Какой учитель нужен школе XXI века?

№58

Рафис ШАЙМАРДАНОВ,

профессор Сургутского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ

За последние 25 лет национальная система образования РФ, болезненно реагируя на рыночную экономику, пытается выжить и вписаться в современные условия жизни государство и общества. И такой практики нет во всем мире. На Земле ни одно государство еще не переходило из социализма в капитализм. Ведь понятно, это по сути антогонистически противоположные друг к другу общества. Что считалось ценностью в одном обществе, не является тем же в другом. В этой связи система образования РФ должна менять свои методологические принципы функционирования. Скажем, что было главным достижением социализма – бесплатное обязательное среднее образование. И это было мировым достижением. Теперь только базовое среднее образование считается обязательным. Теперь что за счет государство это пытаются свести к минимуму и поэтому государство от года в год урезает финансирования системы образования. Если в социализме основы устройства общества и образования исходили от имени народа и для народа, то это уже давно перестало быть законом в организации государственного образования. Слово «народное образование» уже изъято из обращения. Принцип народности в системе образования уже не работает.

Большинство проблем в российском школьном образовании остаются нерешёнными до сих пор. Мы вынуждены констатировать, что одна из насущных проблем в школах нашей страны – это дефицит педагогических кадров. Если быть точными, то российским школам в 2013 году были вакантными 17200 мест. Если сюда же прибавить и учителей пенсионного возраста, то 230 тыс. Этот разрыв только и увеличивается по причине демографического роста детей дошкольного и школьного возраста. Самыми дефицитными являются учителя физики, физической культуры, математики и иностранного языка.

Потребность школ в квалифицированных кадрах от года в год растет. В этом есть естественная потребность. С 2013 года в России начался демографический подъём. Потому как начала работать государственная программа материнского капитала, программа жилье молодым с государственной поддержкой. Чтобы покрыть эту потребность в учительских кадрах мы должны были планировать упреждающую подготовку. Но у капитализма нет перспективного долгоиграющего планирования. Ведь перспективное планирование мы унаследовали от социализма и пытаемся применить в рыночной экономике. Но, это у нас пока получается плохо.

Ведь мало и далеко недостаточно обеспечит школ учителями по всем учебным предметам и классными руководителями каждый класс, но и обеспечить «классными» учителями и «классными» классными руководителями. А какими они должны быть «классные» учителя?

Ведь общеизвестно профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас не только на слуху, но и стали основными параметрами измерения его качеств, как компетентность, профессионализм, индивидуальный стиль работы, имидж.

Внедряются по всем ступеням воспитания и обучения новые стандарты. А они отличаются от ныне действующих тем, что обучение, начиная с ДОУ, становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

Сегодня в российских школах преподают около 1,5 млн учителей. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% педагогов – женщины – 1 млн 99 тыс. Примерно шестая часть из педагогов – 213 тыс. – пенсионного возраста.[1]

Пока в народе учительская профессия остается мало популярной и не престижной – у нас низкая зарплата и очень сложная работа. Но, все же, ведь кто-то работает в школах. Требования к образованию меняются, и должны меняться учителя.

В своем большинстве в школе работают фанатики, чудаки, которые все-таки могут соответствовать духу времени, завести свою творческую песню и вовремя заполнить все необходимые школьные документы, проверить все тетради.

Сегодня работают в школе учителя хронически больные душой и телом школой. Учителя – знающие, что лучшее средство от старости это общение с детьми. Может быть, это и есть одно из качеств современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, быть самостоятельным и иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в т. ч. и в научно-исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития способностей, развивать у учеников стремление к преобразую-щему, созидающему восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать свои потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой детей. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно сформулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над ними, а рядом с ними», «я помогу», «я подскажу», «я направлю», «я поддержу», «я сопровожу».

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен динамично развиваться вместе со своими учениками.

Ведь учитель – это человек, который стоит между наукой и зарождающейся личностью. Он эрудирован, образован, поликультурен, знает свой предмет. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Учитель – это профессионал, владеющий набором качеств, которые способствуют процессу успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец, танцор, созидатель.

В XXI веке учитель живет постиндустриальном обществе – новых информационных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и непрерывно внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и Интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интере-совать только как ученик, как предмет воздействия. У каждого из них свои качества, потребности, интересы, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как к субъекту – человек к человеку. Учитель должен видеть ученика как в будущем, каким он должен стать, так и понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями, проблемами в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Одним словом, учитель со своей творческой лабораторией.

На уроке ученик и учитель должны быть со трудниками, со творителями данного процесса. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

  Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог А.Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Ведь, от того что все время рассказать и показать о том как надо плавать, он не научиться плавать, он утонет. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать мыслящего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение и мысли ученика.

Учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык, контакт со своими учениками, ориентироваться в среде малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть хорошим психологом.

Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству, сотворчеству.

Учитель должен быть добрым и иметь чувство юмора, быть в меру строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

Он должен быть современным эрудированным, культурным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удоволь-ствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке современные технологии и средств обучения, игровых и развивающих технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.

Не ждите сиюминутного вознаграждения за свой труд. Труд педагога – это работа на отдаленное будущее, на перспективу. Это самое дорогое капиталовложение.

Не смущайтесь за свои ошибки. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.

Сохраняйте в себе детство. Умейте быть детьми. Воспринимайте свою работу учителя как продолжение детства.

Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его сущей природе. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.

Быть современным учителем – это веление времени. Главное – учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают свою значимость, ценят, что в них нуждаются, что их любят.

Еще Сократ из глубин веков завещал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви, души другим.

Думаю, что ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ – МУГАЛЛИМ. В нем должны содержаться таки качества личности, как уникальность, ум, успешность, универсальность, честность, человечность, чуткость, чувство юмора, искренность, тактичность, естественность, единомышленник, любовь детям, любовь работе, чувство полноты и достаточности.


[1] Буланцева О. Данный материал размещен в ежемесячном корпоративном издании НПФ «Промагрофонд» Стратегический запас, 2010. – №6 (013). – С. 9.