Изучение татарского языка с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Изучение татарского языка с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Фирдевес ФАРЯХОВА,

воспитатель по обучению детей

татарскому языку

Гульнара МИНГУЛОВА,

воспитатель старшей группы

детского сада №189 г.Казани

 

 

         Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких проблем достаточно широк.

Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.

Преимущества использования нейроигр и упражнений:

  1. Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях по обучению татарского языка.

 

Нейроигра:  «Умные звоночки»

Описание игры: Перед ребенком на столе карточки с овощами, фруктами и разноцветные звоночки (красный, желтый, синий, зеленый). Педагог называет овощ или фрукт, какого он цвета на татарском языке, а ребенок должен найти соответствующую картинку  и одновременно правой (левой) рукой  нажимает на картинку,а левой (правой) – на звоночек того же цвета. Например, кызыл алма. Ребёнок левой рукой показывает на картинку, а правой рукой – нажимает на звонок нужного цвета.

Нейроигра:  «Цветочная поляна»

Описание игры: На столе у ребенка карточки с разноцветными цветочками , а на тарелке объемные декоративные цветочки (желтый, зеленый, красный, синий). Педагог называет определенный цвет цветка, ребенок одновременно двумя руками находит объемные    цветки такого  же цвета и накладывает на соответствующие картинки.

Нейроигра: «Моя семья»

Описание игры: В центре коврика расположена картинка домика. Вокруг дома члены семьи.

1 вариант. Педагог называет членов семьи, ребенок  ладонью нажимает на них, правая ладонь вверх, левая ладонь вниз, проговаривая на татарском языке членов семьи.

2 вариант. Ребенок приглашает членов семьи в дом. Одновременно двумя руками берет пару картинок с членами семьи, и ставит на дом. Потом всё наоборот двумя руками расставляет их на свои места.

1 вариант. Педагог называет членов семьи, ребенок  ладонью нажимает на них, правая ладонь вверх, левая ладонь вниз, проговаривая на татарском языке членов семьи.

2 вариант. Ребенок приглашает членов семьи в дом. Одновременно двумя руками берет пару картинок с членами семьи, и ставит на дом. Потом всё наоборот двумя руками расставляет их на свои места.

Нейроигра: «Накорми птиц»

Описание игры: Перед ребенком на столе 2 тарелки, в тарелках кружочки. На зеленой тарелке кружочки зеленого цвета, на красной – красные. На руку ребенку надевают браслеты с емкостью в виде крышки, в левой руке зеленого,  в правой руке  красного цвета браслет и емкость. Взрослый предлагает ребенку отсортировать кружочки по цвету. Ребенок правой рукой собирает зеленые кружочки, левой рукой собирает красные кружочки.

В результате использования нейропсихологических игр и упражнений воспитатели групп закрепляют пройденные темы по УМК.

Мы совместно с воспитателем старшей группы разработали сборник  нейропсихологических игр и упражнений по обучению родному (татарскому) языку.