Как живут животные?
№52
(Окружающий мир. I класс)
Джамиля НАСИБУЛЛИНА,
учитель начальных классов средней школы № 10 г. Казани
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
1) познакомить с жизнью животных;
2) научить находить признаки живого у животных;
3) называть условия, необходимые для их жизни;
4) развивать речь, коммуникативные навыки;
5) воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование УУД
Личностные: выражать свои эмоции после просмотра отрывка из фильма о животных.
Регулятивные: определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о признаках животного как живого существа.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в учебнике; использовать полученную информацию делать выводы.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся: находить признаки живого у животных; называть условия, необходимые для их жизни, бережному отношению к природе.
Личностные: уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о признаках животного как живого существа.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в учебнике; использовать полученную информацию делать выводы
Межпредметные связи: технология («Животные»).
Ресурсы:
основные: учебник (Плешаков А.А., С. 72−73), рабочая тетрадь (Плешаков А.А., С. 50−51), электронное приложение;
дополнительные: отрывок из фильма «Царство Русского медведя» − «Тайга и Каспий»; презентация «Животные».
Материал: цветные фишки; ножницы и клей для работы с тетрадью.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
− Улыбнёмся друг другу, пожелаем себе и одноклассникам удачи и начнем урок.
1. Актуализация изученного.
− Отгадайте загадку:
Дом открыт со всех сторон.
В доме тысячи колонн.
Под колоннами – ковры.
Над колоннами – шатры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах. (Лес)
− Сегодня мы с вами откроем тайны леса.
− Что есть в лесу и кто в нём обитает?
II. Повторение изученного
(Включается музыка. Лес.)
Лес без растений – не лес.
1)
− На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
− Чем отличаются деревья от других растений? Прикрепляйте деревья.
− Чем отличаются кустарники от других растений? Прикрепляйте кустарники.
− Чем отличаются травы от других растений? Прикрепляйте травы. Как вы думаете, растения – живые?
− Докажите. (Вывешиваются карточки с признаками, что растения живые: дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают.)
− Чтобы все растения смогли жить, что им необходимо? (Вывешиваются карточки со словами: вода, воздух, тепло, свет.)
2)
− Кто ещё живёт в лесу? (Животные.)
− Перед вами разные животные (игрушки).
(Работа в группах.)
− Мальчики, выбирайте только тех, кто из них живет в лесу. Как их называют? (Дикие животные.) Почему? (Сами себе добывают пищу.)
− Всех остальных животных берут девочки. Как их называют? (Домашние животные.) Почему? (За ними люди ухаживают.)
− Где ещё могут жить животные? (Луг, болото, море, река и т.д.)
− Я вам раздам ещё несколько животных (игрушек). Ребята, на какие группы вы их можете разделить?
(Работа в паре.)
► Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.
► Насекомые – это животные, у которых шесть ног.
► Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
► Звери − животные, тело которых покрыто шерстью.
III. Изучение нового материала
1)
− Сегодня мы должны выяснить, что необходимо животным для жизни.
(Работа с учебником: С. 72−73)
−Мы должны сегодня выяснить, что необходимо животным для жизни. (Размножение животных.)
− Мы все знаем, как появляются на свет животные, у нас есть дома кошки, собаки и другие животные. Поиграем в игру, в ходе которой я узнаю, знаете ли вы, как называют детёнышей некоторых животных. Я назову взрослое животное, а вы – его детёныша.
Игра «Потерялись малыши»
Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Ученики отвечают на вопросы:
1. Волк − волчонок
2. Кабан − поросёнок
3. Медведь − медвежонок
4. Белка − бельчонок
5. Ёж − ежонок
6. Лось − лосёнок
7. Заяц − зайчонок
8. Мышь − мышонок
9. Олень − олененок
10. Кошка − котенок
11. Собака – щенок
Вывод: «Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем».
2)
− Животное родилось и что ему сразу необходимо?
(С.72 учебника, задание № 1. Дети рассматривают верхний рисунок и называют, кто на нем изображен. Затем находят корм каждого животного, обозначая животное и его корм фишками одного цвета. После взаимопроверки, дети могут самостоятельно соединить пары рисунков линиями.
− Определите, кто что ест.
− Сделайте вывод: все животные питаются.
− Но для роста им нужна не только пища, но и вода.
3)
− Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.) С помощью чего разные животные могут передвигаться?
(Работа с учебником: С.72, задание № 2)
− У кого на столе есть птица? Покажите, пожалуйста: как они передвигаются? (Летают.)
−У кого на столе есть звери, насекомые? Покажите, пожалуйста: как они передвигаются? (Бегают.)
− У кого на столе есть рыбы? Покажите, пожалуйста: как они передвигаются? (Плавают.)
− А у кого есть змеи? Они как передвигаются? (Ползают.)
Вывод:
−Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.
Физминутка
Тәрәзә каршына
Килгән бер чыпчык
Мине чакыра
Чык әле,чык.
Алдый ул,беләм
Гел шулай итә.
Йөгереп чыксам
Оча да китә.
4)
− Где животные выводят своё потомство? (В жилищах.)
− У разных животных жилище называется по разному. Какие вы знаете? (Берлога, нора, гнездо, дупло, хатка и т.д.)
(Работа с учебником: С.73, задание 3)
(Работа организуется следующим образом: учитель читает загадку о животном, дети обозначают это животное и его постройку фишками одного цвета.)
− Отгадайте загадки, Муравьишки, кто, где живет?
Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет-строит ловко
Спальню и кладовку. (Хомяк)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (Бобры)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит − будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно. (Оса)
− Соотнесите животное и его жилище. Почему не на открытом месте? (Там тепло.)
Вывод: же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) (Вывешивается карточка с надписью – «тепло»)
− Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.)
− В чём же ещё нуждается каждое живое существо? (Воздух, свет.) (Вывешиваются карточки с этими надписями.)
Вывод. Подумайте и объясните: что необходимо животным для жизни?
(Пища − для питания, воздух − для дыхания, вода − для питья, тепло − для того, чтобы не замерзнуть; свет − для того, чтобы видеть все вокруг.)
− Как вы считаете, мы доказали, что животные – живые организмы? (Да, доказали. Подтверждение этому мы нашли в учебнике, на С.73.)
IV. Закрепление изученного
− Прочитайте ещё раз все условия жизни животных. Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним, и экзотическим, которые живут в других странах.
Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека. Это забота человека о животных.
− Как мы можем заботиться о животных? (Ответы детей.)
− Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения погибнут.
V. Рефлексия
− Оцените свои достижения на уроке: выбери смайлик.
− Объясните свой выбор:
• Сегодня на уроке мне было трудно …
• Сегодня на уроке мне было легко …
• Сегодня на уроке мне было интересно …