Изучение татарского языка с помощью нейропсихологических игр и упражнений
Изучение татарского языка с помощью нейропсихологических игр и упражнений
Фирдевес ФАРЯХОВА,
воспитатель по обучению детей
татарскому языку
Гульнара МИНГУЛОВА,
воспитатель старшей группы
детского сада №189 г.Казани
Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких проблем достаточно широк.
Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.
Преимущества использования нейроигр и упражнений:
- Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях по обучению татарского языка.
Нейроигра: «Умные звоночки»
Описание игры: Перед ребенком на столе карточки с овощами, фруктами и разноцветные звоночки (красный, желтый, синий, зеленый). Педагог называет овощ или фрукт, какого он цвета на татарском языке, а ребенок должен найти соответствующую картинку и одновременно правой (левой) рукой нажимает на картинку,а левой (правой) – на звоночек того же цвета. Например, кызыл алма. Ребёнок левой рукой показывает на картинку, а правой рукой – нажимает на звонок нужного цвета.
Нейроигра: «Цветочная поляна»
Описание игры: На столе у ребенка карточки с разноцветными цветочками , а на тарелке объемные декоративные цветочки (желтый, зеленый, красный, синий). Педагог называет определенный цвет цветка, ребенок одновременно двумя руками находит объемные цветки такого же цвета и накладывает на соответствующие картинки.
Нейроигра: «Моя семья»
Описание игры: В центре коврика расположена картинка домика. Вокруг дома члены семьи.
1 вариант. Педагог называет членов семьи, ребенок ладонью нажимает на них, правая ладонь вверх, левая ладонь вниз, проговаривая на татарском языке членов семьи.
2 вариант. Ребенок приглашает членов семьи в дом. Одновременно двумя руками берет пару картинок с членами семьи, и ставит на дом. Потом всё наоборот двумя руками расставляет их на свои места.
1 вариант. Педагог называет членов семьи, ребенок ладонью нажимает на них, правая ладонь вверх, левая ладонь вниз, проговаривая на татарском языке членов семьи.
2 вариант. Ребенок приглашает членов семьи в дом. Одновременно двумя руками берет пару картинок с членами семьи, и ставит на дом. Потом всё наоборот двумя руками расставляет их на свои места.
Нейроигра: «Накорми птиц»
Описание игры: Перед ребенком на столе 2 тарелки, в тарелках кружочки. На зеленой тарелке кружочки зеленого цвета, на красной – красные. На руку ребенку надевают браслеты с емкостью в виде крышки, в левой руке зеленого, в правой руке красного цвета браслет и емкость. Взрослый предлагает ребенку отсортировать кружочки по цвету. Ребенок правой рукой собирает зеленые кружочки, левой рукой собирает красные кружочки.
В результате использования нейропсихологических игр и упражнений воспитатели групп закрепляют пройденные темы по УМК.
Мы совместно с воспитателем старшей группы разработали сборник нейропсихологических игр и упражнений по обучению родному (татарскому) языку.