Изучение повести А.Салаха «Последний вальс»

(Урок внеклассного чтения в 8 классе)

Миннур ФАЙЗЕТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Елховской средней школы Альметьевского района

Цели урока:

обучающие: познакомить с произведением земляка и односельчанина А.Салаха «Последний вальс», раскрыть идейное содержание повести;

развивающие: развивать речевые навыки, умение размышлять, совершенствовать устную и письменную речь;

воспитательные:

– показать истинные и ложные нравственные ценности человека;

– воспитывать чувства сострадания, отзывчивости; осознание безусловной ценности человеческой жизни через вовлечение учащихся в процесс анализа художественного текста.

Задачи:

– проанализировать содержание произведения А.Салаха «Последний вальс»;

– сформировать навыки выразительного чтения;

– сформировать навык привлекать к рассуждению на литературную тему высказывания, цитаты, афоризмы;

– расширить словарный запас учащихся;

– на примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности.

Опережающее задание. Прочитать произведение А.Салаха «Последний вальс».

Оборудование: портрет писателя, электронная презентация, мультимедийный проектор, компьютер, иллюстрации о Чернобыльской аварии, проектор, текст повести «Последний вальс»,  вальс «Весенние голоса» И.Штрауса.

Технологии: проблемно-поисковая, элементы развития критического мышления, ИКТ-технологии.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель. Сегодняшний урок внеклассного чтения мы посвятим творчеству нашего земляка и односельчанина Асгата Салаха. Я уверена, каждый из вас не только слышал о нем, но и лично был знаком с ним. Ведь ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция школьников имени А.Салаха, и писатель не раз участвовал в ней. Этим летом прошлого года Асгат Салах покинул нас, но он навсегда останется в памяти своих односельчан, в памяти читателей. Начнем урок с его биографии.

Выступление учащегося с презентацией по биографии писателя. Асхат Салахов родился 5 января 1935 года в селе Елхово Первомайского (ныне Альметьевского) района. Закончил отделение журналистики КГУ и свыше 34 лет работал в периодической печати. Около девяти лет был ее редактором газеты «Әлмәт таңнары». Кроме публицистических статей, у писателя издано 12 книг: «Утекшие воды»,  «Дорога берез», «Мальчики-рыбаки», «Жди меня» и др. За книгу «Дорога берез» присуждена региональная премия имени Рафаиля Тухватуллина. С 2001 года Асхат Салахов был членом Союза писателей Татарстана, имеет звание  заслуженный работник культуры РТ.

  1. Актуализация знаний

Учитель. За плечами писателя, одного из основателя районной газеты «Әлмәт таңнары», множество очерков, публицистических статей, путевых заметок, воспоминаний и более 10 книг, изданных в татарском и русском языках. Сегодня мы обратимся к его повести «Последний вальс».

– Какое впечатление оставила  у вас повесть? (Ответы учащихся.)

– О чем пишет в своей повести А.Салах? (О Чернобыльской катастрофе, о любви, о сильном, мужественном человеке и об участии в ликвидации аварии.)

– Правильно, ребята, эта книга о героизме и трусости, о гражданском долге и  безнравственности, книга о большой беде, которая настигла человечества, книга, где отражаются самые лучшие черты нашего народа и негативные стороны общества.

– Кто обратил внимание на эпиграф произведения, какова история создания  «Последнего вальса»?

Ученик. Повесть писатель посвящает своему младшему брату Агдасу Сахаповичу Салахову. Он погиб в результате последствии катастрофы Чернобыльской  атомной электростанции.

Ученик (рассказывает об истории создания повести). Агдас родился в тяжелое для страны время. Был очень способным. В школьные годы много раз печатался в газете «Татарстан яшьләре». После окончания Лениногорского политехнического техникума сначала работал плотником, а затем перевелся на нефтяной отрасль. Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, его тоже военный комиссариат отправил для ликвидации аварии.

После возвращения Агдас долго не живет. При погребении писатель дает себе клятву написать о нем книгу. И вот в 2002 году выходит в свет повесть «Последний вальс», где прототипом главного героя  является брат писателя.

Учитель. Жизнь главного героя – Газиза повествуется, как вы заметили, по двум сюжетным линиям. С одной стороны, жестокая реальная жизнь, с другой, романтика, любовь. Давайте, ребята, распределимся по группам и побеседуем о событиях, изображенных в произведении.

