Как мы вирус победили?

Татьяна ТРЕПАЧКО,

воспитатель детского сада  №143 г. Казань

Цель: уточнить и расширить представление детей о компьютере средствами интеграции познавательной, речевой деятельности.

Задачи:

развивающие: развивать память, логическое мышление, сообразительность, умение делать умозаключения, объяснительно доказательную речь;

воспитательные: воспитывать у детей интерес к информатике (беседа о компьютере), укреплять умения действовать согласованно (загадки);

обучающие: закрепить умение классифицировать предметы по общим признакам («Фигуры»); находить у предметов общий признак и на этой основе объединять в группы; называть объединения множеств («Фигуры»), упражнять в умении перечислять события в правильной последовательности («Последовательность событий»), познакомить с отрицанием («Команда со словом не»); учить выполнять действия, закодированные рисунком, цифрами («Соедини по точкам»).

Оборудование: ноутбуки, проектор, 3 комплекта геометрических фигур, 3 мольберта, цветные карандаши, простой карандаш, планшеты, мягкие модули с картинками.

Возраст участников: 5 – 6 лет.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Предварительная работа с детьми: изучение частей компьютера, рисование по точкам, беседа на тему «Что ты знаешь о компьютере?», чтение художественной литературы.

Предварительная работа педагога: изготовление геометрических фигур, презентация, смайлики, планшеты, видео-физкультминутка.

Мотивация: очистить компьютер от вируса.

Планируемые результаты: закрепить у детей знания о составляющих частях компьютера, формировать привычку использования компьютера в разных видах деятельности; воспитывать желание помогать и работать в команде.

Работа над словарем: программа, множество, последовательность событий.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие (доминирующая область), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход образовательной деятельности

(Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал. Подходим к двери (на двери логотип Windows и лист с кодом (1. 3. 5.)

Воспитатель. Ребята, обратите внимание на рисунок на двери. Где еще вы могли его видеть?

Дети. На компьютере!

Воспитатель. Правильно. Компьютер – верный друг, он всегда тебе поможет: сложит, вычтет и умножит! Может он ребят учить, может он станок включить. Папе, дедушке и тете он поможет на работе. А что еще можно делать с помощью компьютера? У кого дома есть компьютер? Кто работает на компьютере – папа или мама? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сегодня я хочу вам рассказать о том, как устроен компьютер, как он работает. Сейчас мы попробуем проникнуть внутрь компьютера. Нам нужно ввести пароль – вставить недостающие цифры. (Дети вводят пароль, вставляя недостающие цифры. Открываем дверь и входим. Детей встречает Вирус (на костюме прикреплены «сердечки-жизни»).

Вирус. Кто вы такие и что вам здесь нужно? (Ответы детей.)

Воспитатель. А ты кто?

Вирус. Я – Вирус заразил всех добрых электронных человечков, которые управляют программами. Они заболели, поэтому все программы испортились. А без программ компьютер работать не может.

Воспитатель. Ой, ребята, какая беда случилась с нашим компьютером. Ничего я вам рассказать и показать не смогу. Ведь я одна, а программ восстанавливать много нужно, где же мне взять помощников?

Дети. Мы Вам поможем.

Вирус. А я вам мешать буду! Видите, у меня какой большой запас вредной энергии. И прогнать меня не так-то просто.

Дидактическая игра «Фигуры»

(На слайде –геометрические фигуры: треугольники (большой красный, маленький зеленый, средний желтый), круги (большой зеленый, маленький желтый, средний красный) и квадраты (большой желтый, маленький красный, средний зеленый).

Дети стоят перед экраном.)

Воспитатель. Принимаемся за работу. Итак, восстановим первую программу «Фигуры». Посмотрите на экран. Раньше все фигуры были разделены на группы, но Вирус их перепутал. Попробуем восстановить порядок. На сколько групп вы разделили бы все фигуры? А Г. на какие группы разделил бы все фигуры? Как еще можно разделить фигуры? По какому признаку мы еще не делили фигуры? (По размеру.) На сколько групп вы разделите фигуры по размеру? (Дети подходят к мольбертам и выкладывают геометрические фигуры.)

Воспитатель. Молодцы! Вы очень помогли электронным человечкам, которые отвечают за эту программу. Вы помогли им разделить геометрические фигуры по цвету, по размеру и по форме.

Вирус. Подумаешь, одну программу восстановили. А я их еще много испортил. Ой, у меня энергия уменьшилась. (Снимает сердечко.) Ну я вам покажу! У компьютера, как и у любого человека, есть память. Но я уничтожил и ее. Теперь ваш компьютер ничего не помнит. И ничем вы не сможете помочь.

