« К.И.Чуковский. Федорино горе»

« К.И.Чуковский. Федорино горе»

(Урок литературного чтения во 2 классе)

Ирина Симакаева,

учитель начальных классов

Старомокшинской средней школы имени В. Ф. Тарасова

Аксубаевского района  

 

Цель урока: учить вдумчивому чтению, способствовать развитию навыков чтения, формировать умения выделять главную мысль, давать характеристику героям, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учеников.

Планируемые результаты:

1.Предметные

  • учащиеся познакомятся со сказкой К.И.Чуковского «Федорино горе»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.
  1. Метапредметные

— познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;

— коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и внести необходимые коррективы в исполнение.

— личностные УУД

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портрет К. Чуковского, выставка его книг, аудиозапись сказки, компьютер,  мультимедийный проектор для презентации, карточки с заданиями, кукла оберег.

Ход урока

Ⅰ. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы к уроку?   (Да)

На вас надеюсь я друзья

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайте ума.

Что мы должны знать и чему должны научиться на уроках литературного чтения! (Ответы детей)

Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

Ⅱ. Проверка домашнего задания

1.Чтение стихотворения «Радость»

  1. Игра «Подбери рифму»

Березы -…(розы)..                   Полями-…(соловьями)             Та-та….( у моста)

Осины -…(апельсины)..        В облаках… ( на коньках)        Мною-…..( рекою)

Град-…(виноград)….              Павами-…. (кудрявыми )         Луга-…..(дуга)

. Речевая разминка. Постановка целей урока

Сейчас мы проведем небольшую викторину. Задавать вопросы нам  поможет моя  помощница (кукла – оберег «Десятиручка»). Вы должны внимательно слушать и отвечать на них.

 

  1. Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче… (Кто?)

Д. Муха-Цокотуха Именинница! (Слайд 2)

  1. И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай –ай!»

Мой зайчик попал под трамвай!

-Угадали?  Верно.

Д.  «Ай Болит» (Слайд 3)

 

  1. Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили

В мышеловку посадили.

У. А это из какого произведения?    Д. Путаница  (Слайд 4)

  1. У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

Д. «Телефон» (Слайд 5)     

 

  1. То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

У. Ну как знатоки? Какое это произведение? Проверим. Это стихотворение «Радость» (Слайд 6)

  1. И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу

Удержаться не могу!»

У. Догадались? Проверим. «Федорино горе» (Слайд 7). Это правильный ответ. Ребята, молодцы!

 

Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок? (Дети выставляют книги, рассказывают о них.)

Ⅳ. Сообщение темы урока.

Я думаю, что вы уже догадались с каким произведением, сегодня мы познакомимся? Конечно, это «Федорино горе».

Назовите цель и задачи урока.

Цель урока: внимательно прочитать текст, выделить главную мысль, узнать чему учит произведение.

Задачи: следить при чтении, соблюдать правила поведения, не отвлекаться.

А вы знаете, как возникло это произведение? Послушайте.

Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе». Представление книги (Слайд 8)

А теперь послушаем отрывок из этого произведения. Моя  помощница нам поможет. Прослушивание аудиозаписи.

Ребята, вы прослушали отрывок из произведения  К.И.Чуковского «Федорино горе». Любое литературное произведение имеет свой жанр. Различают следующие жанры:

  • Рассказ — жанр повествовательного произведения небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
  • Стихотворение — это лирическое произведение организовано ритмически имеющие рифмы.
  • Народная сказка — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях.
  • Литературная сказка — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях созданный писателем.

Ребята, мы сможем определить жанр произведения «Федорино горе»

(Верно, это литературная сказка)

Ⅴ. Словарная работа

Сито  – (Слайд 9)               Корыто – (Слайд 10)

Кочерга  – (Слайд 11)            Прусаки – (Слайд 12)

Ⅵ. Физкульминутка

Раз, два, три, четыре ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли: ( Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чашку, чайник, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился

Ложку мы чуть — чуть сломали,

Так мы маме помогали. ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Ⅶ. Проверка понимания содержания сказки.

  • Прочитайте сказку самостоятельно. ( Дети читают.)
  • Какое впечатление произвела на вас сказка?
  • Что особенно понравилось?
  • Что показалось смешным?
  • Какие чувства вызывает у вас Федора? Почему?
  • Почему посуда убегает от Федоры? Как вы думаете?
  • Жалко ли вам Федору? Почему?
  • Какая основная черта характера у Федоры? (Неряшливость)
  • Неряшливость хорошая или плохая черта? Почему?
  • А когда становится её жалко? (Прочитать с.17-18)
  • Почему к Федоре вернулась посуда? (Посуде Федору стало жалко с. 20)
  • Какие слова она сказала посуде? (с.20-21)
  • Какие черты характера появились у Федоры? (Аккуратность, бережливость)
  • Почему самовар называет героиню по отчеству Федора Егоровна? (Простил, уважает)

Ⅷ. Словесный портрет. Работа в группе.

  • Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Федору?
  • Какая она была в начале сказки? (для 1 группы)
  • Какой стала потом? ( для 2 группы)

Ответы детей

1 группа                                           2 группа

         неряшливая                                   опрятная
грязная                                           аккуратная
ленивая                                           трудолюбивая

Ⅸ. Подведение итога.

  • С каким произведением мы сегодня познакомились, кто его написал?
  • Чему учит это произведение? ( Внимательному отношению друг другу, доброте и порядку)
  • Какое горе произошло с Федорой?

Федорино горе –это горе бедной бабушки, от которой сбежала вся посуда и все кухонные принадлежности. А почему? Так ведь бабушка была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей кухонной утвари.

  • Кто в этом виноват?
  • Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.
  • Такие у нас есть ребята?
  • Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.
  • Ребята, подарим Федоре Егоровне куклу – оберег «Десятиручка»? Пусть наша кукла – помощница облегчит жизнь этой бабушки, чтобы Федора Егоровна все успевала и был у нее всегда порядок!

Ⅹ. Рефлексия.

Микрофон

— Мне понравилось…

— Мне запомнилось…

— Мне удалось…

Д.з .  стр. 13-22 подготовить чтение стихотворения по ролям.

 

Приложение 1

Фрагменты  урока

Рефлексия

Микрофон

— Мне понравилось…

— Мне запомнилось…

— Мне удалось…

Подарок Федоре Егоровне —  кукла «Десятиручка»

Теперь  у Федоры Егоровны всегда порядок!

 

 

Приложение 2

 

Слайд 2                                                              Слайд 3

Слайд 4                                           Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8                                                              Слайд 9

 

 

Слайд 10                                                         Слайд 11

Слайд 12                                                       Слайд 13

 

     

Слайд 14                                                             Слайд 15

 

Самоанализ урока литературного чтения во втором классе

Данный урок проведен во 2 классе по учебнику «Литературное чтение» 2 часть, авторы — Климанова Л.Ф .,Горецкий В.Г., Голованова М.В. Это третий урок в разделе «Писатели детям». Содержание урока соответствует целям и задачам, а также возрастным особенностям младших школьников.

Выбранная форма урока способствовала поддержанию внимания детей в течение всего урока организации активной мыслительной деятельности, создавала положительный эмоциональный фон, создавала ситуации успеха, а осознание своих успехов способствовало раскрытию психологических возможностей детей. Урок можно считать развивающим. Содержание способствовало развитию личных качеств и психических процессов учащихся: восприятие через аудильные, визуальные, кинестетические каналы; презентация слайдов – внимание эффективное, произвольное, положительные эмоции; при выполнение заданий – дифференциация по уровням способствовала созданию ситуаций успеха, развитию коммуникативных умений, конструктивному поведению, рефлексии. Большое внимание уделено самому чтению текста: прослушивание на фоне музыки( интеграция музыки и поэзии),речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания, просмотровое и выборочное чтение. Проблемные ситуации способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать услышанное.

На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: жанр, сказка, стихотворение, олицетворение, сюжет, персонажи, композиция, язык .

Выполнение учащимися цифровых модулей повышает уровень развития младших школьников, повышает компьютерную грамотность ребят.

Актуализация знаний проводится в форме презентации исследовательской работы в группах.

Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, тестовая программа, цифровые модули) способствовали формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Чтобы эффективность работы со слайдами на уроке становилась намного выше, следует дополнять ее самостоятельной работой детей.

Данный урок помог сформировать представление об эпическом стихотворении ; систематизировать и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве К.И.Чуковского; формировать представление о жанре «сказка».

Качество усвоения материала проверяется с помощью разноуровневого теста, презентации исследовательской работы групп.

В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, направленные на то, чтобы ученик научился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию.

Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий.

. На этапе изучения нового материала использована мультимедийная презентация, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.

На уроке просматриваются и межпредметные связи.

Постановка проблемы также активизировала деятельность учеников на уроке.

Организована работа учащихся за компьютерами, управление учебной деятельностью учащихся — учитель консультант. Интерактивная игра «Загадки Дедушки Корнея» не вызвала затруднений у учащихся, что говорит о системном использовании данной методики в работе.

Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.

Проведение уроков с использованием ИКТ является системой.

На уроке были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности работы за компьютером. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме. Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке.

Соблюдены критерии здоровьесберегающего урока:

  • Комфортная обстановка на уроке.
  • Познавательная активность на каждом этапе урока,

для каждого ребёнка.

  • Смена видов деятельности.
  • Эмоциональная разрядка на уроке.
  • Наличие физминуток;