III. Постановка учебной задачи

1-я группа учащихся. Чернобыльская атомная электростанция находилась в г. Припять в 18 км от г. Чернобыля к северо-западу на территории Украины. В конце прошлого века, а точнее 26 апреля 1986 года ночью произошел взрыв мощного атомного реактора в 4 блоке станции. В истории человечества эта авария является самой масштабной как в использовании атомной энергии, так и по числу жертв, привлеченных в ликвидацию аварии. Было задействовано огромное количество людей (более 600 тыс. человек) и спецтехники, чтобы минимизировать последствия произошедшего. Эвакуировали свыше 115 тыс. жителей. Некоторые не хотели оставлять свои дома, однако радиация была очень опасна для их здороья, и они вынужденно покидали свои кровы.

На бугульминском железнодорожном вокзале Газиз перед отъездом на место аварии знакомится с Василием Емельяновым. От него Газиз узнает насколько опасна и серьезна эта катастрофа.

Учащиеся (читают по тексту описание аварии). «Они приезжают в Чернобыль, приближаются к расположенной в восемнадцати километрах от города АЭС, но их останавливают. К этому времени за счёт больших усилий и потерь был потушен пожар. Куда идти, что делать? Руководство, которое привезло их сюда, пошло искать штаб, а слушатели, выйдя из автобусов, стояли поражённые картиной, открывшейся перед их глазами. Впереди – огромная атомная электростанция. Но она вся обгоревшая, один её блок разрушился, почернел, из него всё ещё валил дым, столбы высоковольтных электрических линий повалились в разные стороны. Кругом беспорядок, неразбериха. Над станцией летают военные вертолёты. От их грохочущего шума не только воздух, но и земля сотрясается так, что уши закладывает. Везде развешаны разноцветные шары… Два дня с утра до вечера слушатели собирали в эти парашюты песок, булыжники, остатки доломита, куски слитков свинца и олова, вешали наполненные парашюты на вертолёты, а те бросали их со всем содержимым на разрушенный четвёртый блок. Некоторые попадали в адское жерло, некоторые – нет. Главная задача – закрыть скважину реактора, из которого беспрестанно шёл поток радиации. Но разве всё бывает так, как нам хочется? Кроме того, куски слитков свинца и олова, сбрасываемые вертолётами, плавятся в реакторе, ядовитым облаком выбрасываются наружу и, поднимаясь в воздух, доставляют дополнительные хлопоты».[1]

Учитель. Позже Газиз увидел все это своими глазами и не только это…

Газиза отправили как архитектора, создать какое-то сооружение. Вот что говорит он сам об этом сооружении.

Чтение отрывка: «Если бы я знал, какое им нужно сооружение. Им оказалась простейшая бетонная опалубка, которую смог бы смастерить даже тот, кто никогда в жизни не держал в руках топор…»[2]

«Когда мы прибыли на место, саркофаг уже начали строить, – начал свой рассказ Газиз. – Четвёртый блок… Адский огонь… Понятно, что так он не виден. Разве мы видели когда-нибудь атомную ярость? 6 Глупые, мы ничего не понимаем. Недалеко от сооружений, опалённых атомным огнём, с одной стороны было кладбище с бесчисленным множеством брошенных машин, которыми пользовались лишь несколько раз, тракторов и другой техники. В Чернобыле было очень много туркмен, узбеков, таджиков, киргизов, казахов, татар, башкир, удмуртов, марийцев… Мы строили опалубку по очереди. Как только наступала наша очередь – бегом добирались до блока из зоны, в которой жили. Каждый в маскхалате, в респираторе, в руках – топор, пила, молоток, гвозди, доски… На блоке работаем ровно пятнадцать минут – это наша дневная норма. До нашего приезда заставляли работать сначала по семь минут, затем – по десять. И в этом нам не повезло. Жара стоит, а на нас столько надето, через респиратор дышать невозможно, очки потеют – ничего не видать. Во время работы потеем так, что все насквозь мокрые, хуже, чем в бане. Спешим, суетимся, ошибаемся, только вот исправлять ошибки времени нет»[3]

Учитель. Насколько было опасно работать в этом 4-ом блоке?

Учащиеся. Работу в саркофаге сравнивает герой с адом. Они считали минуты. секунды. Время выходит, они бегут быстрей от бушующего огня. У каждого в карманах дозиметры, которые показывают полученную дозу облучения, превышающую норму несколько раз.

Учитель. Послушаем нашего учителя физики о радиационном облучении с научной точки зрения.

