по- фантазировать, предложить ответы по своему творческому  размышлению.

Все ответы принимаются. Учитель хвалит за смелость в высказывании своих предположений.

 

Самые различные ответы детей по возможности все они записываются

 

Определение темы и целеполагание – Обратимся к энциклопедии:

В переводе с греческого слово trapeza переводится как стол. Если говорить о том, какое значение это слово имеет в русском языке, то большая часть толковых словарей и энциклопедий определяют, что это приём пищи, связанный с монастырским столом – застолье, вкушение пищи с соблюдением благочестия и благообразия.

Прием пищи

(На доске различные  вида блюд: каша, суп, макароны, конфета с чаем.)

– Какое из этих блюд нужно кушать на завтрак, обед и ужин?

– На завтрак каша. На обед – суп и второе овощи. На ужин – макароны.

– А почему утром нужно кушать кашу?

– Итак, давайте определим нашу тема урока и поставим цели урока.

Тема. Каша и ее полезные свойства

Цели:

– узнать ,какими полезными  свойствами обладают каши;

– узнать  какие виды каш существуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Не знаем.

 

 

 

Тема. Каша и ее полезные свойства

Цели:

– узнать ,какими полезными  свойствами обладают каши;

– узнать  какие виды каш существуют.

Проблемное объяснение нового знания Утренняя каша – это исконно русское блюдо.

– Давайте подумаем, чем же каша так хороша?

Задание. Обсудите, пожалуйста, в паре и допишите предложения.

После завтрака кашей …

В каше много …

Каша обладает необычным свойством ….

 

(Ответы детей. После окончания времени дети зачитывают свои предложения.)

– Необычное свойство каши я вам сейча покажу:

Представьте, что этот магнит- наша съединная каша. Каша проходя по кишечнику, как магнит примагничивает, очищает организм от вредных веществ, т.е. каша очищает организм от вредных веществ.

– Она надолго сохраняет чувство сытости, не создает дополнительной нагрузки на пищеварительный тракт, снабжает организм питательными веществами, приучает вас соблюдать режим питания, заставляет проснуться и нет желания кушать до обеда. Каша как магнит очищает организм от вредных веществ. Кашу можно есть сколько угодна, она абсолютна безвредна.

Работа в паре. Назовите друг дружке какие виды каш вы знаете. (Дети называют друг другу названия каш.)

Задание на слайде: (нужно найти пару)

Игра «Что из чего?»

манная                                     пшеница

пшённая                                  просо

геркулес                                   овёс

перловая                                  ячмень

гречневая                                гречиха

рисовая                                   рис

Сравнение с эталоном (Слайд)

Овес содержит витамин красоты. Хорошо очищает организм от вредных и застоялых веществ

Рисовая крупа – это пища для ума. Она является источником таких важных витаминов, заставляющих работать головной мозг.

Пшено – продукт, содержащий витамины, которые нужны нам для хорошей памяти, здоровья кожи и слизистых оболочек, полноценной работы нервной и кровеносной системы.

Гречка – царь каша.  Эта крупа содержит  микроэлементы: железо, и кобальт, и никель, и магний, и калий – минералы, необходимые для правильной работы нервной и кровеносной системы, для хорошего зрения, крепкого иммунитета, сохранения молодости.

Ячмень. Блюда из этой крупы укрепляют кости, улучшают пищеварение.

Просо обеспечивает защиту слизистых тканей желудка, очень хорошо влияет на работу печени, сердца, почек.

Пришло время посмотреть на эти крупы : Манная, гречневая, перловая, пшённая, геркулесовая, рисовая

 

 

 

 

 

После завтрака кашей желудок работает хорошо

В каше много витаминов

Каша обладает необычным свойством …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манная, перловая, пшеничная, гречневая, овсянка, рисовая.

 

Нужно найти пару.

Дети подбирают к каше ту крупу, из  которой ее  готовят

 

 

 

 

Сравнивают свои знания с эталоном на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление во внешней речи Работа в паре

(Детям раздаётся посуда с разными видами круп.)

– Скажите, пожалуйста, что это за крупа и какую кашу можно из нее сварить?

Физминутка

(Двигаются по классу под музыку, сначала в одном направление, потом в другом. Выберете себе пару, назовите названия каш. Начинает тот, кто выше.)

Задание «Слабо?»

Нужно назвать крупу с закрытыми глазами.

 

 

 

Работа в парах

На доске вы видите продукты. В течении минуты подумайте на какие две группы их можно  разделить?

Молоко, сахар, яблоко, чай, соль, кефир, масло

 

Выслушиваются  все пары, по какому принципу они разделили данные продукты на две группы. Все ответы принимаются, дети получают похвалу.

 

–А я разделила таким образом подумайте почему?

 

1-я группа. Молоко, сахар, соль, масло.

2-я группа. Яблоко, чай, кефир.

 

– Так как продукты из 1-й группы необходимы для приготовления каши, а продукты 2-й группы в приготовлении каши не используются.

– А какая же еда без хлеба? Утром можно съесть и бутерброд, и булочку, и просто ломтик хлеба. А с кашей хлеб просто необходим.

Работа в группе «Собери пословицы»

На бумаге записаны пословицы о хлебе, нужно правильно соединить начало и конец пословицы:

Хлеб на стол,                             нет обеда.

Нет хлеба-                                 и стол престол.

Много снега —                             без хлеба голодно.

Без печки холодно,                   а хлеб —  нет.

Всё приедается,                       много хлеба.

 

Игра «Глухой телефон»

 

Дети получают ту или иную крупу и называют кашу

 

 

 

 

 

На небольших тарелочках лежат сухие крупы, нужно закрытыми лазами на ощупь определить, что это за крупа?)

Дети предлагают различные варианты сгруппировать данные продукты в группы и объясняют почему

 

Учитель предлагает свой вариант группировки продуктов. Предлагает детям объяснить почему учитель так сгруппировал продукты

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет хлеба- нет обеда.

Хлеб на стол, и стол престол.

Много снега- много хлеба.

Без печки холодно- без хлеба голодно.

Все приедается, а хлеб- нет.

Рефлексия – Давайте вернёмся к теме урока: «Каша и ее полезные свойства».

Цели урока:

– узнать ,какими полезными свойствами обладают каши;

– узнать  какие виды каш существуют.

Все ли цели урока были достигнуты?

 

– Я узнал….

 

– Было интересно…

 

 

– Я понял, что…

 

–Меня удивило

 

Дети называют тему и цели урока.

 

А сейчас подведем итоги

Нужно закончить предложения:

– Я узнал что каша очень полезна.

– Было интересно узнать, что каша очищает организм

– Я понял что нужно кашу кушать каждый день

– Меня удивило, что в каше много витаминов

 

 

Итог урока На этом наша беседа закончина. Всем большое спасибо. До свидания!