Как помогают уроки литературы ученику быть сильными духом?

Фируза ХИСАМУТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы № 169 г. Казани

В настоящее время перед нами, современным обществом, стоит важная задача – воспитание многогранной личности, личности, которая сможет ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности. Поэтому влияние уроков литературы на формирование личности школьника – очень важно, так как является фактом, который невозможно оспорить.

Важные проблемы нравственного воспитания стали мотивом выбора темы моей деятельности в школе. Современное общество получает огромное количество информации: дети часами пропадают у компьютеров, не расстаются с гаджетами и на пальцах можно пересчитать учеников, которые любят читать.

Целью моей работы является привитие любви у учащихся к чтению.

Приведу пример одного из заданий на уроке литературы.

Можно предложить детям прочитать рассказ А.П.Чехова «Следователь» и задуматься над вопросом: виновен ли следователь в смерти жены или нет. Они должны были подумать, что об этом думает автор. Обвиняет ли он его или оправдывает?

Сюжет рассказа «Следователь» построен на том, что автор рассказывает нам о самоубийстве молодой женщины.

Автор так преподносит нам историю героини, что сначала кажется, что женщина, действительно, предчувствует свою смерть. Но после диалога следователя с доктором мы понимаем, что к смерти женщину приводит измена мужа.

Произведения художественной литературы должны помочь детям задумываться о человеческой жизни и понять, что ЖИЗНЬ превыше всего. Ситуация, сложившаяся в рассказе, показывает, что следователь косвенно виноват в смерти жены. Следует ли его привлечь к ответственности или можно считать его невиновным?

Рассказ Чехова говорит нам, читателям, что надо быть внимательнее с близкими нам людьми. Если бы следователь серьезнее отнесся к словам жены, такой трагедии не случилось бы. Сам рассказчик только после разговора с доктором задумывается, а не виновен ли он в смерти жены. Именно сейчас он понимает смысл слов героини, что она умрет после рождения ребенка. Но, даже поняв это, следователь не задумывается над тем, как мало уделял внимания жене. Он больше жалеет себя, считая свою жену жестокой: ведь она решила умереть, чтобы наказать его, как изменника. Мы понимаем, что причиной смерти героини стало одиночество. Она не почувствовала поддержки, и, естественно, смерть ей казалась избавлением.

Чувства, вызванные к жизни внебрачными отношениями супруга или супруги, могут оказаться столь сильными, а самооценка человека так занижена, что они будут способны угрожать физическому и душевному здоровью.

Чтобы доказать виновен следователь в смерти жены или нет, учащимся надо будет изучить статью УК РФ о суициде. Узнать значение слова «суицид», ознакомиться, что говорится об этом в Коране и Библии, то есть учитель должен привлечь межпредметные связи.

Для достижения своей цели на уроках литературы я всегда использую метод творческого чтения и эвристический метод для того, чтобы развить в детях наблюдательность, умение рассуждать, рассматривать поступки героев книг с разных сторон, подобрать нужные слова для передачи своих взглядов на разные проблемы в жизни. Это достигается путём выполнения различных творческих заданий, которые направят обучающихся по верному пути. Дети слушают чтение художественного произведения учителем, отдельных эпизодов произведения в исполнении актеров, учатся самостоятельному выразительному и комментированному чтению. Частые беседы на уроке помогают понять нам, учителям, какое впечатление произвел рассказ или роман на учащихся.

Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, помогает самосовершенствоваться не только ученику, но и учителю.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является важной задачей современной образовательной системы.