Учитель физики. Острыми считаются дозы облучения свыше 50 Гр. Они серьезно повреждают нервную систему, смерть наступает в течение нескольких дней. Но уже при дозах ниже 8 Гр у людей проявляются симптомы заболевания, известного как острый лучевой синдром (лучевая болезнь) – тошнота, рвота, диарея, кишечные колики, слюнотечение, обезвоживание организма, общая слабость, апатия. Пострадавшие могут умереть от повреждения желудочно-кишечного тракта одну или две недели спустя. Более низкие дозы могут стать причиной смерти через несколько месяцев: это происходит из-за повреждения костного мозга.[4]

Учитель. Есть ли в повести описание, подтверждающее науки? Какую дозу облучения получил Газиз, действительно и по данной ему справке?

Учащиеся. Судя по справке, выданной Газизу в Чернобыле, он получил облучение дозой 24 рентгена. Если бы было 25, ему дали бы третью группу инвалидности. В действительности же он облучился дозой, во много раз превышающей предельно допустимую: не меньше 30, а может, и все 40 и 50 рентген.

  1. Открытие нового знания

Учитель. В начале урока говорили, что это книга о мужестве и героизме. Докажите эту мысль.

Учащиеся.

– Я думаю, участвовавшие в ликвидации аварии, все по-настоящему герои. Со всего Советского Союза отправляли людей, обещая большие деньги.

– В повести говорится, что в Чернобыле было очень много туркмен, узбеков, таджиков, киргизов, казаков, татар, башкиров, удмуртов, марийцев. И среди них наш земляк Агдас абый или герой повести Газиз.

Учитель. В жизни рядом с героизмом идет и трусость, с добрыми, ответственными людьми подлы, двуличные. Таким человеком в повести оказывается одноклассник Газиза. Охарактеризуйте его.

Учащиеся.

– Безнравственным, эгоистичным и хитрым человеком оказался Тансык – одногруппник Газиза. Именно он обманом и отправил друга в горячую точку, желая не терять свое кресло.

– В группе не любили его, так как он был угодливым, прислуживал любому. Великодушный Газиз и тогда жалел и приютил Тансыка.

– Тансык  – действительно, пустельга. Он ведь не только друга, но и свой язык, свою веру, религию предает. Становится Анатолием Ивановичем.

Учитель. Несмотря на свой небольшой объем, произведение поднимает много насущных проблем. Исходя из ваших ответов понятно, что Асхат Салахов затрагивает вопрос нации, отношение некоторых татар к своему происхождению. Таким оказался Тансык. Как думаете, актуальна ли эта проблема?

Учащиеся. Конечно, да и автор сам сетует, что и среди его родных есть такие, которые связали свою судьбу с человеком с другой нации.

– Автор пишет: «У них тоже нет будущего, они будут все больше и больше отдаляться от своих корней»[5]

– В нашей жизни наблюдаем то же самое. Мне кажется, очень сложно строить семейную жизнь на двух религиях, золотую серединку мало кто может найти.

Учитель. Молодцы, ребята. правильно рассуждаете. Об этом свидетельствует и последняя перепись населения. Татар в России сократилось более чем на 600 тыч. Причиной не являются ли такие люди, как Тансык? Вопрос оставим открытым: пусть каждый из вас задумается об этом наедине.

Учитель. Обратимся к содержанию повести, где происходит событие, которое определяет 2-ю сюжетную линию. В повести, хотя и рассказывается о Чернобыльской катастрофе, главное, на мой взгляд, любовь между Газизом и Айсылу. Писатель как бы не хочет несчастье, беду ставить на первый план в жизни человека

2-я группа учащихся. Главный герой оказался в курорте, благодаря своим друзьям. Приехал он лечиться: после Чернобыля он с каждым днем стал чувствовать себя хуже и хуже. Встретили его как родного. Он очень удивился заботливым отношением всего курортного персонала к приезжим: созданы были комфортные условия для отдыха, лечили высококлассными методами, минеральными водами.

В санатории очень важно, чтоб сосед по комнате пришелся по душе. Вот и Газиз находит здесь такого соседа в лице Габдельфата. Габдельфат – ровесник Газиза, он приехал сюда, чтобы отдохнуть от тяжелой сельской работы. Отправил его председатель колхоза. Габдельфат оказался заботливым, понимающим человеком. Сначала он ознакомил Газиза порядком и режимом санатория, показал процедурные кабинеты. В течение всего времени он находился рядом с Газизом, он понимал насколько тяжело болен его сосед и как-то хотел облегчить ему жизнь.