Игровое упражнение «Восстанови по памяти»

(Дети стоят перед экраном. На слайде рисунок (слева-флаг, в центре дом, справа смайлик).

Воспитатель. Выполним? Посмотрите на монитор запомните рисунок. Сядьте за столы, возьмите, пожалуйста, планшеты и нарисуйте рисунок простым карандашом. (Дети, сидя за столами, рисуют картинку, которую им в течение 3 секунд показывал воспитатель.)

Воспитатель. Что вы нарисовали? А теперь будьте внимательны. Раскрасьте предмет слева от домика не красным цветом. (Дети раскрашивают флажок любым цветом, кроме красного.)

Воспитатель. Что и каким цветом вы раскрасили? А почему ты не раскрасил смайлик? Почему ты не раскрасила фигуру красным цветом?

Вирус.  Вы все правильно выполнили это задание. Опять энергию забрали. (Снимает сердечко.) Раз вы такие внимательные, то я посмотрю, как вы выполните мои команды, когда услышите слово «НЕ».

Я буду говорить, что вам НЕ делать. (Дети сидят за столами и выполняют команды.)

– Не сидите.

– Поднимите не левую руку.

– Закройте не уши.

– Подойдите ко мне не мальчики.

– Подойдите ко мне не девочки.

– Почему вы ко мне подошли? (Ответы детей.)

Вирус. Опять энергию забрали. (Снимает сердечко.)

Воспитатель. А теперь садитесь на ковер перед экраном. Восстановим программу, которая называется «Последовательность событий». Вирус перепутал все картинки. Помогите, пожалуйста, их расставить правильно и расскажите, почему вы их так расставили. (Дети сидят перед экраном ( на слайде картинки 1 последовательность(сажают семена, появились всходы, поспел урожай); 2 последовательность-части суток. Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно выложили картинки, и теперь эта программа то же восстановилась.

Вирус. Ой, кто забрал мою энергию. (Снимает сердечко. Дети стоят и смотрят, как Вирус снимает сердечко с энергией.)

Воспитатель. А пока электронные человечки наводят порядок в компьютере, я вам предлагаю отдохнуть и сделать зарядку. (Проводится физкульминутка. (видеоролик).

Воспитатель. Мы восстановили несколько программ, и добрые электронные человечки, которые живут в нашем компьютере нарисовали нам что-то на память. Но Вирус, пока мы делали зарядку, стер рисунок. Чтобы узнать, что они нарисовали, нужно соединить точки по порядку. Ребята, садитесь за столы. (Дети работают за столами на планшетах.)

Воспитатель. Что же нарисовали электронные человечки? Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, все программы восстановлены и наш компьютер теперь работает! Проверим! Включим ноутбуки и соберем пазлы. (Дети за компьютерами собирают пазлы.)

Вирус. Какие умные и дружные дети, починили компьютер. Но у меня еще энергия осталась, если вы не отгадаете мои загадки и не соберете компьютер, я никуда не уйду! (Дети отгадывают загадки и собирают компьютер из мягких модулей, на которых наклеены картинки-отгадки.)

На столе он перед нами, на него направлен взор, подчиняется программе, носит имя… (монитор).

– Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь и курсором управляешь. Ты – компьютерная… (мышь).

– Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть. Очень тонкая натура. Имя ей … (клавиатура).

– Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног, и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок)

– То-то радость, то-то смех, на бумаге, без огрех из какой коробки лезет, текст на удивленье всех? (Принтер)

Вирус. Опять вы все отгадали. Освободили электронных человечков. И энергия у меня закончилась. Теперь мне здесь нечего делать, пойду пакостить в другие компьютеры! (Вирус уходит.)

Воспитатель. Пора и нам возвращаться. (Дети выходят через дверь.)

Воспитатель. Где мы были? Ребята, что нового вы сегодня узнали? Без чего не может работать компьютер? Какие программы вам больше всего понравилось восстанавливать? Как зовут злого человечка, который уничтожил программы? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, а что нужно делать, чтобы Вирус не пробрался в ваш компьютер?

Дети. Установить антивирусник, не скачивать программы через интернет, не пользоваться чужой флешкой.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Электронные человечки прислали вам письмо с сюрпризом. Возьмите «веселый» или «грустный» смайлик, чтобы самостоятельно оценить свою работу. Спасибо вам за ваш труд и прекрасные ответы.