Изучение темы «Нефть и продукты переработки нефти» с учетом регионального компонента РТ
№ 183
Екатерина КОСОВА,
учитель химии I квалификационной категории средней школы №137 г. Казани
В рамках раздела химии в X классе «Природные источники углеводородов и их переработка» особое место занимает тема «Нефть и продукты переработки нефти». Данная тема в РТ очень актуальна, т.к. нефть имеет исключительное значение для развития хозяйственного комплекса Татарстана. Она дает различные виды топлива, целый ряд химических продуктов, а также является источником валютных поступлений. Именно разработка месторождения и добыча нефти вывела Татарстан на один из ведущих промышленных регионов России.
При введении в тему обязательно указывается, что нефть находится в недрах земли, заполняя пространство между породами, где акцентируется внимание учащихся об открытии в 1946 г. Бавлинского месторождения, а также об уникальном по размерам и запасам Ромашкинском месторождении. Именно его открытие по праву считается исторической вехой в развитии нефтяной отрасли Татарстана. Позднее были открыты ряд месторождений нефти, положившее начало новому Нижнекамскому нефтеносному району.
Изучая состав нефти акцентируем внимание на том факте, что нефть – смесь углеводородов и состав часто зависит от климатического пояса места ее добычи. Бакинская нефть – черная, богата циклопарафинами, Пермская – содержит ароматические углеводороды, а наша богата предельными и непредельными соединениями. Одновременно приводятся формулы углеводородов состава нефти:
- Предельные (алканы) СnН2n+2
2.Алкены СnН2n
- Алкадиены СnН2n–2
- Циклоалканы СnН2n
Учащиеся повторяют состав соединений, вид и число связей, свойства.
Из нефти выделяют целый ряд продуктов, имеющее большое практическое значение, т.к. нефть в чистом виде не используется. Выделение нефтепродуктов из нефти основано на различной температуре кипения углеводородов входящих в состав. Эта особенность ипользуется как при первичной переработке нефти (фракционной), так и при вторичной (крекинге).
Излагая тему о фракционной перегонке, используется наглядные пособия «Трубчатая печь и ректификационная колонна» и «Фракции нефти». Учащиеся выполняют графическую работу, указывая вид нефтепродуктов, выделяемые на данные фракции, а также температуры кипения и область их применения.
I фракция – газолин, бензин Тк 40 – 200°С
II фракция – лигроин Тк 150 – 250°С (горючее тракторов).
III фракция – керосин Тк 180 – 300°С (горючее самолётов и ракет).
IV фракция – газойль ˃ 300°С (дизельное топливо).
V фракция – на последней фракции выделен мазут, разделяемый на смеси более узкого состава (соляровые масла, смазочные масла, парафин, вазелин, гудрон (дорожное строительство).
Данный способ практически безотходен, но недостатком является малый выход бензина – не более 20%, однако его можно увеличить, применяя метод расщепления углеводородов с длинной цепью на более короткие. Выход бензина возможен до 70%
В процессе дальнейшего обучения формируется метод вторичной переработки нефти. Крекинг – процесс расщепления углеводородов нефти на более короткие цепи. При этом на доске записывается реакция с разбором механизма процесса:
С6 Н34 →С8 Н18+С8 Н16
гексадекан октан октен
С8 Н18→С4 Н10+С4 Н18
октан бутан бутен
Одновременно указываем, что бутан – сырье производства бутадиена, используемого в промышленном масштабе при синтезе каучука.
С4 Н8→CH2=CH – CH=CH2 +H2
бутадиен 1,3
На уроке различаем два вида крекинга:
- Термический, протекающий при температурах 500 – 550°С, где при медленном протекании образуются углеводороды с неразветвленной цепью.
- Каталитический, протекающий при температуре ˂500°С, но с катализатором, где при быстром процессе образуются изомерные цепи.
Учащиеся проводят самостоятельный анализ обоих видов крекинга и определяют особенности каждого.
У бензинов термокрекинга – высокая детонационная стойкость, но вследствие наличия непредельных углеводородов возможна полимеризация и окисление, что снижает устойчивость при хранении.
У бензинов каталитического крекинга самая высокая детонационная стойкость, т.к. в составе разветвленные углеводороды, что исключает полимеризацию и окисление и обуславливает большую устойчивость при хранении.
Далее учащиеся знакомятся с продуктами, полученными в процессе крекинга по имеющемуся наглядному пособию и фиксируют данные в тетрадях.
В качестве дополнительной информации по теме даются понятия:
– пиролиз – разложение органических веществ без доступа воздуха при температуре более 700°С
– ароматизация – процесс получения ароматических углеводородов нефти.
По окончании урока проговаривается информация о переработке нефти в ректификационной колонне и видах крекинга.
В качестве индивидуальных заданий предлагаются презентации, рефераты и сообщения по темам:
- Нефтяная промышленность Татарстана.
- Промышленность органического и нефтехимического синтеза РТ.
- История развития нефтехимии в Татарстане.
- Применение нефтепродуктов.
Таким образом, в рамках данной темы учащиеся приобретают знания не только по химии, но и получают информацию о нефтехимии в РТ, что дополнительно расширяет их кругозор.
Литература
- Химия. Большой справочник для абитуриентов. – М.: Дрофа, 2018.
- Лидин Р.А. и др. Химия для школьников, поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2017.
- Нефтяная промышленность Татарстана (из книги Б.Е.Аболонина «Избранные главы химической технологии»). – Казань, 2000.