Здесь встречает Газиз свою настоящую любовь. Айсылу, сначала отвергнувшая Газиза, понимает, что перед ним не простой человек, в чем и убеждается впоследствии. Через их отношения и читатель узнает о прошлой жизни главного героя. Воспоминания его помогают нам понять его внутренний мир и его отношение к любви. Несмотря на свой немолодой возраст он так и не нашел своего счастья в любви.

Любовь Газиза и Айсылу изображается самоотверженной, святой, вдохновляющей. Айсылу, врач по профессии, понимает болезнь возлюбленного, понимает и то, что счастье долго не сможет продолжаться.  Но она нашла в нем искреннего друга. « Самое главное, Газиз абый, я нашла в тебе того, с кем могу поделиться сокровенным»[6] -говорит она.

Учитель. Для Газиза любовь – это…продолжите словами героя.

Учащиеся. Для него «Любовь – это искреннее пламенное чувство. Если спросишь, какие должны быть отношения между двумя влюбленными, я с уверенностью могу сказать лишь  одно – должно быть взаимопонимание. Нужно, чтобы всегда горел огонь любви. Ведь зимой  в домах для тепла топят печи. Вот и любовь не остынет, если ее подпитывать. Без этого жизнь не имеет смысла, и можно даже не надеяться на добрые отношения»,[7] – так отвечает он  Айсылу.

Учитель. Во второй сюжетной линии значительное место отводится описанию природы. Как вы думаете, с какой целью писатель вводит пейзаж?

Учащиеся. Встреча героев происходит в березовой роще, на лоне природы. Писатель тем самым хотел показать и могущественную красоту не только природы, но и любви.

Образ солнца, сумерки, закат – все указывает на грустный конец истории любви, на завершение жизни.

Учитель. Какие художественные детали и символы помогают раскрыть смысл и содержание произведения? (Учащиеся заполняют таблицу.)

Символы и детали Их значение
Песни  главного героя Определяет характер событий, судьбу героев
Сон Сармадии и Айсылу Предвещает о несчастье
Березовая роща у татар береза – предвестник  горя, беды
Вальс Символ любви

 

– А что вам больше всего понравилось в повести? Почему книга называется «Последний вальс»?

Учащиеся. Понравилось, где Газиз кружится в вальсе. Вот где он счастлив! Весь зал с удовольствием наблюдает за танцующей парой.

– Умение красиво танцевать, знание классической музыки-это еще один показатель душевного богатства человека.

Учитель. Верно. Человек, любящий музыку не может быть скверным, недобрым.

Чем заканчивается повесть, какой вывод мы с вами можем сделать?

Учащиеся. Во время танца Газизу становится плохо, его увозит скорая, Айсылу не бросает его. Этот вальс для него стал последним.

– Газиз мало жил, но его жизнь была со смыслом, он по воли судьбы оказался одним из жертв Чернобыльской аварии. После возвращения он со своими друзьям и боролся против строительства атомной электростанции в  Татарстане. Мы ему благодарны за это. Большими усилиями патриотов нашей республики в  1990 году строительство Татарской АЭС было остановлено.

  1. V. Итог урока

Учитель. 26 апреля стало Международным днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. В этот день мы вспоминаем мужество, отвагу и самопожертвование людей, которые встали на борьбу с радиационной стихией. Выражаем искреннюю благодарность и признательность ликвидаторам последствий аварии и склоняем голову перед памятью погибших товарищей, восхищаемся их мужеством, самоотверженностью и героизмом.

  1. VI. Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос «Как раскрывается проблема между властью и личностью на страницах повести?».

[1] Салахов, А.С. Последний вальс: повесть/Татар. кн. изд-во, 2011. стр.35-36

[2] Салахов, А.С. Последний вальс: повесть/Татар. кн. изд-во, 2011. стр 16

[3] Салахов, А.С. Последний вальс: повесть/Татар. кн. изд-во, 2011.стр.17

[4] https://trends.rbc.ru/trends/industry/637f7f179a7947706b533043

[5] Салахов, А.С. Последний вальс:повесть/Татар.кн.изд-во, 2011. Стр.32

[6] Салахов, А.С. Последний вальс: повесть/Татар. кн. изд-во, 2011. стр.25

[7] Салахов, А.С. Последний вальс: повесть/ Татар. кн. изд-во, 2011. стр.26