Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК
№ 109
«С. Козлов «Не улетай, пой птица!»
(Конспект открытого урока в малокомплектной школе по русскому языку и литературному чтению. II — IVклассы)
Алина ХАКИМЗЯНОВА,
учитель начальных классов Старочурилинской средней школы Арского района
2 класс |
4 класс |
Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК.
Цели урока:
|
Тема: «С. Козлов «Не улетай, пой птица!»
Цели урока:
|
Оборудование и материалы: учебник Н. А. Чуракова «Русский язык 2 класс», «Литературное чтение 4 класс»; раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Все за парты тихо сели. Отдохнуть мы все успели. Будем мы сейчас учиться, Не годится нам лениться. Все хотим отметку «пять» На уроке получать.
|
|
|
|
– Сегодня на уроке мы будем исследователями части слова и расширим наши представления о понятии «Суффикс».
– Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока. (На доске кок ик ёк) – Что общего в записях? – Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв? –Запишите их в тетрадь чередуя. 2. Словарная работа. – Какие части слова вы еще знаете? – Что такое корень? Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня? – Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках: лес, лесной, лесок. – Что вы можете сказать о данных словах? — Разберите эти слова по составу. 3. Проверка результатов – Сделаем выводы. Какие части слова вам встретились в данных словах? Вспомним, что мы знаем об этих частях слова? – С помощью чего образовались новые слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Это новая тема для вас? III. Формирование новых ЗУН.
– Образовать новые слова с помощью суффикса – ок.
Физкультминутка «ОБЛАКА»
Упр. 34. Прочитайте задание. – Что можете сказать об этих словах? Как образовались новые слова? Прочитаем объяснение Волшебницы Анишит Йокоповны. Чем вызвано чередование согласных? (Ответы детей) – Новое слово всегда образуется не от другого слова, а от основы другого слова с помощью суффикса –н-. IV. Закрепление полученных ЗУН.
– А теперь исследуем, как образовались слова – названия признаков. Устно объясните, как образовалось слово «Удачный». Аналогичная работа с другими словами письменно.
Упр. 27, стр. 20, работа в парах. Образуй от слов – названий предметов с помощью суффикса –н- слова — названия признаков. Обозначь окончание. Молоко – Рука – Скука – Река – Докажите устно, как образовались новые слова. Взаимопроверка по образцу. – Кто выполнил задание без ошибок? – На что следует обратить внимание при написании слов – названий признаков? – с помощью какого суффикса образовали слова – названия признаков? V. Итог урока. –А теперь давайте подведем итог нашего урока . – Над какой темой мы сегодня работали? – Зачем нужен был этот урок? – Какие открытия совершили? – Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно отличились … Домашнее задание.
|
«Я на солнышке лежу». – А теперь послушайте песенку. – Кто автор этих стихов? Что он еще писал? («Ёжик в тумане», «Разрешите с вами посумерничать» и т. д.) – Давайте вспомнимо чем писал С. Козлов? – Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? (прочитать в учебнике стр. 29) – На примере произведений С. Козлова мы учились видеть красоту. А познакомившись с новой сказкой автора, нам предстоит ответить на вопрос: «Как на нас воздействует красота?» III. Формирование новых ЗУН.
– Но сначала познакомимся с биографией писателя. (Русский язык 2 ч. Стр. 120-121) –Почитайте биографию и заполните таблицу. (проверка) 2. Знакомство со сказкой «Не улетай, пой, птица! » – Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Не улетай, пой, птица!» и будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас. – А можем ли мы, не читая сказку, предположить о ком или о чем она? – Я предлагаю вам послушать эту сказку, и не забывайте, на какой вопрос мы должны ответить. 3. Слушание аудио сказки. Физкультминутка «ОБЛАКА» – Верны ли были ваши предположения? 4. Повторное чтение. Жужжащее чтение. –Чтобы нам поработать с текстом предлагаю вам почитать это произведение вполголоса. Кто быстро прочитает, просматривает глазками вопросы. 5. Анализ произведения. – Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать? – Как он это делает? Найди строчки в тексте, подтверждающий твой ответ. – Можно ли назвать Зайца хорошим учителем? Замечает ли он, что все мысли и чувства Поросёнка заняты совсем другим? – Что же так заинтересовало Поросёнка? – Вы догадываетесь, что это за птица? (Фотографии соловья). – Как же подействовало на Поросёнка пение соловья? Как можно назвать охватившее его чувство? – А вы хотите услышать то, что слышал Поросёнок? Слушание песни соловья (запись) – Какие чувства вы испытали, когда слушали трели соловья? – Почему же поросенок заплакал? –Как вы думаете почему Поросёнок слышал пение птицы, а Заяц –нет? – Почему Поросёнок не делится с Зайцем своими впечатлениями? -Так какова же сила красоты? V. Итог урока. – Какова была тема урока? – Какие цели ставили на урок? – Понравился вам сегодняшний урок? Рефлексия. Я узнал… Мне понравилось… Я научился… Было трудно… Домашнее задание.
|