« К.И.Чуковский. Федорино горе»
« К.И.Чуковский. Федорино горе»
(Урок литературного чтения во 2 классе)
Ирина Симакаева,
учитель начальных классов
Старомокшинской средней школы имени В. Ф. Тарасова
Аксубаевского района
Цель урока: учить вдумчивому чтению, способствовать развитию навыков чтения, формировать умения выделять главную мысль, давать характеристику героям, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учеников.
Планируемые результаты:
1.Предметные
- учащиеся познакомятся со сказкой К.И.Чуковского «Федорино горе»;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
- Метапредметные
— познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
— коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
— регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и внести необходимые коррективы в исполнение.
— личностные УУД
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: портрет К. Чуковского, выставка его книг, аудиозапись сказки, компьютер, мультимедийный проектор для презентации, карточки с заданиями, кукла оберег.
Ход урока
Ⅰ. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я друзья
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайте ума.
Что мы должны знать и чему должны научиться на уроках литературного чтения! (Ответы детей)
Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
Ⅱ. Проверка домашнего задания
1.Чтение стихотворения «Радость»
- Игра «Подбери рифму»
Березы -…(розы).. Полями-…(соловьями) Та-та….( у моста)
Осины -…(апельсины).. В облаках… ( на коньках) Мною-…..( рекою)
Град-…(виноград)…. Павами-…. (кудрявыми ) Луга-…..(дуга)
Ⅲ. Речевая разминка. Постановка целей урока
Сейчас мы проведем небольшую викторину. Задавать вопросы нам поможет моя помощница (кукла – оберег «Десятиручка»). Вы должны внимательно слушать и отвечать на них.
- Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче… (Кто?)
Д. Муха-Цокотуха Именинница! (Слайд 2)
- И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай –ай!»
Мой зайчик попал под трамвай!
-Угадали? Верно.
Д. «Ай Болит» (Слайд 3)
- Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили
В мышеловку посадили.
У. А это из какого произведения? Д. Путаница (Слайд 4)
- У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
Д. «Телефон» (Слайд 5)
- То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
У. Ну как знатоки? Какое это произведение? Проверим. Это стихотворение «Радость» (Слайд 6)
- И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу
Удержаться не могу!»
У. Догадались? Проверим. «Федорино горе» (Слайд 7). Это правильный ответ. Ребята, молодцы!
Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок? (Дети выставляют книги, рассказывают о них.)
Ⅳ. Сообщение темы урока.
Я думаю, что вы уже догадались с каким произведением, сегодня мы познакомимся? Конечно, это «Федорино горе».
Назовите цель и задачи урока.
Цель урока: внимательно прочитать текст, выделить главную мысль, узнать чему учит произведение.
Задачи: следить при чтении, соблюдать правила поведения, не отвлекаться.
А вы знаете, как возникло это произведение? Послушайте.
Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе». Представление книги (Слайд 8)
А теперь послушаем отрывок из этого произведения. Моя помощница нам поможет. Прослушивание аудиозаписи.
Ребята, вы прослушали отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе». Любое литературное произведение имеет свой жанр. Различают следующие жанры:
- Рассказ — жанр повествовательного произведения небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
- Стихотворение — это лирическое произведение организовано ритмически имеющие рифмы.
- Народная сказка — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях.
- Литературная сказка — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях созданный писателем.
Ребята, мы сможем определить жанр произведения «Федорино горе»
(Верно, это литературная сказка)
Ⅴ. Словарная работа
Сито – (Слайд 9) Корыто – (Слайд 10)
Кочерга – (Слайд 11) Прусаки – (Слайд 12)
Ⅵ. Физкульминутка
Раз, два, три, четыре ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: ( Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чашку, чайник, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному)
Ковшик тоже развалился
Ложку мы чуть — чуть сломали,
Так мы маме помогали. ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Ⅶ. Проверка понимания содержания сказки.
- Прочитайте сказку самостоятельно. ( Дети читают.)
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
- Что особенно понравилось?
- Что показалось смешным?
- Какие чувства вызывает у вас Федора? Почему?
- Почему посуда убегает от Федоры? Как вы думаете?
- Жалко ли вам Федору? Почему?
- Какая основная черта характера у Федоры? (Неряшливость)
- Неряшливость хорошая или плохая черта? Почему?
- А когда становится её жалко? (Прочитать с.17-18)
- Почему к Федоре вернулась посуда? (Посуде Федору стало жалко с. 20)
- Какие слова она сказала посуде? (с.20-21)
- Какие черты характера появились у Федоры? (Аккуратность, бережливость)
- Почему самовар называет героиню по отчеству Федора Егоровна? (Простил, уважает)
Ⅷ. Словесный портрет. Работа в группе.
- Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Федору?
- Какая она была в начале сказки? (для 1 группы)
- Какой стала потом? ( для 2 группы)
Ответы детей
1 группа 2 группа
неряшливая опрятная
грязная аккуратная
ленивая трудолюбивая
Ⅸ. Подведение итога.
- С каким произведением мы сегодня познакомились, кто его написал?
- Чему учит это произведение? ( Внимательному отношению друг другу, доброте и порядку)
- Какое горе произошло с Федорой?
Федорино горе –это горе бедной бабушки, от которой сбежала вся посуда и все кухонные принадлежности. А почему? Так ведь бабушка была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей кухонной утвари.
- Кто в этом виноват?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.
- Такие у нас есть ребята?
- Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.
- Ребята, подарим Федоре Егоровне куклу – оберег «Десятиручка»? Пусть наша кукла – помощница облегчит жизнь этой бабушки, чтобы Федора Егоровна все успевала и был у нее всегда порядок!
Ⅹ. Рефлексия.
Микрофон
— Мне понравилось…
— Мне запомнилось…
— Мне удалось…
Д.з . стр. 13-22 подготовить чтение стихотворения по ролям.
Приложение 1
Фрагменты урока
Рефлексия
Микрофон
— Мне понравилось…
— Мне запомнилось…
— Мне удалось…
Подарок Федоре Егоровне — кукла «Десятиручка»
Теперь у Федоры Егоровны всегда порядок!
Приложение 2
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12 Слайд 13
Слайд 14 Слайд 15
Самоанализ урока литературного чтения во втором классе
Данный урок проведен во 2 классе по учебнику «Литературное чтение» 2 часть, авторы — Климанова Л.Ф .,Горецкий В.Г., Голованова М.В. Это третий урок в разделе «Писатели детям». Содержание урока соответствует целям и задачам, а также возрастным особенностям младших школьников.
Выбранная форма урока способствовала поддержанию внимания детей в течение всего урока организации активной мыслительной деятельности, создавала положительный эмоциональный фон, создавала ситуации успеха, а осознание своих успехов способствовало раскрытию психологических возможностей детей. Урок можно считать развивающим. Содержание способствовало развитию личных качеств и психических процессов учащихся: восприятие через аудильные, визуальные, кинестетические каналы; презентация слайдов – внимание эффективное, произвольное, положительные эмоции; при выполнение заданий – дифференциация по уровням способствовала созданию ситуаций успеха, развитию коммуникативных умений, конструктивному поведению, рефлексии. Большое внимание уделено самому чтению текста: прослушивание на фоне музыки( интеграция музыки и поэзии),речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания, просмотровое и выборочное чтение. Проблемные ситуации способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать услышанное.
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: жанр, сказка, стихотворение, олицетворение, сюжет, персонажи, композиция, язык .
Выполнение учащимися цифровых модулей повышает уровень развития младших школьников, повышает компьютерную грамотность ребят.
Актуализация знаний проводится в форме презентации исследовательской работы в группах.
Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, тестовая программа, цифровые модули) способствовали формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Чтобы эффективность работы со слайдами на уроке становилась намного выше, следует дополнять ее самостоятельной работой детей.
Данный урок помог сформировать представление об эпическом стихотворении ; систематизировать и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве К.И.Чуковского; формировать представление о жанре «сказка».
Качество усвоения материала проверяется с помощью разноуровневого теста, презентации исследовательской работы групп.
В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, направленные на то, чтобы ученик научился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию.
Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий.
. На этапе изучения нового материала использована мультимедийная презентация, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.
На уроке просматриваются и межпредметные связи.
Постановка проблемы также активизировала деятельность учеников на уроке.
Организована работа учащихся за компьютерами, управление учебной деятельностью учащихся — учитель консультант. Интерактивная игра «Загадки Дедушки Корнея» не вызвала затруднений у учащихся, что говорит о системном использовании данной методики в работе.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.
Проведение уроков с использованием ИКТ является системой.
На уроке были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности работы за компьютером. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме. Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке.
Соблюдены критерии здоровьесберегающего урока:
- Комфортная обстановка на уроке.
- Познавательная активность на каждом этапе урока,
для каждого ребёнка.
- Смена видов деятельности.
- Эмоциональная разрядка на уроке.
- Наличие физминуток;